open Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна

ДОКЛАД
Генерального секретаря Организации Объединенных Наций
«Стрелковое оружие»

(Нью-Йорк, 17 апреля 2008 года)


I. ВВЕДЕНИЕ

1. В Заявлении своего Председателя от 29 июня 2007 года (S/PRST/2007/24) Совет Безопасности подчеркнул необходимость заниматься проблемой стрелкового оружия и просил меня представлять ему на двухгодичной основе начиная с 2008 года Доклад, содержащий результаты проведенного мною анализа, мои замечания и рекомендации по этому вопросу, а также замечания о ходе осуществления Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней. Настоящий Доклад представляется в ответ на эту просьбу*.

__________
* Термин "стрелковое оружие", используемый в настоящем Докладе, как правило, включает в себя стрелковое оружие и легкие вооружения.

II. ПРОБЛЕМА СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

2. Государства-члены по-прежнему играют главную роль в деле обеспечения безопасности; это является их суверенным правом и их обязанностью, а их действия должны основываться на верховенстве права. В рамках эффективного выполнения связанных с этим задач их вооруженные силы, полиция и другие силы безопасности правомерно используют различные виды оружия, среди которых важное место занимает стрелковое оружие. Правительства несут также ответственность за обеспечение общественной безопасности и глубоко заинтересованы в обеспечении безопасности человека и развития граждан в своих странах. Поэтому принятие мер к тому, чтобы не допустить попадания стрелкового оружия, находящегося в частном владении, в незаконный оборот, где его использование может спровоцировать нестабильность и усилить нищету, должно рассматриваться каждым правительством как часть уравнения, которое они призваны решать.

3. Стрелковое оружие является дешевым и легким, оно просто в обращении и удобно для перевозки, его легко спрятать. Хотя накопление стрелкового оружия само по себе может и не быть причиной конфликтов, в которых оно используется, его чрезмерное накопление и его широкая доступность, как правило, усугубляют конфликты, придавая более смертоносный и продолжительный характер вспышкам насилия и усиливая чувство отсутствия безопасности, что ведет к повышению спроса на оружие (E/CN.4/Sub.2/2003/29). В большинстве современных конфликтов используются главным образом стрелковое оружие и легкие вооружения. Они широко применяются в межгосударственных конфликтах и являются предпочтительным средством, применяемым в гражданских войнах, а также в действиях с участием террористов, организованных преступных групп и бандитов*.

__________
* United Nations Development Programme (UNDP), Securing Development: UNDP's support for addressing small arms issues, July 2005.

4. В подавляющем большинстве случаев смерть людей, непосредственно связанная с конфликтом, является результатом применения стрелкового оружия *, и, как известно Совету Безопасности, гражданское население - во все большей степени дети - все чаще является главной жертвой вооруженного конфликта. Даже в тех случаях, когда люди были убиты с помощью мачете или других видов холодного оружия, вначале - чтобы согнать людей - использовалось стрелковое оружие (E/CN.4/Sub.2/2003/29). Кроме того, стрелковое оружие является главным орудием насильственных преступлений в обществе, где нет видимых конфликтов, а число убийств с применением огнестрельного оружия в странах, находящихся на постконфликтном этапе, часто превышает число жертв боевых действий. Это оружие может также иметь отношение к увеличению числа насильственных смертей среди сотрудников Организации Объединенных Наций и военнослужащих-миротворцев, а также среди сотрудников гуманитарных и неправительственных организаций, работающих в зонах конфликтов**.

__________
* Small Arms Survey, Small Arms Survey 2005.
** Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), "Насилие и его влияние на здоровье", Доклад о ситуации в мире, 2002 год.

5. Стрелковое оружие используется для совершения самых разных нарушений прав человека, включая убийства и нанесение увечий, изнасилования и другие формы сексуального насилия, недобровольные исчезновения, пытки и принудительную вербовку детей вооруженными группами или силами. С применением стрелкового оружия совершается больше нарушений прав человека, чем с применением любого другого оружия (E/CN.4/Sub.2/2003/29). Кроме того, там, где вооруженное насилие широко используется в качестве средства урегулирования индивидуальных и групповых споров и конфликтов, происходит ослабление правовых и мирных средств разрешения споров и верховенства права.

6. Современные вооруженные конфликты являются главной причиной, по которой люди покидают свои дома, а сейчас еще и наиболее распространенной причиной отсутствия продовольственной безопасности1. В странах, на протяжении долгих лет раздираемых конфликтом, а также в государствах, переживающих кризис или находящихся на постконфликтном этапе, и в странах, которые формально считаются находящимися в "состоянии мира", вооруженное насилие может усиливать нищету, затруднять доступ к социальным услугам и отвлекать энергию и ресурсы, необходимые для более широкого развития человека. Страны, где широкомасштабное вооруженное насилие сопряжено с криминогенной обстановкой или конфликтом, часто имеют очень низкие показатели в деле достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия2. Кроме того, вооруженный конфликт и высокий уровень вооруженного насилия серьезно препятствуют экономическому росту3. По мнению Всемирного банка, ничто не создает такой серьезной угрозы инвестиционному климату, как обстановка отсутствия безопасности, порождаемая вооруженным насилием4.

__________
1 Food and Agricultural Organization of the United Nations, document CFS: 2005/2.
2 UNDP, Securing Development, 2005.
3 International Monetary Fund, Fiscal consequences of armed conflict and terrorism in low- and middle-income countries, 2004.
4 World Bank, World Development Report 2005.

7. Гендерные подходы имеют особо важное значение для осуществления целенаправленных стратегических мер, дополняемых превентивными мерами и мерами по реагированию на проблемы, связанные с жертвами применения стрелкового оружия, с теми, кому удалось выжить, и с теми, кто совершает акты вооруженного насилия, а также на проблемы, с которыми сталкиваются общинные лидеры, участники переговоров о мире и миротворцы. Женщины и девочки во многих случаях больше других страдают от насилия с применением стрелкового оружия, будь то вооруженное сексуальное насилие, запугивание и принуждение или ситуации, когда женщина теряет мужа и становится главой семьи. Женщины могут также активно содействовать переменам, например в рамках процесса разоружения, демобилизации и реинтеграции или участия в реализации инициатив по обеспечению безопасности, осуществляемых на уровне общин. В подавляющем большинстве случаев стрелковое оружие используется молодыми мужчинами и против молодых мужчин. Как представляется, существенно важно более подробно изучить взаимосвязь между обеспечением личной защиты с помощью оружия и проецированием вооруженной силы и уделить особое внимание созданию альтернативных надежных источников дохода для тех, кто лишен средств и возможностей и борется с безысходностью (см., например, S/2008/183).

8. Надежные базы данных по проблеме стрелкового оружия можно создать лишь в том случае, если государства будут представлять информацию о производстве, запасах, торговле, законодательном регулировании и использовании*. Однако если проанализировать все меры транспарентности, касающиеся систем вооружений, то окажется, что наименее разработанными являются меры, касающиеся стрелкового оружия. Как отметила организация "Смол армз сервей", "о количестве ядерных боеголовок, запасах химического оружия и поставках крупных систем обычных вооружений известно больше, чем о стрелковом оружии"**. Поэтому нет точных данных о количестве стрелкового оружия и легких вооружений, находящихся сейчас в обороте по всему миру. По оценкам авторитетных источников, общее количество составляет не менее 875 млн. единиц. Большая часть стрелкового оружия, составляющего единственную категорию оружия, в отношении которой у правительства, как правило, нет монопольного права обладания и использования, - находится в частном владении***.

__________
* Human Security Report Project, Human Security Report 2005; Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI), Yearbook 2006.
** The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2001, chap. 3.
*** The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2007, chap. 2.

9. Стрелковое оружие поступает в кризисные и конфликтные районы из разных источников. Внутри страны стрелковое оружие может попадать в незаконный оборот через распределительную сеть, а также в результате кражи, утечки или перенаправления, хищения и перепродажи оружия. Это может привести к массовому притоку оружия в национальный оборот, как это произошло в Албании (1997 год) и в Ираке (2003 год). Из-за рубежа стрелковое оружие поступает в зоны конфликта чаще всего небольшими партиями, из которых складывается непрерывный тонкий ручеек, просачивающийся через пористые границы. Однако совокупное дестабилизирующее воздействие такой мелкомасштабной торговли не следует недооценивать, особенно в нестабильных районах, где стрелковое оружие неоднократно перепродается, попадая из одной конфликтной зоны в другую.

Производство

10. В производстве стрелкового оружия наблюдается процесс децентрализации, в результате чего изготовление оружия ведется поблизости от потенциальных рынков. Более 1000 компаний занимаются тем или иным аспектом производства стрелкового оружия примерно в 100 странах, из которых около 30 являются крупными производителями оружия*. Хотя оценочные данные о мировом производстве не поддаются проверке, согласно консервативным оценкам, ежегодно в мире производится 7,5-8 млн. единиц стрелкового оружия**.

__________
* The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2004, chap. 1.
** The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2003, chap. 1.

11. В большинстве районов мира сейчас обыденной практикой стало лицензионное производство, в связи с чем иногда возникают вопросы о том, кто же несет ответственность за экспорт производственных технологий*. В некоторых районах картину дополняет кустарное производство, которое осуществляется в частных мастерских и во многих случаях остается вне действия систем контроля**.

__________
* The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2007, chap. 1.
** The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2003, chap. 1.

Маркировка и отслеживание

12. Если бы национальные правоохранительные органы могли отслеживать стрелковое оружие и выявлять его последнего законного владельца, которого затем можно было бы привлечь к ответственности, это было бы эффективной мерой по пресечению незаконной торговли стрелковым оружием и недопущению попадания оружия на незаконный рынок. Для этого существенно важно, чтобы оружие маркировалось во время изготовления и импорта, а соответствующие данные заносились в учетные документы, подлежащие хранению. Кроме того, следовало бы промаркировать существующие запасы оружия. Хотя значительная часть оружия маркируется при изготовлении, а часть оружия - при осуществлении импортной поставки, международное сотрудничество в деле маркировки и отслеживания стрелкового оружия находится лишь на первоначальном этапе.

Торговля и брокерская деятельность

13. Глобальные схемы поставок стрелкового оружия и легких вооружений за последние несколько десятилетий претерпели серьезные изменения. В подавляющем большинстве случаев стрелковое оружие продается и передается законным образом. Однако меняющиеся схемы торговли стрелковым оружием осложнили контроль. В прошлом рынки вооружений было относительно легко контролировать, поскольку торговых точек было меньше, а посредническая деятельность была менее активной. Как правило, обработкой заказов и доставкой грузов занимались государственные структуры или агенты, уполномоченные правительством. По мере увеличения числа торговых точек и дифференциации коммерческих рынков стрелкового оружия расширялась практика использования услуг частных посредников. Сейчас организация этими лицами сделок в интересах оборонной промышленности, вооруженных сил, правоохранительных органов и государственных поставщиков, а также частных структур стала обычным явлением, причем они действуют в условиях усилившейся глобализации и зачастую из многих мест.

14. Современные торговцы, агенты, брокеры, перевозчики и финансисты могут одновременно выполнять несколько вышеуказанных функций, из-за чего иногда бывает трудно провести четкое разграничение между торговлей стрелковым оружием и брокерскими операциями со стрелковым оружием. Несомненно, посредники призваны играть все большую роль в удовлетворении потребностей государств, связанных с обеспечением безопасности. Однако государства должны обеспечивать, чтобы поставки, осуществляемые с помощью этих зачастую сложных сетей, регулировались в соответствии с законом. В примерно 80 процентах государств-членов нет конкретных законов или нормативных актов, охватывающих брокерскую деятельность в рамках их систем контроля за экспортом оружия, и во многих случаях неясно, подпадают ли эти операции под действие каких-то других законов*. Сейчас, когда посредничество и связанные с этим виды деятельности занимают такое видное место в международной торговле оружием, исключительно важно, чтобы во всех странах были введены в действие эффективные законы и нормативные акты, регулирующие этот широкий спектр брокерских операций с оружием, осуществляемых в современных условиях.

__________
* United Nations Institute for Disarmament Research (UNIDIR), Developing a Mechanism to Prevent Illicit Brokering in Small Arms and Light Weapons, 2007.

15. Расследования нарушений эмбарго в отношении оружия, проведенные группами Совета Безопасности по наблюдению, вскрыли несколько международных сетей, участвовавших в незаконной торговле стрелковым оружием и в незаконных брокерских операциях с таким оружием. Эти брокеры и дилеры используют правовые проблемы, уклоняются от таможенной проверки и контроля в аэропортах и подделывают документы, такие, как паспорта, сертификаты конечного пользователя, грузовые документы и графики движения самолетов (А/62/163). Незаконные действия некоторых брокеров и торговцев - а также правительственных чиновников, с которыми они вступают в сговор - являются нарушением любого эмбарго в отношении оружия, введенного Организацией Объединенных Наций, а основную массу товаров во всех организованных ими поставках составляют стрелковое оружие и боеприпасы*. Самым печальным примером является ситуация в Сомали: несмотря на эмбарго в отношении оружия, введенное 16 лет тому назад, самого разного оружия сейчас в Сомали больше, чем в любой момент с начала 1990-х годов (S/2007/436).

__________
* SIPRI, United Nations Arms Embargoes, 2007.

16. Неизменной проблемой, которая связана с распространением стрелкового оружия, особенно в кризисных и конфликтных зонах, и которую отметили также группы контроля Совета Безопасности по наблюдению, является отсутствие нормативных рамок, которыми все государства могли бы руководствоваться при вынесении решений, касающихся передачи оружия (S/2003/1070). Региональные нормативные рамки доказали свою полезность в предотвращении поставок оружия в районы конфликтов или правительствам, осуществляющим репрессивные меры.

Проверка конечного использования

17. Сертификаты конечного использования призваны выполнять роль ключевого средства противодействия перенаправлению законных партий поставок стрелкового оружия. Однако эти документы являются эффективными лишь в рамках более широкой системы, которая включает в себя всеобъемлющий анализ рисков перенаправления на этапе выдачи лицензии, проверку документации конечного пользователя и контроль в период после доставки*. Не имея в своем распоряжении типовой или согласованной формы удостоверенных сертификатов конечного использования, правительственные учреждения в государствах транзита практически не могут удостовериться в подлинности сертификата. В этих условиях чрезвычайно трудно воспрепятствовать незаконным поставкам, не располагая заранее полученной разведывательной информацией.

__________
* The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2008, (forthcoming) chap. 5.

18. Государства, играющие ведущую роль в экспорте стрелкового оружия, как представляется, располагают на национальном уровне базовыми компонентами, обеспечивающими предотвращение несанкционированного конечного использования. Однако государства-экспортеры неохотно предоставляют информацию о том, введена ли ими в систему проверка документации конечного пользователя на этапе, предшествующем осуществлению экспортной поставки. Кроме того, как показывают исследования, уровень проверки осуществления доставки низок, а контроль за конечным использованием стрелкового оружия практически не осуществляется*.

__________
* Ibid.

Боеприпасы

19. Информацию о международных поставках боеприпасов очень трудно получить. По оценкам, более 80 процентов торговых сделок с боеприпасами не отражены в надежных данных об экспорте. А ведь боеприпасы являются одним из ключевых элементов проблемы стрелкового оружия. В условиях непрерывного использования, например в конфликтных ситуациях, запасы боеприпасов быстро истощаются, в то время как оружие имеет относительно большой срок службы*. Предотвращение их пополнения в ситуациях, где речь идет о нарушении закона, должно быть предметом первостепенного внимания. Более того, эти запасы сами по себе могут составлять двоякую проблему. Проведенные исследования показали, что большая часть боеприпасов, находящихся в распоряжении вооруженных негосударственных субъектов, незаконно попала к ним из арсеналов государственных сил безопасности**. В последнее время в ряде стран, включая Албанию, Афганистан, Мозамбик и Нигерию, произошли взрывы на складах боеприпасов, иногда находящихся в густонаселенных районах, в результате чего пострадали тысячи человек. Поэтому необходимо в срочном порядке рассмотреть меры по обеспечению физической защиты боеприпасов и их технической безопасности.

__________
* The Small Arms Survey, Targeting Ammunition, 2006.
** The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2007, chap. 9.

Запасы

20. Одной из наиболее острых проблем, связанных со стрелковым оружием, является проблема управления запасами и контроля за ними. Ненадежно охраняемые государственные арсеналы являются главным источником стрелкового оружия, попадающего в незаконный оборот. Если взять самый крайний случай, случай с Ираком, то потеря контроля над миллионами единиц стрелкового оружия и легких вооружений, боеприпасов и взрывных устройств стала одним из факторов, приведших к подрыву стабильности целой страны*. Как правило, намного лучше уничтожить излишнее и устаревшее оружие, нежели сохранять его (A/CONF.192/15). В постконфликтных ситуациях незамедлительное уничтожение излишков оружия и боеприпасов устраняет потенциал для подпитки новой вспышки нестабильности. Кроме того, для надлежащего обеспечения охраны и сохранности запасов требуются финансовые средства и организационный потенциал, которых в постконфликтных ситуациях часто не хватает, из-за чего приходится отвлекать ресурсы, остро необходимые для удовлетворения потребностей, связанных с восстановлением и развитием. Поэтому сравнение расходов, связанных с уничтожением, с расходами, связанными с надежным долгосрочным хранением и техническим содержанием, показывает, что уничтожение в большинстве случаев является более выгодным с экономической точки зрения**.

__________
* The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2004, chap. 2.
** UNIDIR, Costs of Disarmament: Cost Benefit Analysis of SALW Destruction versus Storage, 2006.

21. Результаты осуществления программ сбора и уничтожения являются неоднозначными. Часто такие проекты оказывают лишь незначительное воздействие на обстановку в плане безопасности, предположительно потому, что, как правило, уничтожается устаревшее оружие*, и потому, что затрагиваемые общины не всегда участвуют в разработке и осуществлении программ сбора**. Кроме того, в рамках программ разоружения основное внимание, как правило, уделяют оружию, а не боеприпасам***. И что самое важное, программы сбора оружия будут иметь долгосрочный эффект лишь в том случае, если они будут опираться на мощные усилия, направленные на сокращение масштабов насилия, примирение, реформирование сектора безопасности и миростроительство.

__________
* International Institute for Strategic Studies (IISS), "Small arms and light weapons", Strategic Comments, vol. 11, No. 4 (June 2005); The Small Arms Survey, Small Arms Survey 2005, chap. 10.
** UNIDIR, Comparative Analysis of Evaluation Methodologies in Weapon Collection Programmes, 2006.
*** IISS, "Small arms and light weapons", Strategic Comments, vol. II, No. 4 (June 2005).

22. Как явствует из настоящего раздела, слабость регулирующего и правоприменительного потенциала государства, а также различные проявления социального, политического и экономического неравенства напрямую связаны со структурными причинами вооруженного насилия и конфликтов. Все сильнее размываются границы между низким уровнем развития, нестабильностью, непрочностью, кризисом, конфликтом и войной; таким образом, проблема стрелкового оружия неразрывно связана с безопасностью, развитием и правами человека как необходимыми предпосылками устойчивого мира. В современных условиях предотвращение и урегулирование конфликтов и миростроительство требуют действий многоаспектного характера. Существенно важно, чтобы правительства были способны осуществлять законную власть и обеспечивать безопасность и развитие своих граждан. Если они этого не делают, их граждане могут проявлять стремление к тому, чтобы гарантировать свою безопасность за счет использования альтернативных форм самозащиты, карающего правосудия или средств вооруженного насилия. До тех пор пока безопасность человека - как личная, так и социально-экономическая - не будет обеспечена, негативное воздействие стрелкового оружия на затрагиваемое население будет сохраняться. Поэтому многие государства начали признавать важное значение мер контроля за стрелковым оружием и согласились принять ряд международных документов в качестве средств контроля за орудиями насилия и в дополнение к усилиям по устранению структурных причин вооруженного насилия и конфликтов.

III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Протокол по огнестрельному оружию

23. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Резолюция 55/255 Генеральной Ассамблеи) обеспечивает нормативную основу для решения проблем, порождаемых распространением незаконного огнестрельного оружия и незаконных боеприпасов.

24. "Протокол по огнестрельному оружию" требует, чтобы государства ввели уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление и незаконный оборот огнестрельного оружия и боеприпасов и фальсификация или уничтожение маркировки на огнестрельном оружии. В нем содержатся требование о том, чтобы государства осуществляли меры по контролю за торговлей огнестрельным оружием, и просьба к государствам рассмотреть возможность регулирования деятельности брокеров. В нем изложены единообразные международные стандарты, касающиеся перемещения огнестрельного оружия, он способствует сотрудничеству и обмену информацией на национальном, региональном и глобальном уровнях, включая информацию об идентификации, выявлении и отслеживании огнестрельного оружия, и направлен на содействие разработке международной системы управления коммерческими поставками.

25. Протокол по огнестрельному оружию стал не только международным нормативным документом по вопросу о борьбе с транснациональной организованной преступностью, но и документом, который дополняет и подкрепляет процесс осуществления Программы действий и Международного документа по отслеживанию (см. нижеследующие разделы). В настоящее время насчитывается 52 стороны, подписавшие Протокол, и 72 его участника.

Программа действий

26. В 2001 году государства-члены приняли Программу действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней*. Этот документ, имеющий обязательную политическую силу, обеспечил основу для действий на национальном, региональном и глобальном уровнях и стал ценным инструментом для государств, международных организаций и гражданского общества. В нем было рекомендовано начать переговоры об отдельном документе, касающемся отслеживания незаконного стрелкового оружия; он открыл путь к тому, что государства-члены стали уделять повышенное внимание вопросу о незаконной брокерской деятельности в связи со стрелковым оружием. Программа действий содержит конкретные предложения, касающиеся совершенствования национального законодательства и национальных механизмов контроля, а также оказания международной помощи и международного сотрудничества. В нем содержится призыв к государствам уделять внимание удовлетворению особых нужд детей, затрагиваемых вооруженным конфликтом.

__________
* См. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, Нью-Йорк, 9-20 июля 2001 года (A/CONF. 192/15), глава IV, пункт 24.

27. В осуществлении Программы действий был достигнут значительный прогресс. Ряд государств усовершенствовали свое законодательство, направленное на сдерживание бесконтрольного распространения стрелкового оружия на национальном уровне. Кроме того, был разработан и осуществлен ряд программ разоружения, демобилизации и реинтеграции. В некоторых государствах планы действий по стрелковому оружию были включены в стратегии национального развития. Однако многие из требований этого документа, подлежащих осуществлению на национальном уровне, до сих пор не выполнены. Деятельность по представлению национальных докладов в соответствии с Программой действий расширяется, однако в некоторых регионах остается на низком уровне*. Кроме того, из национальных докладов часто нельзя четко понять, какие трудности встречаются в деле национального осуществления и каким образом эти трудности можно преодолеть. Оставляет желать лучшего процесс выработки процедур налаживания эффективного обмена оперативной информацией со следственными и правоохранительными органами других государств и с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол).

__________
* UNIDIR, Five Years of Implementing the United Nations Programme of Action on Small Arms and Light Weapons: Regional Analysis of National Reports, 2006.

28. Меры, которые в Программе действий было предложено принять на региональном уровне, способствовали выработке региональных инициатив по сдерживанию незаконной торговли стрелковым оружием, которые носят многообещающий характер, особенно в плане нормотворческой деятельности. Однако требуются дополнительные усилия для того, чтобы эти инициативы нашли отражение в национальных законах и процедурах. Там, где выделяются ресурсы, региональным организациям удалось добиться реальных перемен на местах; во многих случаях техническая поддержка и помощь предоставляются в рамках программ, инициатив и проектов фондов и учреждений Организации Объединенных Наций. Такое партнерство обеспечивает объединение усилий и эффективное использование ресурсов.

29. Что касается глобального уровня, то государствам не удалось согласовать субстантивные итоговые документы по вопросам осуществления Программы действий (в 2003 и 2005 годах) на созываемых раз в два года совещаниях и на обзорной конференции в 2006 году.

30. Проведенный мною анализ показывает, что прогрессу в осуществлении Программы действий на национальном, региональном и глобальном уровнях мешали следующие факторы:

a) этот документ не носит юридически обязательного характера, вследствие чего его могут рассматривать как имеющий более низкую степень приоритетности, чем это необходимо;

b) государства-члены склонны рассматривать этот документ под определенным углом зрения. Хотя в его названии подчеркивается, что он направлен на решение этой проблемы во "всех аспектах", в нем отдельно не рассматриваются более широкие аспекты проблемы стрелкового оружия, такие, как связь между безопасностью и развитием, наличие которой было признано государствами-членами на Всемирном саммите в 2005 году. Это упущение помешало плавному включению вопросов, касающихся контроля за стрелковым оружием, в стратегии национального развития;

c) в Программе действий отдельно не рассматривается проблема бесконтрольного распространения боеприпасов. Большинство государств-членов считают вопрос о боеприпасах к стрелковому оружию неотъемлемой частью проблемы стрелкового оружия; такую же позицию заняла Группа правительственных экспертов по стрелковому оружию, работавшая в 1997 году (см. А/52/298). Совет Безопасности в тех случаях, когда речь идет об эмбарго в отношении оружия, также рассматривает проблему боеприпасов как связанную с проблемой стрелкового оружия. Однако некоторые государства-члены рассматривают проблему боеприпасов как находящуюся вне сферы охвата Программы действий;

d) кроме упоминания о детях, женщинах и престарелых, содержащегося в преамбуле, Программа действий не содержит четкого признания необходимости выработки шагов, учитывающих гендерные аспекты, в контексте решения проблемы стрелкового оружия;

e) в этом документе нет количественных критериев и целевых показателей, выраженных в конкретных цифрах. В то время как в других важных документах, таких как Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, содержатся конкретные целевые показатели и сроки, в Программе действий не предложено ни контрольных параметров, ни предельных сроков;

f) в Программе действий не предусмотрено конкретных процедур, касающихся обмена оперативной информацией между следственными или правоохранительными органами государств;

g) этот документ не обеспечивает конкретной рамочной основы для содействия международной помощи и сотрудничеству между государствами. Поэтому государствам трудно было найти структуры обеспечения сотрудничества и увязать потребности с ресурсами.

Международный документ по отслеживанию

31. Своим Решением 60/519 Генеральная Ассамблея приняла Международный документ, позволяющий государствам своевременно и надежно выявлять и отслеживать незаконные стрелковое оружие и легкие вооружения (Международный документ по отслеживанию); он включает в себя положения, касающиеся маркировки новой продукции и средств, находящихся в государственных хранилищах, а также маркировки на этапе импорта. В нем не охвачены вопросы, касающиеся маркировки или отслеживания боеприпасов. Этот политически обязывающий документ обеспечивает рамочную основу, позволяющую государствам направлять друг другу, где это уместно, запросы об отслеживании стрелкового оружия. Кроме того, он не исключает возможности направления государствами ответов на запросы об отслеживании, поступившие от миротворческих миссий. В Международном документе по отслеживанию Организация Объединенных Наций и Интерпол определены как ключевые партнеры в осуществлении сотрудничества в рассмотрении запросов об отслеживании.

32. Этот документ может иметь исключительно большую практическую ценность для усилий по противодействию незаконной торговле стрелковым оружием. Однако его эффект в конечном счете зависит от его реального осуществления, для чего также существенно важное значение имеет рамочная основа для оказания помощи и сотрудничества. Поэтому необходимо широко пропагандировать этот документ и добиваться того, чтобы его значение было понято соответствующими лицами, занимающимися выработкой политики и осуществлением практических шагов.

Торговля, брокерская деятельность и конечное использование

33. Во исполнение просьбы Генеральной Ассамблеи, содержащейся в ее Резолюции 61/89, я учредил группу правительственных экспертов, которая изучит осуществимость заключения, сферу применения и наброски параметров всеобъемлющего, юридически обязательного документа об установлении общих международных стандартов в отношении импорта, экспорта и передачи обычных вооружений и представит доклад Ассамблее на ее шестьдесят третьей сессии. Такой документ, хотя сфера его охвата не ограничивается стрелковым оружием, мог бы послужить ценным руководством в вопросе, касающемся поставок стрелкового оружия.

34. В своем Докладе Генеральной Ассамблее от 30 августа 2007 года (А/62/163) Группа правительственных экспертов для рассмотрения дальнейших шагов по укреплению международного сотрудничества в предотвращении, пресечении и искоренении незаконной брокерской деятельности в связи со стрелковым оружием и легкими вооружениями также заявила, что государства должны ввести соответствующие меры наказания за все виды незаконной брокерской деятельности, а также за поставки оружия, совершаемые в нарушение введенных Советом Безопасности эмбарго, как это было ранее подчеркнуто самим Советом (см. S/PRST/2002/30). В Доклад Группы включено впервые согласованное определение того, что представляет собой незаконная брокерская деятельность в связи со стрелковым оружием. Это определение рассматривается как имеющее существенно важное значение для любых усилий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с незаконной брокерской деятельностью в связи со стрелковым оружием. Оно предусматривает возможность охвата законодательством экстерриториальной деятельности, а также операций, тесно связанных с брокерской деятельностью, таких, как перевозка и финансирование. Очень часто трудно бывает отличить брокерские операции со стрелковым оружием от торговли стрелковым оружием. Это усложняет возможную выработку отдельного документа, посвященного брокерской деятельности. Рекомендации, изложенные в этом Докладе, должны осуществляться в рамках Программы действий.

35. Хотя в некоторых региональных документах рассматриваются вопросы, касающиеся сертификата конечного пользователя и проверки конечного использования, никаких международных документов, касающихся проверки конечного использования, не существует.

Боеприпасы

36. Группа правительственных экспертов, созданная во исполнение Резолюции 61/72 Генеральной Ассамблеи для рассмотрения дальнейших шагов по укреплению сотрудничества в связи с вопросом об избыточных запасах обычных боеприпасов, занимается подготовкой доклада для представления Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят третьей сессии. Учитывая огромное число человеческих жертв, вызванных взрывами в местах хранения боеприпасов в различных районах мира, этот вопрос имеет исключительно важное значение для дальнейшей разработки политики в этой области. Однако я убежден в необходимости и далее уделять большое внимание другим важнейшим аспектам проблемы боеприпасов, таким, как незаконная торговля и непрекращающаяся утечка боеприпасов из неизбыточных запасов, чреватая тяжелыми последствиями.

Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций

37. Одним из ключевых элементов усилий по предотвращению конфликтов и обеспечению мира и стабильности является поощрение предсказуемого, транспарентного поведения всех государств. Одним из инструментов, который государства-члены могут использовать в этих целях, является Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций. Он включает в себя представляемые государствами данные о международных поставках вооружений, а также информацию о военных запасах, закупках за счет отечественного производства и соответствующей политике. Его основная цель состоит в том, чтобы обеспечивать основу для региональных и международных мер укрепления доверия; транспарентность в вооружениях может способствовать предотвращению дестабилизирующего накопления вооружений и может служить эффективным инструментом превентивной дипломатии. С момента его создания в 1991 году информацию для Регистра представили в общей сложности 172 государства.

38. Регистр постоянно расширяет сферу своего охвата. Важно отметить, что в 2003 году Генеральная Ассамблея постановила, что государства-члены могут представлять для Регистра информацию о своих поставках стрелкового оружия. Кроме того, с 2003 года в Регистр включается также информация о переносных зенитно-ракетных комплексах, которые представляют особую опасность, находясь в распоряжении негосударственных субъектов. Поэтому Регистр стал инструментом, имеющим прямое отношение к работе над проблемой стрелкового оружия и легких вооружений, которую проводят Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

Совет Безопасности

39. Эмбарго в отношении оружия, введенные Советом Безопасности, могут служить мощными инструментами при решении проблем, связанных с незаконной торговлей стрелковым оружием и легким вооружением и брокерскими операциями с ними, а также с дестабилизирующим воздействием их оборота. В настоящее время действуют девять типовых режимов эмбарго Организации Объединенных Наций в отношении оружия, которые включают в себя, в частности, запрет на поставку стрелкового оружия и легких вооружений государствам и юридическим и физическим лицам, являющимся объектами санкций. Эмбарго в отношении оружия подкреплены действиями санкционных комитетов Совета Безопасности, которые созданы для осуществления контроля за их соблюдением. Совет регулярно подтверждает или повторяет свое требование о том, чтобы государства обеспечивали осуществление действующих эмбарго в отношении оружия, поскольку процесс их осуществления по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами.

40. Наблюдение за эмбарго в отношении оружия требует осуществления строгого контроля на границах страны и проведения инспекций внутри страны. Однако во многих государствах, подпадающих под действие эмбарго в отношении оружия, границы являются пористыми, а наблюдение осуществляется очень слабо, что касается, в частности, взлетно-посадочных полос и морских портов. Кроме того, эффективность наблюдения за эмбарго в отношении оружия зависит от активности обмена информацией между различными действующими лицами, включая национальные власти, миротворческие миссии и международные и региональные организации.

41. Со временем улучшились структура эмбарго в отношении оружия и процесс наблюдения за его осуществлением, что во многом было обусловлено активизацией деятельности по наблюдению, осуществляемой независимыми группами по наблюдению и миротворческими миссиями. В настоящее время осуществлению шести из девяти режимов эмбарго в отношении оружия способствуют механизмы наблюдения, которые были созданы Советом Безопасности для того, чтобы они помогали санкционным комитетам вести наблюдение за процессом осуществления санкций и оценивать его, а также предоставлять комитетам технические консультативные услуги.

42. Две миротворческие миссии - Операция Организации Объединенных Наций в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ) и Миссия Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго (МООНДРК) - были уполномочены Советом содействовать наблюдению за осуществлением эмбарго в отношении оружия в своих соответствующих районах ответственности. Я рад отметить, что с учетом рекомендаций Группы экспертов по Кот-д'Ивуару ОООНКИ создала специальную группу по вопросам, касающимся эмбарго в отношении оружия, и наняла эксперта по таможенным вопросам. По мнению Группы, благодаря этим инициативам заметно улучшилась методология проведения проверок, повысилось их качество и увеличилось их количество и были созданы базы данных. Группа далее с удовлетворением отметила, что концепция эффективного наблюдения за эмбарго нашла отражение в основной деятельности МООНДРК (S/2007/349 и S/2006/964). Однако следует отметить, что в своем Докладе, представленном в сентябре 2007 года, Группа высказала мнение о том, что наблюдение за эмбарго в отношении оружия пока еще является не очень эффективным (S/2007/611).

43. Совет Безопасности и созданные им группы по наблюдению за санкциями стремились усилить контроль за изъятиями из режимов эмбарго в отношении оружия, введенных против Демократической Республики Конго и Либерии. В своей Резолюции 1792 (2007) Совет постановил, что государства должны уведомлять Комитет, учрежденный Резолюцией 1521 (2003), об отгрузке всех вооружений в Либерию на основании изъятий, санкционированных Комитетом. Группа экспертов по Либерии рекомендовала, чтобы Комитет просил государства-поставщики уведомлять его о сроках поставки, пунктах ввоза и объеме каждой партии и чтобы Комитет просил правительство Либерии и Миссию Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ) систематически досматривать такие грузы в пунктах ввоза и представлять Комитету отчеты о таких досмотрах (S/2007/689). Группа экспертов по Демократической Республике Конго рекомендовала, чтобы Комитет Совета Безопасности, учрежденный Резолюцией 1533 (2004), оперативно информировал Группу и Миссию Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго об уведомлениях, которые он получает от государств, поставляющих оружие в Демократическую Республику Конго на основании изъятий из режима эмбарго в отношении оружия (S/2008/43), и чтобы правительство Демократической Республики Конго информировало МООНДРК о поступающих в страну партиях оружия. Кроме того, Группа призвала брокеров уведомлять компетентные органы о том, какие авиакомпании и агенты занимаются перевозкой, и о маршруте доставки оружия воздушным транспортом (S/2007/423).

44. Резолюцией 1807 (2008), в которой сфера применения эмбарго в отношении оружия была ограничена неправительственными субъектами, действующими на территории Демократической Республики Конго, Совет усилил эту обязанность, четко определив, какая информация должна включаться в такие уведомления, и упомянув, в частности, об информации, касающейся конечного пользователя и предполагаемой даты поставки. Кроме того, в порядке частичного осуществления вышеуказанной рекомендации Группы экспертов Совет поручил Комитету информировать правительство и МООНДРК об уведомлениях, получаемых им от государств-поставщиков. Я с удовлетворением отмечаю, что Совет признал важность укрепления координации и обмена информацией между субъектами, участвующими в наблюдении за эмбарго в отношении оружия.

45. В соответствии с Резолюцией 1596 (2005) Совета Безопасности режим эмбарго в отношении оружия, введенный против Демократической Республики Конго, включает в себя "вспомогательные меры", согласно которым правительства стран региона должны обеспечивать, чтобы воздушные перевозки и соответствующая документация отвечали установленным нормам, а также усилить таможенный контроль на границе между Итури или провинциями Киву и соседними государствами. Осуществление таких мер и контроль за ними могут помочь выявить любую слабость соответствующего организационного потенциала, которая делает государство-объект санкций уязвимым к нарушениям эмбарго в отношении оружия. Слабость потенциала является для многих государств одной из ключевых проблем, мешающих эффективному наблюдению за эмбарго в отношении оружия и обеспечению его осуществления.

46. Совет Безопасности и созданные им группы по наблюдению за санкциями призывали к разработке конкретных инициатив по маркировке и регистрации оружия, призванных способствовать осуществлению эмбарго в отношении оружия. Группа экспертов по Демократической Республике Конго рекомендовала, чтобы все оружие, находящееся в Демократической Республике Конго или импортируемое ею, регистрировалось и маркировалось с использованием специальной системы, поддерживаемой международным сообществом (S/2006/525). Совет Безопасности постановил, что оружие и боеприпасы, полученные правительством Либерии на основании изъятий из режима эмбарго в отношении оружия, должны быть должным образом промаркированы и чтобы велся журнал их учета, а Группа экспертов по Либерии рекомендовала использовать для этого нормативные положения Международного документа по отслеживанию (S/2007/689). Группа экспертов по Кот-д'Ивуару рекомендовала, чтобы Кот-д'Ивуар представил для Регистра обычных вооружений Организации Объединенных Наций и ОООНКИ исходный документ, содержащий информацию о всем приобретенном им и имеющемся в его распоряжении оружии (S/2006/204). Аналогичные рекомендации, касающиеся составления исходных инвентарных списков оружия, внесла также Группа экспертов по Судану.

47. Сертификаты конечного пользователя все шире признаются в качестве важного элемента режима эмбарго в отношении оружия, вводимого Советом Безопасности. Группа экспертов по Судану, уполномоченная вести наблюдение за санкционными мерами, касающимися Дарфура, рекомендовала Совету, чтобы государства, которые поставляют в Судан оружие и военную технику, требовали от правительства Судана представления сертификата конечного использования, в котором указывалось бы главное предполагаемое место использования техники и материальных средств (S/2007/584). Другие группы по наблюдению, созданные Советом Безопасности, рекомендовали осуществлять обязательное удостоверение подлинности сертификатов конечного пользователя и добиваться их единообразия и стандартизации.

48. Помимо улучшения структуры введенных Советом Безопасности эмбарго в отношении оружия и совершенствования процесса наблюдения за их осуществлением были достигнуты и другие положительные результаты, ставшие возможными благодаря последним достижениям в области теории и практики разоружения, демобилизации и реинтеграции, а также в реформировании сектора безопасности. Это укрепило потенциал для использования эмбарго в отношении оружия в качестве составного элемента эффективной стратегии постконфликтного миростроительства. Однако, если взять глобальный уровень, то в разных странах процесс осуществления эмбарго в отношении оружия идет по-разному и достигнута разная степень эффективности.

Комиссия по миростроительству

49. Как известно Совету, для обеспечения устойчивого мира требуется гораздо больше, чем решение проблем безопасности; требуется успешно противодействовать долгосрочным вызовам. Это является центральным элементом мандата Комиссии по миростроительству, которая призвана не допускать рецидивов конфликта, хотя это в равной степени касается и более широких усилий Организации Объединенных Наций, направленных на то, чтобы изначально не допустить вспышки насилия, в частности с помощью средств, имеющихся в распоряжении Совета Безопасности. Проблема стрелкового оружия имеет прямое отношение к работе Комиссии по миростроительству, особенно если учитывать, что на постконфликтном этапе стрелкового оружия, находящегося в обороте, может быть больше, чем в период, когда конфликт еще не закончился.

50. Комиссия способствовала установлению доверия между государствами-членами и формированию новой атмосферы партнерских отношений в международном сообществе. Она будет и далее заниматься разработкой новых инструментов миростроительства, таких, как долгосрочные политические соглашения, известные как стратегические рамки. Этим стратегическим рамкам и другим инициативам, выдвинутым Комиссией по миростроительству, могло бы пойти на пользу их согласование с уже существующими инструментами, такими, как Программа действий и Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций (включая их положения о представлении национальных докладов), и усилиями по сдерживанию распространения незаконного стрелкового оружия, прилагаемыми в рамках других организаций.

Другие организации

51. Интерпол разработал глобальную полицейскую систему связи I-24/7, которая обеспечивает правоохранительным органам стран-членов Интерпола мгновенный доступ к базам данных этой организации. Кроме того, она позволяет национальным органам власти осуществлять доступ к базам данных друг друга через уполномоченных должностных лиц, причем страны-члены всегда сохраняют контроль над своими базами криминалистических данных. В ответ на такие запросы национальных полицейских служб может автоматически предоставляться доступ к другой криминалистической информации, например информации о международной организованной преступности, терроризме и отмывании денег, что может способствовать борьбе с незаконной торговлей стрелковым оружием и незаконной брокерской деятельностью в связи со стрелковым оружием.

52. Национальные органы власти в странах-членах могут предоставлять право доступа к системе I-24/7 уполномоченным органам, таким, как пограничная или таможенная служба. К настоящему моменту примерно треть из 186 стран-членов Интерпола обеспечили доступ к этой системе периферийным отделениям. С нормативной точки зрения увеличение числа стран, в которых периферийные отделения имеют доступ к системе I-24/7, привело бы к значительному улучшению.

53. Интерпол создает также свою систему электронного отслеживания оружия, призванную помочь национальным правоохранительным органам в выявлении случаев незаконного перемещения и использования огнестрельного оружия.

54. В 2005 году во исполнение Резолюции 1617 (2005) Совета Безопасности был создан механизм специальных уведомлений Интерпола - Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В этой Резолюции Совет призвал Генерального секретаря во взаимодействии с Интерполом обеспечить Комитет, учрежденный Резолюцией 1267 (1999), лучшими средствами для осуществления его мандата, касающегося замораживания активов, запрета на поездки и эмбарго в отношении оружия, направленных против лиц и организаций, связанных с "Аль-Каидой" и "Талибаном".

55. В 2002 году Всемирная таможенная организация (ВТО) рекомендовала, чтобы государства и таможенные органы "рассмотрели вопрос о возложении на отдельные подразделения/пункты функции по обработке законных партий огнестрельного оружия в целях усиления контроля за его трансграничным перемещением" и "способствовали заключению меморандумов о взаимопонимании между таможенными службами и законными участниками торговли, такими, как изготовители, дилеры, импортеры, экспортеры, брокеры и коммерческие перевозчики огнестрельного оружия, в целях усиления контроля и повышения уровня подотчетности"*.

__________
* См. Рекомендации Совета таможенного сотрудничества ВТО от 29 июня 2002 года, касающиеся Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.

56. Кроме того, Всемирная таможенная организация разработала всеобъемлющий подход к укреплению потенциала таможенных служб в рамках своей программы по оказанию странам-членам помощи в осуществлении разработанных ею Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли и в обеспечении широкой модернизации. Эта программа будет иметь важное значение для укрепления потенциала соответствующих национальных органов в деле предотвращения, пресечения и искоренения незаконной торговли стрелковым оружием и незаконной брокерской деятельности в связи со стрелковым оружием.

57. Международная организация гражданской авиации и Международная морская организация, а также неправительственные структуры, действующие в этой области, такие, как Международная ассоциация воздушного транспорта, разработали и регулярно обновляют стандарты, касающиеся поведения тех, кто входит в их состав, и перевозки опасных грузов, включая боеприпасы и взрывчатые вещества. Обеспечение соблюдения таких стандартов может иметь важное значение для предотвращения и пресечения незаконной торговли стрелковым оружием и незаконной брокерской деятельности в связи со стрелковым оружием (А/62/163).

58. И наконец, я с удовлетворением отмечаю многообещающий процесс, в который включилась все увеличивающаяся группа государств-членов, которые присоединились к принятой в 2006 году Женевской декларации о вооруженном насилии и развитии (см. www.genevadeclaration.org), в частности с учетом уделения в ней особого внимания связи между стрелковым оружием, вооруженным насилием и развитием. В Декларации изложены обязательства участвующих государств поддерживать программы сокращения масштабов вооруженного насилия, включающие в себя аспекты, связанные с развитием и правами человека. Эта инициатива, открытая для участия всех государств-членов, нацелена на то, чтобы к 2015 году добиться поддающегося количественной оценке сокращения масштабов вооруженного насилия в мире и заметного улучшения в том, что касается безопасности человека. Благодаря этой инициативе появилась концепция достижения поддающихся количественной оценке результатов с учетом связи между стрелковым оружием и развитием.

IV. ЗАМЕЧАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

59. В рамках Организации Объединенных Наций дальнейшее улучшение работы в этом направлении способствовало бы укреплению координации усилий по решению проблемы стрелкового оружия. В качестве одной из приоритетных задач в области разоружения я определил на 2008 год активизацию деятельности Программы координации по стрелковому оружию. На предстоящем совещании государств по вопросу о Программе действий, созываемом раз в два года, должна быть введена в действие электронная база данных, которая призвана обеспечить согласование программ, касающихся стрелкового оружия, и выполнять функцию центра по сбору информации о действиях по решению проблемы стрелкового оружия, предпринимаемых как системой Организации Объединенных Наций, так и государствами-членами и другими участниками. Кроме того, Программа координации по стрелковому оружию решила заняться разработкой международных стандартов в области контроля за стрелковым оружием, подобных тем, которые были разработаны в отношении деятельности, связанной с разминированием, и разоружения, демобилизации и реинтеграции. Организация Объединенных Наций будет также уделять особое внимание тому, чтобы содействовать внесению качественных и количественных изменений в систему национальной отчетности.

60. Особенно важно наладить практический обмен мнениями между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей по вопросам, касающимся сдерживания незаконного притока оружия и боеприпасов в кризисные и конфликтные районы. Я считаю многообещающим то, что Совет Безопасности просил представлять ему Доклад по проблеме стрелкового оружия на регулярной двухгодичной основе, согласующейся с тем двухгодичным циклом проведения совещаний, который предусмотрен Программой действий, и я буду способствовать дальнейшему объединению усилий, прилагаемых этими двумя форумами. Один из вопросов, требующих постоянного внимания, состоит в том, каким образом еще более стимулировать государства к тому, чтобы они обеспечивали надлежащий обмен оперативной информацией по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием между их соответствующими правоохранительными или следственными органами.

61. Расширенный Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций, который обеспечил возможность представлять информацию о переносных зенитно-ракетных комплексах и стрелковом оружии, мог бы иметь исключительно важное значение для Совета Безопасности и Комиссии по миростроительству, а также для усилий, прилагаемых в рамках Программы действий.

Рекомендация 1

Государства должны укреплять прилагаемые ими усилия по сбору данных о стрелковом оружии, составлению базы таких данных и обмену ими.

Государства, располагающие такими возможностями, должны более активно способствовать изучению вопроса о распространении и воздействии стрелкового оружия, включая оценку ключевых переменных величин (возраст и пол), в целях повышения уровня информированности о содержании и направленности программ и стратегий, нацеленных на решение этой проблемы.

62. Ограниченность успехов в деле сдерживания незаконной торговли стрелковым оружием во всех ее аспектах частично объясняется повсеместной нехваткой данных, а также низким уровнем координации и слабостью потенциала. Без проявления правительствами большей транспарентности, в частности в сфере торговли стрелковым оружием и боеприпасами, трудно определить, где существуют слабые места в процессе осуществления международных документов на национальном, региональном и глобальном уровнях. Кроме того, хотя неправительственные организации и научные круги уделяют все больше внимания этой области - и часто достигают высоких результатов, - я рекомендовал бы проводить больше исследований по проблеме стрелкового оружия, в частности уделяя больше внимания имеющим особо важное значение дезагрегированным данным с разбивкой по полу и возрасту, а также характеру и масштабам воздействия насилия с применением стрелкового оружия.

Рекомендация 2

Ключевые количественные показатели, применимые к сфере стрелкового оружия, должны быть разработаны и должны использоваться в качестве основы для установления поддающихся количественной оценке целей.

63. Одним из самых важных шагов, которые необходимо предпринять для решения проблемы стрелкового оружия, является разработка показателей, позволяющих проводить количественную оценку. Концепция составления исходных инвентарных списков путем проведения описи стрелкового оружия на начальном этапе осуществления проекта находит все более широкое признание и доказала свою эффективность при разработке проектов и проведении оценки. Без проведения таких базовых оценок и установления согласованных целей трудно очертить проблему и выделить ее аспекты, разработать эффективные проекты и наладить контроль за осуществлением. В этой связи я с удовлетворением отмечаю соответствующую задачу, включенную в Женевскую декларацию о вооруженном насилии и развитии, которая открыта для всех государств. По моему мнению, выработка поддающихся количественной оценке целей, касающихся сокращения масштабов вооруженного насилия, на период до 2015 года предоставит возможность рассматривать темы, связанные с обеспечением безопасности, в тесной связи с возможными последующими мерами по достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Рекомендация 3

Усилия государств и региональных и международных организаций, направленные на сдерживание бесконтрольного распространения стрелкового оружия, должны основываться на общем признании того, что безопасность, развитие и права человека взаимосвязаны. Комплексные ответные меры, принимаемые государствами, требуют, где это уместно, всестороннего учета национальных планов действий по стрелковому оружию в усилиях по миростроительству, более широких стратегиях сокращения масштабов нищеты и рамочных документах по обеспечению безопасности человека.

64. Проблему стрелкового оружия нельзя решить лишь с помощью мер по контролю за оружием. Она является неотъемлемой частью более широкого комплекса, в котором конфликт, безопасность, вооруженное насилие, преступность, торговля, права человека, охрана здоровья и развитие взаимосвязаны. В кризисных и постконфликтных ситуациях при решении проблемы чрезмерного распространения стрелкового оружия повышенное внимание необходимо уделять не только основополагающим мерам по сокращению и контролю, но и обеспечению альтернативных и надежных источников дохода с учетом гендерного и возрастного факторов. Усилия по миростроительству всегда должны включать в себя элемент, связанный со стрелковым оружием. То же самое касается, где это уместно, и более широких планов национального развития.

Рекомендация 4

Совет Безопасности может пожелать стимулировать более тесное практическое сотрудничество между соответствующими группами Совета Безопасности по наблюдению за санкциями, миротворческими миссиями, государствами-членами и их следственными органами, а также соответствующими региональными и международными организациями.

65. Группы по наблюдению за санкциями, созданные Советом Безопасности, часто сталкиваются с практическими трудностями, такими, как отсутствие возможностей для электронной обработки и анализа собранных ими данных и для сопоставления этих данных с данными, собранными группами по наблюдению, действующими в интересах других санкционных комитетов. Кроме того, во многих случаях недостаточно высок уровень сотрудничества между государствами-членами и этими группами по наблюдению. Группы по наблюдению не ввели в практику регулярное ознакомление с собранными ими документами следственных органов государств-членов, которые выражают заинтересованность в проведении национального судебного разбирательства. Кроме того, было бы полезно, если бы доклады этих групп и собранные ими документы доводились до сведения международных организаций, таких, как Интерпол, в целях выявления тенденций, анализа преступности и выявления методов, используемых теми, кто участвует в незаконном обороте оружия, что могло бы принести пользу следственным органам государств-членов.

66. Как представляется, необходимо также обеспечивать согласование усилий санкционных комитетов и Интерпола. Специальное уведомление, разработанное Интерполом и Комитетом, учрежденным Резолюцией 1267 (1999), во исполнение Резолюции 1617 (2005) Совета Безопасности, представляет собой солидную основу для изучения дальнейших путей налаживания практического сотрудничества между двумя организациями применительно к другим режимам санкций в отношении оружия. Основываясь на этом положительном опыте, Совет в августе 2006 года принял Резолюцию 1699 (2006), которая предоставляет всем другим санкционным комитетам возможность обращаться за помощью к Интерполу и использовать его средства на основе индивидуальных соглашений.

Рекомендация 5

Миротворческие миссии, уполномоченные следить за эмбарго в отношении оружия, должны активнее стремиться к тому, чтобы возлагать эту задачу на специальную группу, обладающую потенциалом для ее комплексного решения.

67. Включение в последнее время в мандаты миротворческих миссий Организации Объединенных Наций функций по наблюдению за эмбарго в отношении оружия, введенных Организацией Объединенных Наций, порождает вопрос о том, как в рамках миссии должна быть организационно оформлена ответственность за выполнение этой задачи. Возложение этой ответственности на конкретных сотрудников в составе миссии, как это было сделано в случае с ОООНКИ, а не на весь персонал миссии способствует, как представляется, повышению эффективности выполнения этих функций, связанных с наблюдением. Кроме того, эффективность таких операций могла бы еще более повыситься, если бы были предприняты усилия по расширению возможностей и полномочий таких сотрудников проводить инспекции в стратегически важных аэропортах, морских портах и на дорогах и координировать результаты своей работы с результатами работы соответствующих групп Совета Безопасности по наблюдению за санкциями, с тем чтобы своевременно и надлежащим образом информировать санкционные комитеты Совета.

Рекомендация 6

Совет Безопасности может пожелать добиться более тесного согласования усилий по обеспечению эмбарго Организации Объединенных Наций в отношении оружия и возможных усилий по обеспечению разоружения, демобилизации и реинтеграции.

68. Эффективность эмбарго в отношении оружия прежде всего зависит от изъятия избыточных количеств стрелкового оружия из внутреннего оборота на территории государства-объекта санкций. Это лишь одна из многих причин, объясняющих, почему программы разоружения, демобилизации и реинтеграции и другие инициативы в отношении микроразоружения имеют жизненно важное значение в государствах, выходящих из состояния конфликта. Группа экспертов по Кот-д'Ивуару отметила, что эти программы эффективно способствовали бы уменьшению числа возможных препятствий, мешающих осуществляемому мирному процессу, и помогали бы формировать более благоприятную обстановку в плане безопасности (S/2007/611). Группа экспертов по Демократической Республике Конго отметила, что внутренний оборот военного имущества по-прежнему создает проблемы, и рекомендовала, чтобы Совет Безопасности обратился к правительству Демократической Республики Конго и его партнерам по процессу международного сотрудничества с просьбой возродить эффективный процесс разоружения, демобилизации и реинтеграции членов незаконных вооруженных групп (S/2008/43). Для распространения информации о программах разоружения, демобилизации и реинтеграции особое значение могло бы иметь использование радиостанций Организации Объединенных Наций в рамках полевых операций.

Рекомендация 7

В тех случаях, когда параллельно с обеспечением эмбарго в отношении оружия, введенного Организацией Объединенных Наций, осуществляются меры по разоружению, демобилизации и реинтеграции, Совет Безопасности может пожелать рассмотреть вопрос о том, чтобы потребовать составления исходного инвентарного списка оружия, а также внедрения систем маркировки и регистрации оружия.

69. Получение более четкого представления об оружии и связанных с ним материальных средств, которые имеются в наличии в государстве или на территории, в отношении которых действует эмбарго, благодаря составлению исходного инвентарного списка оружия и внедрению системы маркировки оружия может способствовать улучшению ряда процессов, связанных с эмбарго в отношении оружия. К их числу относятся наблюдение, реформирование сектора безопасности и разоружение, демобилизация и реинтеграция. Совет может пожелать провести тщательный обзор типового режима санкций, действующего в отношении Либерии, для оценки степени применимости некоторых из его элементов, таких, как маркировка и регистрация оружия, полученного на основании изъятий, санкционированных Комитетом, и предоставление соответствующей миротворческой миссии полномочий на то, чтобы регулярно инспектировать это оружие. Группы экспертов по наблюдению представили в этой связи ряд рекомендаций, которые будут способствовать любому обзорному процессу.

Рекомендация 8

Государства-члены и миротворческие миссии следует поощрять к тому, чтобы они использовали, где это уместно, недавно принятый Международный документ по отслеживанию и созданную Интерполом глобальную полицейскую систему связи.

70. Проводя региональные семинары, в которых основное внимание уделяется механизму практического сотрудничества в отслеживании стрелкового оружия, Организация Объединенных Наций поощряет государства к тому, чтобы они использовали, где это уместно, недавно принятый Международный документ по отслеживанию. Важно, чтобы Совет признал, что миротворческим миссиям не запрещено направлять запросы об отслеживании оружия. Об этом можно было бы упомянуть в их мандатах, а государства-члены следует поощрять к тому, чтобы они отвечали на такие запросы.

71. Следует рекомендовать, чтобы государства-члены в рамках своих усилий по отслеживанию оружия надлежащим образом использовали созданную Интерполом глобальную полицейскую систему связи I-24/7 и разработанную Интерполом систему электронного отслеживания оружия. Миротворческие миссии также могли бы использовать эти системы.

Рекомендация 9

Уничтожение излишних запасов боеприпасов должно быть одной из приоритетных задач для соответствующих миротворческих миссий и правительств. Для управления запасами оружия и боеприпасов требуется определенный потенциал регулирования, что во многих случаях требует уделения пристального внимания в рамках усилий по миростроительству.

72. Граждане в ряде стран подвергаются опасности из-за того, что в местах хранения боеприпасов к стрелковому оружию слабо налажена система охраны и технического содержания. В частности, в странах, выходящих из состояния конфликта, жизненно важно, чтобы уничтожение излишних запасов боеприпасов рассматривалось в качестве задачи, решение которой не терпит отлагательства. Поэтому охрана складов боеприпасов должна рассматриваться не только в качестве одной из приоритетных задач миротворческих миссий, но и в качестве элемента первоначальных усилий по миростроительству. Во многих случаях для включения вопросов, касающихся обеспечения сохранности запасов, в более широкие регулятивные рамки потребуется принятие мер, направленных на разработку всеобъемлющих и эффективных административных и технических процедур. Способность обеспечить безопасное и надежное управление запасами стрелкового оружия можно рассматривать как показатель способности правительства выполнять функции надежного гаранта мира, безопасности и развития граждан своей страны.

Рекомендация 10

Где это уместно, Совет Безопасности может пожелать рассмотреть расширение используемой им практики увязывания изъятий из режима эмбарго в отношении оружия с реформированием сектора безопасности.

73. В настоящее время в режиме санкций против Либерии реформирование сектора безопасности определено как одно из условий отмены эмбарго в отношении оружия. В рамках режима санкций против Демократической Республики Конго реформирование сектора безопасности также увязывается с возможностью санкционирования изъятий из эмбарго в отношении оружия, однако прямой связи между осуществлением такой реформы и отменой эмбарго не установлено. В соответствующих обстоятельствах более тесная увязка реформирования сектора безопасности с отменой эмбарго в отношении оружия может послужить эффективным стимулом для обеспечения успешного осуществления такой реформы. Это важно и для предотвращения рецидива конфликта в нестабильных постконфликтных ситуациях.

Рекомендация 11

Совет Безопасности может пожелать рассмотреть возможность призвать государства к значительному наращиванию их усилий по проверке сертификатов конечного пользователя. Они должны разработать международную рамочную основу для удостоверения подлинности, согласования и стандартизации сертификатов конечного пользователя.

74. Теоретически регулярная проверка конечного использования является эффективным инструментом противодействия перенаправлению стрелкового оружия. На практике же перенаправление партий стрелкового оружия продолжает подпитывать конфликты по всему миру, а предварительная проверка законности сделок и наблюдение за конечным использованием по-прежнему осуществляются с разной степенью регулярности. Усиление в последнее время системы проверки конечного использования переносных зенитно-ракетных комплексов и системы наблюдения за ними доказывает, что благодаря политической приверженности можно создать эффективные системы проверки конечного использования. Отсутствие рамочной основы для международного сотрудничества в деле проверки конечного использования стрелкового оружия является одной из возможных причин, мешающих приложению последовательных международных усилий в этой области.

Рекомендация 12

Комиссия по миростроительству, Управление по вопросам разоружения и Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах должны расширять сотрудничество в решении проблемы, одновременно связанной с детьми и стрелковым оружием.

Рекомендация 13

Стороны, обладающие такой возможностью, должны оказывать всеобъемлющую поддержку государствам, обращающимся за такой поддержкой.

75. В таких документах, как Программа действий, предполагается, что государства обладают способностью осуществлять всеобъемлющие меры по борьбе с незаконной торговлей стрелковым оружием. Однако часто дело обстоит иначе, особенно в тех случаях, когда государства не обладают достаточной легитимностью или когда их потенциал ослаблен конфликтом, коррупцией и беззаконием. Без проявления государствами, способными оказать техническую и финансовую помощь, всесторонней приверженности многие из вышеизложенных рекомендаций невозможно будет выполнить.

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: