open
Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна
                             
                             
Консультативное заключение N 01-1/3-08

Экономического Суда Содружества Независимых Государств

о толковании части первой статьи 1

Соглашения о порядке пенсионного обеспечения

и государственного страхования сотрудников органов

внутренних дел государств-участников

Содружества Независимых Государств

от 24 декабря 1993 года
(20 апреля 2009 года)

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в
составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда СНГ
Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж.,
Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием генерального советника Экономического Суда СНГ
Жишкевича В.И., представителя Исполнительного комитета Содружества
Независимых Государств Вежновца В.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о
толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с
запросом о толковании части первой статьи 1 Соглашения о порядке
пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников
органов внутренних дел государств-участников Содружества
Независимых Государств ( 997_744 ) от 24 декабря 1993 года
(далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
Основанием для запроса послужило письмо пенсионера - бывшего
сотрудника органов внутренних дел Лымаря В.М., который проживал и
получал пенсию за выслугу лет в Республике Казахстан. В Российской
Федерации, куда Лымарь В.М. прибыл на постоянное место жительства,
Главным управлением внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и
Ленинградской области ему было отказано в выплате пенсии того же
вида за период со дня регистрации по месту пребывания и до
регистрации по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
В связи с этим Исполнительный комитет СНГ просит
Экономический Суд СНГ дать разъяснение по вопросам:
что понимается под "постоянным проживанием" для целей,
предусмотренных частью первой статьи 1 Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 );
с какого времени органы внутренних дел обязаны назначить и
выплачивать пенсию за выслугу лет пенсионерам - бывшим сотрудникам
органов внутренних дел, переехавшим на постоянное место жительства
в другое государство-участник Соглашения от 24 декабря 1993 года
( 997_744 ), по вновь избранному ими месту жительства.
Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя
Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., проанализировав
заключения генерального советника Экономического Суда СНГ
Жишкевича В.И., специалиста Филипповой М.В., изучив имеющиеся в
деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
Толкование применения части первой статьи 1 Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) необходимо осуществлять,
основываясь на статьях 30 и 31 Венской конвенции о праве
международных договоров ( 995_118 ) от 23 мая 1969 года:
в соответствии с обычным значением, которое следует придавать
терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей
договора;
во взаимосвязи с другими договорами государств-участников
Содружества, касающимися пенсионного обеспечения граждан, в том
числе сотрудников органов внутренних дел, и последующей практикой
их применения.
Соглашение от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ) вступило в
силу для Республики Казахстан, Республики Таджикистан и
Туркменистана - 21 ноября 1994 года; Республики Узбекистан -
23 января 1995 года; Республики Беларусь - 10 апреля 1995 года;
Кыргызской Республики - 19 января 1996 года; Украины -
10 апреля 1996 года; Российской Федерации - 9 июля 1999 года;
Республики Молдова - 6 ноября 2002 года; Республики Армения -
28 января 2004 года; Азербайджанской Республики -
15 апреля 2004 года.
Как следует из преамбулы, государства-участники заключили
Соглашение от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ), основываясь на
Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного
обеспечения ( 997_107 ) от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение
от 13 марта 1992 года) и желании сотрудничать в области
социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц,
уволенных из органов внутренних дел, и их семей.
Соглашение от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ) закрепляет
основные принципы пенсионного обеспечения сотрудников органов
внутренних дел, в том числе пенсионеров - бывших сотрудников
органов внутренних дел, которые приобрели право на пенсию на
территории одного из государств-участников Соглашения и реализуют
это право на территории другого государства-участника Соглашения.
Ранее в Решении от 20 сентября 2007 года N 01-1/1-07
Экономический Суд СНГ пришел к выводу, что Соглашение от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) "является специальным
международным договором, регламентирующим порядок пенсионного
обеспечения особого круга лиц - сотрудников органов внутренних дел
и их семей, носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль
национального законодательства при осуществлении пенсионного
обеспечения упомянутой категории граждан с учетом принципа
территориальности. Кроме того, Соглашение от 24 декабря 1993 года
основано на принципах, закрепленных в Соглашении о гарантиях прав
граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в
области пенсионного обеспечения ( 997_107 ) от 13 марта 1992 года
(далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), что подтверждает
тесную взаимосвязь указанных Соглашений".
Таким образом, правовой основой для международно-правового
регулирования отношений по пенсионному обеспечению сотрудников
органов внутренних дел, в том числе пенсионеров - бывших
сотрудников органов внутренних дел государств-участников, являются
Соглашение от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ) и Соглашение от
13 марта 1992 года ( 997_107 ).
Частью первой статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года
( 997_744 ) предусмотрено, что "пенсионное обеспечение сотрудников
органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их
семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые
установлены или будут установлены законодательством Сторон, на
территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими
Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях,
по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего
Союза ССР".
Из содержания данной нормы следует, что для распространения
законодательства государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) на отношения по пенсионному
обеспечению пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних
дел при их переезде в пределах государств-участников настоящего
Соглашения требуется постоянное проживание в государстве нового
места жительства.
В связи с этим Экономический Суд СНГ считает необходимым при
толковании настоящего Соглашения ( 997_744 ) обратиться к нормам
национального законодательства, регулирующим вопросы правового
положения иностранных граждан в государствах-участниках, в том
числе пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел.
Так, постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцем
является лицо, получившее в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное
проживание (абзац тринадцатый статьи 1 Закона Республики Беларусь
"О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в
Республике Беларусь" от 3 июня 1993 года N 2339-XII).
В соответствии с частью третьей статьи 2 Закона
Азербайджанской Республики "О правовом положении иностранцев и лиц
без гражданства" от 13 марта 1996 года N 41-1Г иностранные
граждане считаются постоянно проживающими в Азербайджанской
Республике в случае получения ими в установленном порядке
разрешения на постоянное нахождение в Азербайджанской Республике.
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона,
"О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан"
от 19 июня 1995 года N 2337, постоянно проживающими в Республике
Казахстан признаются иностранные граждане, получившие на то
разрешение и постоянный вид на жительство, выданные органами
внутренних дел (часть первая статьи 4 Указа).
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 2 Федерального
закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ
постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным
гражданином является лицо, получившее вид на жительство.
Положения, аналогичные нормам, определяющим статус
иностранного гражданина в качестве лица, постоянно проживающего в
государстве нового места жительства, содержатся и в
законодательстве о пенсионном обеспечении сотрудников органов
внутренних дел государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ).
Согласно пункту "з" статьи 48 Закона Республики Беларусь "О
пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и
рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений
по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований" от
17 декабря 1992 года N 2050-XII пенсия пенсионерам из числа лиц
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,
прибывшим в Республику Беларусь и получавшим пенсии в
государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены
международные договоры о социальном обеспечении, назначается при
наличии разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.
Подпунктом 3 пункта 5 Правил назначения и осуществления
пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты,
выплат государственных базовых социальных пособий военнослужащим,
сотрудникам органов внутренних дел, Комитета
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики
Казахстан, органов финансовой полиции и противопожарной службы,
которым присвоены специальные звания и на которых распространяется
порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для
сотрудников органов внутренних дел, утвержденных Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2007 года N 138,
предусмотрено, что лицо, обратившееся за назначением пенсии,
представляет в подразделение по месту жительства документ,
подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства.
Из сообщений государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) также следует, что выплата пенсии
пенсионерам - бывшим сотрудникам органов внутренних дел,
переехавшим из одного государства-участника настоящего Соглашения
в другое, осуществляется при условии их постоянной регистрации по
вновь избранному месту жительства (Письмо полиции Республики
Армения от 30 октября 2008 года N 10/5-1-2773, Письмо МВД
Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года N 34/ФЭУ-1080, Письмо
МВД Республики Казахстан от 29 октября 2008 года N 1/12-52-5963,
Письмо МВД Кыргызской Республики от 29 декабря 2008 года N 1/4887,
Письмо МВД Российской Федерации от 7 ноября 2008 года
N 31/10-5800, Письмо МВД Туркменистана от 20 октября 2008 года
N 1/7438, Письмо МВД Республики Узбекистан от 21 января 2009 года
N 3/3-78, Письмо Государственного фонда социальной защиты
Азербайджанской Республики от 22 января 2009 года N 03-14-302).
Анализ законодательства государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) показывает, что для признания
пенсионера - бывшего сотрудника органов внутренних дел постоянно
проживающим на территории государства нового места жительства
необходимо выполнение им в установленном порядке
административно-правовых процедур. Документом, подтверждающим
постоянное проживание, является вид на жительство. Из этого
следует, что только с приобретением пенсионером статуса постоянно
проживающего в государстве нового места жительства у него
возникает право на назначение и выплату пенсии в порядке,
установленном законодательством этого государства.
Таким образом, для целей, предусмотренных частью первой
статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ),
"постоянное проживание" пенсионеров - бывших сотрудников органов
внутренних дел на территории государства нового места жительства
является необходимым условием распространения законодательства о
пенсионном обеспечении этого государства на указанную категорию
лиц.
Отвечая на вопрос о том, с какого времени органы внутренних
дел обязаны назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет
пенсионерам - бывшим сотрудникам органов внутренних дел,
переехавшим на постоянное место жительства в другое
государство-участник Соглашения от 24 декабря 1993 года
( 997_744 ), Экономический Суд СНГ исходит из того, что настоящее
Соглашение не содержит положений, специально регламентирующих
указанный вопрос. В связи с этим при толковании Экономический Суд
СНГ руководствуется принципами, закрепленными в Соглашении от
13 марта 1992 года ( 997_107 ), выводами, изложенными в Решении
Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07
( 997_j01 ), и с учетом нормы части первой статьи 1 Соглашения от
24 декабря 1993 года считает необходимым обратиться к
законодательству государств-участников данного Соглашения.
В Решении Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 года
отмечено, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное
обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года
( 997_107 ) закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты
ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное
место жительства в пределах государств-участников настоящего
Соглашения. Согласно части первой статьи 7 Соглашения от
13 марта 1992 года "при переселении пенсионера в пределах
государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту
жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена
законодательством государства по новому месту жительства
пенсионера".
Экономический Суд СНГ констатировал, что в этом случае
пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата
пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде
пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от
13 марта 1992 года ( 997_107 ) имеет место правопреемство на
основании международного договора, то есть смена субъекта
пенсионного правоотношения - одного государства-участника
Соглашения другим. Статус пенсионера при этом не изменяется и он
сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную
законодательством государства нового места жительства.
Таким образом, наличие правопреемства свидетельствует о
непрерывности выплаты пенсии как источника средств существования
пенсионера.
Экономический Суд СНГ считает, что с учетом установленных
гарантий права на пенсионное обеспечение, предоставляемых
пенсионерам приведенными выше нормами международных договоров, при
переселении пенсионера - бывшего сотрудника органов внутренних дел
в пределах государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) не может быть перерыва в
назначении и выплате пенсии.
Законодательством государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) прекращение выплаты пенсии
пенсионеру, в том числе бывшему сотруднику органов внутренних дел,
выезжающему на постоянное место жительства в другое
государство-участник, определяется временем его убытия к новому
месту жительства либо снятия с учета по прежнему месту жительства.
Так, в соответствии с пунктом 30 Правил назначения и
осуществления пенсионных выплат, государственной базовой
пенсионной выплаты, выплат государственных базовых социальных
пособий военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел,
Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Республики Казахстан, органов финансовой полиции и противопожарной
службы, которым присвоены специальные звания и на которых
распространяется порядок, установленный законодательством
Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел,
утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от
23 февраля 2007 года N 138, "получателям пенсий и пособий,
выезжающим на постоянное место жительства за пределы Республики
Казахстан, пенсии или пособия выплачиваются по месяц снятия с
регистрации по постоянному месту жительства".
Статьей 59 Закона Республики Беларусь "О пенсионном
обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава
органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным
ситуациям и органов финансовых расследований" от
17 декабря 1992 года N 2050-XII предусмотрено, что пенсионерам из
числа сотрудников органов внутренних дел, выехавшим на постоянное
жительство в государства, с которыми Республикой Беларусь
заключены международные договоры о социальном обеспечении
военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов
внутренних дел и членов их семей, выплата пенсий, назначенных в
соответствии с настоящим Законом, прекращается с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем их убытия к новому месту жительства.
До установления постоянного места жительства с учетом
существующего в государстве-участнике порядка обращения за пенсией
пенсионер - бывший сотрудник органов внутренних дел не может
реализовать право на пенсионное обеспечение.
Административно-правовые процедуры, связанные с регистрацией,
получением вида на жительство как основания для назначения пенсии,
длительны по времени и не согласуются со сроками прекращения
выплаты пенсии в государстве прежнего места жительства.
Так, основанием для выплаты пенсии пенсионерам из числа
военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прибывшим на
постоянное место жительства в Республику Казахстан, является
наличие постановки их на регистрационный учет по месту жительства.
Выплата пенсии с более раннего срока в Республике Казахстан не
предусмотрена (Письмо МВД Республики Казахстан от
29 октября 2008 года N 1/12-52-5963).
По сообщению Полиции Республики Армения, датой назначения
пенсии пенсионеру - бывшему сотруднику органов внутренних дел,
переехавшему в Республику Армения на постоянное место жительства,
считается день подачи заявления при наличии регистрации пенсионера
на территории Республики Армения и при условии прекращения выплаты
назначенной пенсии по прежнему месту жительства (Письмо от
30 октября 2008 года N 10/5-1-2773).
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке выплаты пенсии
гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за
пределы Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 510,
гражданам Российской Федерации перед выездом за границу по их
желанию выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев
вперед. Указанная норма распространяется и на сотрудников органов
внутренних дел (пункт 1 Положения).
Статьей 64 Закона Республики Таджикистан "О пенсионном
обеспечении военнослужащих" от 1 декабря 1994 года N 1106
предусмотрено, что "вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных
в части первой статьи 1 настоящего Закона, и членов их семей,
выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в
соответствии с законодательством Республики Таджикистан и
договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными
Республикой Таджикистан или бывшим Союзом ССР с другими
государствами". Статьей 107 Закона Республики Таджикистан "О
пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан" от
25 июня 1993 года - "пенсии, назначенные в Республике Таджикистан
до выезда на постоянное жительство за границу, выплачиваются за
шесть месяцев вперед перед отъездом за границу".
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона Республики Молдова "О
пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и
рядового состава органов внутренних дел" от 23 июня 1993 года
N 1544-XII пенсии, назначенные сотрудникам органов внутренних дел
до выезда на постоянное жительство за границу, выплачиваются в
порядке, предусмотренном Законом Республики Молдова "О пенсиях
государственного социального страхования" от 17 декабря 1998 года
N 156-XIV. В соответствии с пунктом 2 статьи 36 указанного Закона
пенсионерам, выезжающим на постоянное жительство за границу,
назначенные пенсии выплачиваются за шесть месяцев вперед, начиная
с месяца, следующего за тем, в котором получатели снялись с учета
по месту жительства.
Изложенное свидетельствует о несогласованности в
законодательстве государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) сроков прекращения выплаты пенсии
по прежнему месту жительства и ее назначения по новому месту
жительства в отношении указанной категории граждан.
Непрерывность выплаты пенсии, которая, по мнению
Экономического Суда СНГ, является основной гарантией пенсионных
прав, может быть обеспечена в полной мере путем согласования
сроков прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства и
ее назначения в государстве нового места жительства пенсионера -
бывшего сотрудника органов внутренних дел.
Опираясь на законодательство государств-участников Соглашения
от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ) и основываясь на нормах
Соглашения от 13 марта 1992 года ( 997_107 ), Экономический Суд
СНГ приходит к выводу, что назначение и выплата пенсии за выслугу
лет в государстве-участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года
пенсионеру - бывшему сотруднику органов внутренних дел,
переехавшему на постоянное место жительства из одного
государства-участника в другое, осуществляется в соответствии с
законодательством государства нового места жительства после
приобретения им статуса постоянно проживающего (получения вида на
жительство).
Согласно статье 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года
( 997_744 ) "вопросы, связанные с применением настоящего
Соглашения, рассматриваются Уполномоченными Органами на
двусторонней и многосторонней основе". Учитывая важность вопросов
защиты пенсионных прав граждан и в целях обеспечения непрерывности
выплаты пенсии Экономический Суд СНГ считает необходимым
рекомендовать государствам-участникам Соглашения от
24 декабря 1993 года выработать согласованные подходы по вопросам
прекращения выплаты пенсии в государстве по прежнему месту
жительства и ее назначения в государстве нового места жительства
пенсионера - бывшего сотрудника органов внутренних дел при его
переезде на постоянное проживание в пределах государств-участников
настоящего Соглашения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16
Положения об Экономическом Суде СНГ ( 997_137 ) и пунктами 127.1,
143 Регламента Экономического Суда СНГ ( 997_234 ), Экономический
Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.
1. Для целей, предусмотренных частью первой статьи 1
Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного
страхования сотрудников органов внутренних дел
государств-участников Содружества Независимых Государств
( 997_744 ) от 24 декабря 1993 года, "постоянное проживание"
пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел на
территории государства нового места жительства является
необходимым условием распространения законодательства о пенсионном
обеспечении этого государства на указанную категорию лиц.
2. Назначение и выплата пенсии за выслугу лет в
государстве-участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года
( 997_744 ) пенсионеру - бывшему сотруднику органов внутренних
дел, переехавшему на постоянное место жительства из одного
государства-участника в другое, осуществляется в соответствии с
законодательством государства нового места жительства после
приобретения им статуса постоянно проживающего (получения вида на
жительство).
Соглашение от 24 декабря 1993 года ( 997_744 ) не содержит
положений, специально регламентирующих вопрос, с какого времени
органы внутренних дел обязаны выплачивать пенсию за выслугу лет
пенсионеру - бывшему сотруднику органов внутренних дел,
переехавшему на постоянное место жительства из одного
государства-участника в другое, по вновь избранному месту
жительства.
3. В целях обеспечения непрерывности выплаты пенсии
рекомендовать государствам-участникам Соглашения от
24 декабря 1993 года ( 997_744 ) выработать согласованные подходы
по вопросам прекращения выплаты пенсии в государстве по прежнему
месту жительства и ее назначения в государстве нового места
жительства пенсионера - бывшего сотрудника органов внутренних дел
при его переезде на постоянное проживание в пределах
государств-участников настоящего Соглашения.
4. Копию Консультативного заключения направить
Исполнительному комитету СНГ и для сведения - правительствам
государств-участников СНГ, Совету министров внутренних дел
государств-участников СНГ, министерствам внутренних дел
государств-участников СНГ.
5. Консультативное заключение подлежит опубликованию в
изданиях Содружества и средствах массовой информации
государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ
( 997_137 ) от 6 июля 1992 года.
Председатель

Ф.АБДУЛЛОЕВ

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: