open Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна
                             
                             
br> Приоритетные проекты,

предложенные правительствами

Беларуси, Российской Федерации и Украины
Призыв ООН к международному сообществу

в связи с чернобыльской катастрофой
Апрель 1999 года

I. Введение
Авария на атомной электростанции в Чернобыле, происшедшая в
апреле 1986 года, представляет собой катастрофу, не имеющую
прецедентов в современной истории, и все еще отрицательно влияет
на жизни миллионов людей в трех наиболее пострадавших странах -
Беларуси, Украине и Российской Федерации. Взрывом была повреждена
защитная оболочка четвертого реактора Чернобыльской АЭС, в
результате чего в течение последующих двух недель в атмосферу было
выброшено 50 млн. кюри радиоактивных изотопов. Радиоактивный
материал широко распространился в атмосфере и осел на поверхности
земли. Его количество поддавалось измерениям практически во всем
Северном полушарии. Выброс радиоактивности в 200 раз превышал
радиоактивность после взрывов атомных бомб, сброшенных во время
второй мировой войны на Хиросиму и Нагасаки. Площади прилегающих к территориям Беларуси, Украины и
Российской Федерации районов, в которых уровни активности изотопа
цезий-137, по данным измерений, превышали 185 Kbq/m2, оценивались
в 16 500 км2, 8100 км2 и 4600 км2, соответственно. Особого
медицинского ухода потребовали 7,1 млн. жителей пораженных
территорий. В общей сложности 600 000 так называемых
"ликвидаторов", принимавших участие в операциях по спасению и
оказанию помощи, получили опасные дозы радиации и были вынуждены
постоянно проходить лечение в трех странах. В некоторых районах,
таких, как Гомельская область в Беларуси, распространенность рака
щитовидной железы в 100 раз превышает данный показатель до аварии,
в частности у детей.
II. Долгосрочные последствия чернобыльской катастрофы
Последствия этой аварии не могут исчезнуть просто так.
Например, радиоактивные изотопы цезия оказывают радиологическое
воздействие в течение нескольких десятилетий. По оценкам, изотоп
цезий-137 не исчезнет в пострадавшем районе до 2016 года.
Гуманитарная катастрофа ни в коей мере не закончилась. Поэтому
необходимо сохранять основные программы Организации Объединенных
Наций в отношении Чернобыля. Даже спустя 12 лет после чернобыльской катастрофы ситуация в
трех пострадавших странах - Беларуси, России и Украине - все еще
вызывает тревогу и требует продолжать оказание помощи со стороны
международного сообщества. В области гуманитарной помощи все еще
сохраняются серьезные опасения в отношении случаев возникновения
рака в результате этой аварии. Существует необходимость в
продолжении усилий по обнаружению и мониторингу. По мнению
экспертов, эта ситуация может сохраниться на несколько
десятилетий. Продолжают оставаться открытыми важные вопросы в
отношении влияния радиации на здоровье человека. Так, необходимо
продолжать научные исследования в области биологического
воздействия радиации, в том числе исследования в отношении
последствий для получивших заражение в ходе и после аварии
родителей и для их детей. Увеличивается частотность врожденных
дефектов. Особенно большого внимания требуют группы детей и
ликвидаторов во всех трех странах. Социально-психологическое воздействие аварии на население
подчеркивалось на всех международных конференциях по Чернобылю;
оно может сохраняться в течение долгого периода времени. Проблемы
здоровья, ухудшение экономического положения, общие социальные
проблемы семей, эвакуированных из зараженных районов или все еще
проживающих в них, могут продлить действие симптомов. Большого
внимания требуют такие экологические проблемы, как рекультивация
зараженных лесов, локализация зараженной пищи, загрязнение воды и
обеззараживание территорий. Еще одной важной целью является
экономическое восстановление пострадавших от аварии районов. Кроме
того, негативное восприятие общественностью информации,
поступающей в отношении нынешнего и будущего воздействия этой
аварии, требует разработки новой информационной стратегии. Эти проблемные секторы были приняты во внимание, когда
предлагались проекты, изложенные в новом "Призыве к международному
сотрудничеству в связи с чернобыльской катастрофой". Они сведены
воедино и кратко изложены в специальном перечне приоритетных
проектов, которые правительства трех пострадавших стран предложили
рассмотреть на предмет их немедленного финансирования.
III. Координатор Организации Объединенных Наций

по международному сотрудничеству в связи с чернобыльской

катастрофой - целевой фонд Организации

Объединенных Наций для Чернобыля
Несмотря на активные и целенаправленные усилия правительств и
международную поддержку, оказываемую через Организацию
Объединенных Наций, двусторонние каналы, Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) и неправительственные организации,
все еще многое предстоит сделать для должного рассмотрения
долгосрочных и многоплановых последствий чернобыльской катастрофы.
Также ясно, что масштабы этой задачи намного превосходят
возможности правительств соответствующих стран, серьезно
ослабленных экономическими трудностями, в плане выделения средств,
необходимых для эффективного решения сохраняющихся проблем. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 52/172 от 18 февраля
1998 года напомнила о долгосрочном характере последствий
катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, требующих для
своего решения широкого и активного международного сотрудничества
и координации усилий в этой области на международном и
национальном уровнях, и выразила озабоченность в связи с
продолжающимся воздействием этой катастрофы на жизнь и здоровье
людей, особенно детей, в пострадавших районах Беларуси, Российской
Федерации и Украины. В этом контексте Генеральная Ассамблея Организации
Объединенных Наций в ряде своих резолюций вновь подтвердила
сохраняющуюся необходимость оказания международной помощи
пострадавшему населению и наделила Координатора по оказанию
чрезвычайной помощи дополнительной функцией Координатора
Организации Объединенных Наций по международному сотрудничеству в
связи с чернобыльской катастрофой. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 52/172 от 18 февраля
1998 года напомнила о долгосрочном характере последствий этой
катастрофы, требующих широкого и активного международного
сотрудничества и координации усилий на международном и
национальном уровнях, и выразила озабоченность в связи с
продолжающимся воздействием на жизнь и здоровье людей, особенно
детей, в пострадавших районах Беларуси, Российской Федерации и
Украины. В той же резолюции Генеральная Ассамблея предлагает
государствам, в частности государствам-донорам, соответствующим
многосторонним финансовым учреждениям и другим заинтересованным
членам международного сообщества продолжать оказывать поддержку
усилиям, предпринимаемым Беларусью, Российской Федерацией и
Украиной в целях смягчения последствий чернобыльской катастрофы. Управление Организации Объединенных Наций по координации
гуманитарной деятельности (УКГД) действует в качестве оперативного
канала для донорских взносов на международное сотрудничество по
Чернобылю. В этих целях УКГД осуществляет руководство
специализированным "Целевым фондом Организации Объединенных Наций
для Чернобыля". Взносы, поступающие через этот Целевой фонд,
используются для удовлетворения приоритетных потребностей,
выявленных в ходе тесных консультаций с правительствами
пострадавших стран и Межучрежденческой целевой группой по
Чернобылю. Находящийся в Женеве Сектор УКГД по Чернобылю оказывает
Координатору Организации Объединенных Наций по международному
сотрудничеству в связи с чернобыльской катастрофой поддержку при
осуществлении им его обязанностей в отношении международного
сотрудничества и координации усилий по изучению, смягчению и
минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Это
сотрудничество координируется Межучрежденческой целевой группой по
Чернобылю, возглавляемой УКГД. Членами Целевой группы являются
представители учреждений системы Организации Объединенных Наций,
других международных организаций и неправительственных
организаций.
IV. Меры, принимаемые национальными органами власти
IV.1 Беларусь
Из трех пострадавших стран Беларусь больше всех подверглась
заражению. Свыше 1,4 млн. га лучших сельскохозяйственных земель и
около 20 процентов лесных угодий были заражены радионуклидами
(главным образом изотопами цезий-137 и стронций-90). Из
пострадавших территорий было эвакуировано большое количество
людей. Эти факты привели к крупным социально-экономическим
проблемам в регионе, психологическим проблемам у жертв заражения,
переселенных или все еще находящихся в зараженных регионах, и к
серьезным медицинским проблемам у населения, таким, как лейкемия,
лимфома и заболевания щитовидной железы. Национальные органы власти были вынуждены осуществлять
сложную программу мер по смягчению последствий этой катастрофы и
выделять в связи с этим важные финансовые и материальные ресурсы. Национальные расходы на эту программу составили: - в 1986-1989 годах: 1,118 млрд. советских рублей ежегодно

(эквивалентно 1,865 млрд. долл. США); - 1990 году: 1,73 млрд. советских рублей (2,95 млрд. долл.
США);

(эти суммы составляют 21,2 процента бюджета Беларуси в 1990

году и 22,3 процента в 1991 году) - в 1992-1996 годах: 1,1 млрд. долл. США ежегодно; - в 1997-1998 годах: 800 млн. долл. США ежегодно. В частности, в 1998 году вышеупомянутая сумма была потрачена
на осуществление закона о социальной защите граждан, пострадавших
от катастрофы, в связи с расходами на здравоохранение,
предоставлением бесплатного питания детям зараженных районов и
мерами компенсации для пострадавшего населения, а также
капитальными инвестициями и научными и защитными мерами в
сельскохозяйственной и промышленной областях. Кроме того,
значительные взносы на местном уровне были сделаны частными
предприятиями и общественными организациями.
IV.2 Российская Федерация
В результате чернобыльской катастрофы заражению подверглась
российская территория площадью около 57 000 км2, на которой
проживало 2,7 миллиона человек. Более 250 000 российских граждан
приняли участие в работах по оказанию помощи после аварии, из них
46 000 человек стали инвалидами. В 1991 году в Российской
Федерации был принял закон "О социальной защите граждан,
подвергшихся действию радиации в результате чернобыльской
катастрофы". На основании этого закона были осуществлены следующие
федеральные программы: "Объединенная государственная программа по
защите населения Российской Федерации", "Жилье для ликвидаторов" и
"Дети Чернобыля". С 1992 года Россия потратила на решение связанных с
Чернобылем проблем свыше 6 млрд. долл. США. Было построено более 2
млн. м2 жилья, школы на 20 000 детей и детские сады на 4000 детей,
больницы на 2000 человек, клиники, рассчитанные на 6000 посещений
в день, культурные учреждения на 3600 мест, более 1500 км
газопроводов, более 500 км дорог и т.д. Были улучшены жилищные
условия для 8628 семей ликвидаторов. Более 20 процентов общей
суммы расходов было потрачено на предотвращение и лечение
вызванных радиацией заболеваний у детей и подростков. В рамках
Союза России и Беларуси была разработана программа совместных мер
по ликвидации последствий катастрофы. В рамках этой программы
планируется строительство и оснащение Всероссийского центра
экологической и радиологической медицины в Санкт-Петербурге и
реконструкция Радиологического центра в Обнинске. Власти планируют
внедрить современные технологии производства продуктов питания с
элементами профилактического и терапевтического действия,
обеспечить сокращение радионуклидов в продуктах, внедрить
технологии использования лесов на зараженных территориях. В 1998
году из-за резкого сокращения национальных бюджетов на эту
программу запланировано выделить лишь 50 млн. рублей. Это означает
сокращение необходимых ассигнований на 60-70 процентов.
IV.3 Украина
В течение первых пяти лет после катастрофы (до сентября 1991
года) глобальные последствия Чернобыля рассматривались в рамках
крупномасштабных программ, которые финансировались из бюджета
бывшего СССР. После получения независимости этими странами и
углубления экономических кризисов стало очевидно, что последствия
Чернобыля нельзя ликвидировать - их можно лишь смягчить. С сентября 1991 года финансирование этих расходов было
включено в бюджет Украины. Основным источником финансирования
является Специальный фонд для мер по ликвидации последствий
чернобыльской катастрофы и социальной защите населения (именуемый
далее "Фондом"). Этот Фонд был создан по решению парламента Украины 20 декабря
1991 года ( 2006-12 ) в рамках государственного бюджета.
Выделяемые для него ресурсы поступали за счет налогообложения.
После принятия вышеупомянутого закона кабинет министров Украины
принял 30 марта 1998 года решение, озаглавленное "Об утверждении
процедуры выделения ресурсов для Фонда о мерах по ликвидации
последствий чернобыльской катастрофы и социальной защите
населения" ( 396-98-п ). Согласно Национальной программе по минимизации последствий
чернобыльской катастрофы и социальной защите населения в
государственном бюджете предусматривается финансирование до 2000
года таких специальных мероприятий, как социальная защита
населения, пострадавшего от аварии; государственные
капиталовложения; переселение населения; работа в зоне отчуждения;
комплексные медико-санитарные меры; экологическая реабилитация и
защита загрязненных районов. Необходимость в ассигнованиях на 1997 год оценивалась в 5
681,7 млн. украинских гривен. Ассигнования на 1997 год составляют
62,5 процента от запланированных и лишь 27,6 процента от
фактических потребностей. На постчернобыльские мероприятия из государственного бюджета
Украины на 1998 год планировалось выделить 2606 млн. украинских
гривен или 57,3 процента от требуемых сумм; а на социальную защиту
- 1953,5 млн. украинских гривен или 56,2 процента. Фактически за
10 месяцев 1998 года объем ассигнованных средств составил 1164,8
млн. украинских гривен или 44,7 процента от ежегодных
запланированных расходов.
V. Проекты, финансируемые Фондом Организации

Объединенных Наций для Чернобыля
За счет взносов, полученных Фондом Организации Объединенных
Наций для Чернобыля (который управляется УКГД), с 1997 года в
соответствии с договоренностями, достигнутыми с исполнительными
учреждениями, финансируются или находятся на стадии подготовки
следующие проекты: - Благодаря взносу правительства Нидерландов в марте 1997
года было заключено соглашение с Международной федерацией обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца (МФККП) о предоставлении
срочной гуманитарной помощи России, Беларуси и Украине. Сумма: 95
000 долл. США. Эта сумма была израсходована на закупку
оборудования для новых передвижных диагностических лабораторий,
приборов, позволяющих контролировать качество продуктов питания,
на обучение персонала пользованию современной аппаратурой. Этот
проект позволил обследовать в апреле-октябре 1997 года в
зараженных районах 25 653 человека. (Кроме того, правительство
Нидерландов перечислило 415 000 голландских гульденов ВОЗ и 437
500 голландских гульденов ЮНЕСКО для осуществления проектов в
области здравоохранения и социально-психологической реабилитации.) - Благодаря взносу германской НПО "Интернационалер
хильфсфондс э.ф." в январе 1998 года было заключено соглашение с
Научно-исследовательским институтом гематологии и переливания
крови в Минске, Беларусь. Сумма: 10 980 долл. США. Данный проект
предусматривает изучение иммунных девиаций как основного критерия
для диспансеризации ликвидаторов. (Код проекта: Health/BEL 04/97.) - Благодаря взносам той же германской НПО, предоставленным в
натуральной форме, была организована доставка в реабилитационные
центры в Беларуси материалов и оборудования (больничных коек,
предметов домашнего обихода, школьных материалов, оборудования для
диагностики глазных болезней и т.п.) на сумму приблизительно 200
000 немецких марок. С Чернобыльского счета УКГД на проведение этой
операции было перечислено 12 000 долл. США для закупки некоторых
видов медицинского оборудования и покрытия транспортных расходов. - Благодаря взносу правительства Швейцарии в мае 1998 года
Отделению ЮНЕСКО по проектам для Чернобыля в Киеве была
перечислена сумма в размере 40 000 долл. США. Она предназначалась
для покрытия расходов, связанных с проектом по подготовке кадров,
который предусматривал повышение квалификации персонала центров
социально-психологической реабилитации, созданных в Беларуси,
России и Украине. - В октябре 1998 года Управление ООН по координации
гуманитарной деятелльности (УКГД) договорилось с министерством по
чрезвычайным ситуациям Беларуси о создании нового центра
социально-психологической реабилитации (в Ждановичах) для детей,
пострадавших от последствий аварии. Этот центр будет
финансироваться за счет полученного от правительства Греции взноса
в размере 116 424 долл. США. - В ноябре 1998 года УКГД заключило с Гомельским областным
агентством по экономическому развитию (Беларусь) соглашение об
осуществлении проектов по восстановлению экономики области. Сумма:
70 000 долл. США из нераспределенных средств. - Фонд Организации Объединенных Наций для Чернобыля также
выделил 117 250 долл. США для разработки технико-экономического
обоснования проекта по строительству защитной дамбы в
Чернобыльской запретной зоне в Украине. Для этого проекта
зарезервированы дополнительные средства из взносов, объявленных
правительством Соединенных Штатов (на общую сумму 270 000 долл.
США). - За счет упомянутого взноса правительства Соединенных Штатов
будут финансироваться два новых центра социально-психологической
реабилитации детей в Украине (в Коростене и Боярке). Для этого
зарезервированы средства в размере 410 000 долл. США. - За счет этого же взноса Соединенных Штатов в Украине будет
финансироваться еще один проект по диагностике и лечению рака
щитовидной железы, лейкоза и лимфомы среди детей и подростков,
пострадавших от чернобыльской аварии (долгосрочные последствия).
Сумма: 320 000 долл. США. Он будет осуществляться ВОЗ при
содействии научно-исследовательских центров в Киеве (Украина). Кроме того, следует отметить, что Сектор по Чернобылю
участвовал в переговорах о предоставлении правительством
Нидерландов взноса в размере 270 000 долл. США, который был
перечислен МФККП для содействия осуществлению в Беларуси, России и
Украине крупного проекта по закупке порошкового молока и
поливитаминов для детей и подростков в районах, пострадавших от
чернобыльской аварии. Сектор по Чернобылю поддержал также просьбу, которую МФККП
направила в гуманитарные управления Европейской комиссии (ГУЕС), о
финансировании оборудования, которое будет установлено в Институте
радиационной медицины в Аксаковщине (Минский район, Беларусь);
запрашиваемый объем средств: около 300 000 долл. США. Эта просьба
по-прежнему находится на рассмотрении ГУЕС.
VI. Приоритетные проекты: неудовлетворенные

первоочередные потребности
По договоренности с Координатором Организации Объединенных
Наций по международному сотрудничеству в связи с чернобыльской
катастрофой правительства трех пострадавших стран определили ряд
приоритетных проектов, для осуществления которых срочно требуются
внешнее финансирование и помощь. Ниже приводятся их названия и
краткое описание:
Беларусь
Модернизация Брагинской больницы, Гомельская область.

Код проекта: Health/BEL 03/97.
Продолжительность: три года. (Проект будет осуществляться в
сотрудничестве с ВОЗ.) Цель: больница в Брагине обслуживает приблизительно 20 000
человек, которые живут в районе, пострадавшем в результате
чернобыльской аварии. Это одна из больниц, которые наиболее
активно занимаются диагностикой и лечением данной категории
населения. Она нуждается в ремонте и модернизации; в частности, ее
состояние уже не соответствует санитарным нормам. Для того чтобы
она могла выполнять стоящие перед ней задачи, требуется новое
оборудование. Требуемая помощь: требуется специальное оборудование
(например, рентгеновский аппарат, передвижная установка УЗИ,
оборудование для проведения анестезии, определения содержания
электролитов в крови, реанимации, коагулометр, гематологический
анализатор и т.д.). Общий объем необходимой финансовой помощи составляет 2 млн.
долл. США. Национальные органы власти выделят средства для
проведения ремонта, а также на покрытие расходов по персоналу и
расходов в связи с услугами местных предприятий (приблизительно
208 млрд. белорусских рублей).
Создание сети детских реабилитационных центров

в Беларуси в незагрязненных районах.

Код проекта: Socio-psych/BEL 08/97, Annex I.
Продолжительность: два года Цель: в настоящее время нет никаких сетей, объединяющих
только центры реабилитации детей, пострадавших от радиации в
результате аварии на Чернобыльской АЭС. Имеется лишь несколько
общереабилитационных учреждений, которые построены на
незагрязненных территориях или занимают помещения бывших военных
объектов в Беларуси. Шесть центров из 12 уже введены в действие.
Однако в связи с отсутствием финансовых ресурсов оборудование для
детских реабилитационных центров не поставлено. Проект направлен
непосредственно на оснащение центров оборудованием, повышение
квалификации медицинского персонала, обучение персонала,
занимающегося педагогической и психологической деятельностью,
работе с детьми и подростками в условиях реабилитационных
учреждений, обучение работников социальной сферы. Требуемая помощь: медицинское и диагностическое оборудование,
школьное оборудование, снаряды для спортивной подготовки;
оснащение помещений; комплекты материалов, наглядных пособий и
тому подобного для социально-психологической реабилитации
пострадавших детей; разработка методов реабилитации для различных
категорий населения; подготовка персонала. Сметная стоимость: 600
000 долл. США. Национальный вклад: строительные работы сметной
стоимостью 216 140 долл. США и ежегодные эксплуатационные расходы,
включая расходы по персоналу, в размере 1,5 млн. долл. США.
Радиоэкологическая реабилитация конкретных

районов Гомельской области в целях создания

условий для устойчивого развития пострадавших территорий
Обеззараживание мест, часто посещаемых детьми и взрослыми.

Код проекта: Env/BEL09/97 - Annex I.
Продолжительность: три года Цель: в результате аварии на Чернобыльской АЭС свыше 70
процентов территории Гомельской области подверглись радиоактивному
заражению. Реабилитация загрязненных территорий является
необходимым условием для проживания на них. Таким образом,
первоочередное внимание должно быть уделено обеззараживанию
детских садов, школ и больниц, поскольку обеззараживание является
наиболее оправданной из тех мер, которые необходимо принимать на
зараженных территориях Гомельской области. Несмотря на то, что эта
работа осуществляется на протяжении более чем пяти лет,
обеззараживание является настоятельной необходимостью, поскольку
это основной способ уменьшения доз внешнего облучения. Более
эффективные с точки зрения затрат методы обеззараживания детских
садов, школ и больниц требуют использования малогабаритного
оборудования и технологий, имеющихся у аналогичных организаций
западных стран. Требуемая помощь: специальное малогабаритное оборудование и
приборы, специальная защитная одежда (обмундирование) для
персонала, подготовка персонала. Общая сметная стоимость: 400 000
долл. США. Национальный вклад: персонал, техническое обслуживание
оборудования и приборов для обеззараживания, практическая работа
по обеззараживанию.
Российская Федерация
- Проект Health/RUS/02/97 - медицинская и психологическая
реабилитация работников по ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС; требуемая помощь: 1 450 000 долл. США.
- Проект Health/RUS/03/97 - международная гуманитарная
программа поставки фармацевтических препаратов для оказания
медицинской помощи населению, подвергшемуся воздействию радиации в
результате аварии на Чернобыльской АЭС; требуемая помощь: 6 675 000 долл. США.
- Проект Health/RUS/04/97 - ультразвуковое обследование 500
000 детей и взрослых, подвергшихся воздействию радиации в
результате аварии на Чернобыльской АЭС, для раннего
диагностирования заболеваний щитовидной железы; требуемая помощь: 1,2 млн. долл. США.
Украина
- Международная программа по проблемам последствий
чернобыльской катастрофы для здоровья людей (МППЧКЗ, второй этап);
Health/REG 01/97; требуемая помощь: 2,5 млн. долл. США на протяжении пяти лет.
- Диагностика и лечение рака щитовидной железы, лейкоза и
лимфомы среди детей и подростков; Health/UKR 01/97; требуемая помощь (для продления проекта): 320 000 долл. США.
- Выявление последствий для здоровья родителей, подвергшихся
воздействию радиации, и состояния здоровья их потомства;
Health/UKR 02/97; требуемая помощь: 210 000 долл. США.
Следует отметить, что потребности, обусловленные
международным сотрудничеством в связи с чернобыльской катастрофой
в рамках призыва к совместным действиям, не покрываются из
основного бюджета УКГД.
Российская Федерация
Поставка четырех производственных (асептических) линий для
дозировки и расфасовки молочных продуктов для Брянской области. Проект кода: Economy/RUS 08/97. Продолжительность: один год Цель: организовать производство таких продовольственных
изделий, как продукты детского питания, молоко, молочные продукты,
соки и мармелад с витаминными добавками, которые повышают
сопротивляемость организма пострадавших людей к радиационному
воздействию. Эти продукты будут поставляться в детские учреждения,
школы и больницы Брянской области, которая в России подверглась
наибольшему загрязнению. Требуемая помощь: 600 000 долл. США (150 000 долл. США на
каждую производственную линию). Национальный вклад: ремонт зданий,
связь, расходы по обслуживанию, персонал.
Ультразвуковое обследование 100 000 детей, подвергшихся
облучению в результате чернобыльской катастрофы, в целях раннего
диагностирования патологий щитовидной железы.

(Часть проекта Health/RUS 04/97).
Продолжительность: три года Цель: обследование 100 000 детей в зараженных областях
(Калужской, Тульской, Орловской, Брянской и т.д.) - Подготовка 30
специалистов по ультразвуковой диагностике заболеваний щитовидной
железы - Лечение детей, у которых обнаружен рак щитовидной железы. Требуемая помощь: 1 200 000 долл. США на ультразвуковую
диагностическую аппаратуру, транспортные средства, подготовку
кадров и т.п. Национальный вклад: 150 млн. рублей.
Поддержка и дальнейшее развитие сети центров

социально-психологической реабилитации населения и

ликвидаторов, пострадавших в результате чернобыльской

катастрофы (новое предложение).
Продолжительность: два года Цель: обеспечить поддержку и дальнейшее развитие системы
общинных центров социально-психологической реабилитации
пострадавших в результате чернобыльской катастрофы людей, которая
была создана в 1994-1996 годах в рамках Чернобыльской программы
ЮНЕСКО и частично под эгидой министерства по чрезвычайным
ситуациям России. Помимо центров, действующих в четырех областях
России, дополнительно будет создан новый национальный центр в
Москве для оказания социальной и правовой помощи ликвидаторам и
пострадавшему населению из других областей страны, выполнения
функций учебной базы для персонала всех центров в России и
поддержания связей с международным сообществом через систему
Интернет. Требуемая помощь: общая сумма: 700 000 долл. США (500 000
долл. США для создания нового центра в Москве и налаживания связей
и 200 000 долл. США на поддержку и расширение деятельности в
социальной сфере. Национальный вклад: 6 млн. рублей.
Украина
Международная программа по проблемам последствий чернобыльской

катастрофы для здоровья людей (МППЧКЗ - второй этап).

Код проекта: Health/UKR 01/97.
Продолжительность: пять лет (проект будет осуществляться
ВОЗ). Цель: главная цель этого проекта, предназначенного для
Украины, заключается в активизации и повышении координации усилий
по обеспечению диагностического обслуживания, лечения и
реабилитации ликвидаторов, зарегистрированных в Украине.
Во-вторых, этот проект позволит создать базу для изучения
воздействия на здоровье путем систематизированного сбора и
обработки данных, полученных в результате осуществления программ
по охране здоровья и из внешних источников. Требуемая помощь: специальное оборудование; поставка
химических веществ и реактивов; подготовка специалистов. Сметная стоимость: 2,5 млн. долл. США (500 000 долл. США в
год). Национальные органы власти должны организовать клиническое и
диагностическое обследование состояния здоровья ликвидаторов,
предоставление оборудования, покрытие расходов по персоналу,
публикацию результатов.
Разработка технологий лесовосстановления на территориях,

зараженных в результате чернобыльской катастрофы

(новое предложение)
Продолжительность: четыре года. Цель: 3,5 млн. га украинских лесов в результате чернобыльской
катастрофы загрязнены радионуклидами. Проект позволит улучшить
уход за загрязненными лесными массивами в Украине и их устойчивое
использование и будет способствовать стабилизации общей
экологической ситуации в зоне, пострадавшей в результате
чернобыльской катастрофы. Благодаря разработке долгосрочной
стратегии лесопользования и применению современных экологических и
безопасных в радиационном отношении технологий будет повышен
уровень безопасности лесной продукции и уменьшена величина дозы,
получаемой людьми, которые заняты в лесном хозяйстве. Требуемая помощь: 1,3 млн. долл. США для создания безопасных
технологий лесопользования, изучения миграции цезия-137 и
стронция-90 в лесных экосистемах, разработки экспериментального
проекта, подготовки персонала, составления необходимых нормативных
документов и издания рекомендаций по восстановлению загрязненных
лесных массивов. Национальный вклад: 800 000 долл. США; услуги
национальных экспертов по изучению и разработке технологий;
радиационный контроль, техническое обслуживание оборудования и
средства предотвращения лесных пожаров.
Выявление последствий для здоровья родителей,

подвергшихся воздействию радиации, и состояния здоровья

их потомства; разработка мер по уменьшению опасности
неблагоприятных последствий в первом родившемся поколении.

Код проекта: Health/UKR 02/97.
Продолжительность: три года (проект будет осуществляться в
сотрудничестве с ВОЗ). Будут учтены результаты работы, начатой
Европейским сообществом. Цель: определить параметры физического и нейропсихического
развития детей ликвидаторов, в том числе тех, у кого выявлен
острый лучевой синдром; охарактеризовать функциональное состояние органов и систем
(генетического аппарата, иммунной, кроветворной, нервной,
дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем) у детей
родителей, подвергшихся облучению; сопоставить данные о состоянии здоровья детей и их родителей; разработать систему реабилитационных мер для снижения
опасности неблагоприятных последствий для здоровья и т.д. Требуемая помощь: закупка оборудования (оптического
микроскопа типа "Оптифот", одного персонального компьютера с
принтером, реактивов и других материалов для проведения
исследований); подготовка специалистов; полевые работы. Сметная
стоимость на три года: 210 000 долл. США. Национальные органы власти предоставят все
лаборатории/помещения, необходимое оборудование, возьмут на себя
расходы по персоналу и экспертам.
Примечание: коды проектов приводятся в Межучрежденческой
программе оказания международной помощи районам, пострадавшим в
результате чернобыльской аварии.
С настоящим документом на английском языке можно ознакомиться
в Интернете по адресу: www.reliefweb.int/ocha_ol/programs/response/cherno/cher.htm Для получения более подробной информации о приоритетных
проектах просьба обращаться по адресу: UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs Disaster Response Branch Chernobyl Desk Palais des Nations 8-14 Av. de la Paix CH-1211 Geneva 10, Switzerland Тел.: (4122) 917 16 45, факс: (4122) 917 0023, адрес электронной почты: dusan.zupka@dha.unicc.org

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: