open
Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна
                             
                             
Европейская стратегия

устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики
Комиссия Европейских Сообществ
Зеленая Книга
(COM (2006) 105 окончательная редакция)
Брюссель, 8 марта 2006 года

1. Энергетическая стратегия для Европы: баланс устойчивого
развития, конкурентоспособности и безопасности поставок
Европа вступила в новую энергетическую эру.
1. Существует срочная потребность в инвестициях. В одной
только Европе для того, чтобы удовлетворить ожидаемый спрос на
энергию и заменить стареющую инфраструктуру, потребуются
инвестиции порядка одного триллиона евро в течение следующих 20
лет.
2. Наша зависимость от импорта растет. Если мы не сделаем
внутреннюю энергетику более конкурентоспособной, в следующие 20 -
30 лет около 70% энергетических требований Евросоюза, по сравнению
с 50% сегодня, будут удовлетворяться импортированными продуктами -
из них некоторые из регионов, которым грозит нестабильность.
3. Запасы сконцентрированы в нескольких странах. Сегодня
около половины объема газа, потребляемого ЕС, поступает всего из
трех стран (России, Норвегии, Алжира). Судя по текущим тенденциям,
импорт газа возрастет до 80% за следующие 25 лет.
4. Глобальный спрос на энергию растет. Ожидается, что мировой
спрос на энергию - и выбросы CO2 - возрастут на около 60% к 2030
году. Мировое потребление нефти возросло на 20% с 1994 г., а рост
мирового спроса на нефть прогнозируется на уровне 1.6% в год.
5. Цены на нефть и газ растут. Они почти удвоились в ЕС за
последние два года, и цены на электроэнергию последовали за ними.
Это сложно для потребителей. С растущим мировым спросом на
ископаемое топливо, ограниченными каналами поставки и растущей
зависимостью от импорта, с высокими ценами на нефть и газ,
вероятно, придется смириться. Они могут, однако, дать толчок для
повышения энергоэффективности и инновации.
6. Наш климат теплеет. Согласно Межправительственной группе
экспертов по изменению климата (МГЭИК), выбросы парниковых газов
уже сделали мир на 0.6 градуса теплее. Если не принять меры, до
конца столетия климат потеплеет на 1.4 - 5.8 градусов. Все регионы
мира - включая ЕС - столкнутся с серьезными последствиями для их
экономик и экосистем.
7. Европа еще не развила целиком конкурентоспособные
внутренние рынки энергии. Лишь тогда, когда такие рынки будут
существовать, граждане и предприятия ЕС смогут ощутить все выгоды
безопасности поставок и более низких цен. Для достижения этой цели
должны быть развиты взаимосвязи, эффективные законодательные и
регуляторные рамки должны быть установлены и целиком применяться
на практике, а правила Сообщества в отношении конкуренции должны
строго выполняться. Более того, консолидация энергетического
сектора должна иметь рыночную природу, если Европа хочет успешно
решить многие сложные задачи, которые перед ней стоят и
инвестировать надлежащим образом в будущее.
Таков новый энергетический ландшафт 21 века. В нем
экономические регионы мира зависят друг от друга в плане
обеспечения энергетической безопасности и стабильных экономических
условий, а также в плане обеспечения действенных мер против
изменения климата.
Эффекты такого ландшафта ощущают непосредственно все. Доступ
к энергии фундаментален для повседневной жизни каждого европейца.
Наши граждане ощущают на себе более высокие цены, угрозы
безопасности поставок энергии и изменения климата Европы.
Устойчивая, конкурентоспособная и надежная энергетика является
одним из основных элементов нашей повседневной жизни.
Этот ландшафт требует общеевропейской реакции. Главы
государств и правительств на их саммитах в октябре и декабре 2005
г. признали это и попросили Комиссию подготовить соответствующие
меры. Недавние события подчеркнули, что на этот вызов необходимо
ответить. Подход, основанный лишь на 25 индивидуальных
энергетических стратегиях, недостаточен.
ЕС имеет инструменты, чтобы помочь. Это второй по величине
энергетический рынок в мире, с более чем 450 миллионами
потребителей. Действуя сообща, он обладает весом для защиты и
отстаивания своих интересов. ЕС обладает не только масштабом, но и
диапазоном стратегических средств для вступления в новый
энергетический ландшафт. ЕС является мировым лидером в управлении
спросом, в развитии новых и восполнимых форм энергии, а также в
разработке технологий с низким выбросом CO2. Если ЕС поддержит
новую общую стратегию общим голосом по вопросам энергетики, Европа
может возглавить всемирный поиск энергетических решений.
Европа должна срочно действовать: в энергетическом секторе
введение инновации в действие занимает многие годы. Также она
должна развивать разнообразие - типов энергии, стран происхождения
и транзита. Таким путем она создаст условия для обеспечения роста,
наличия рабочих мест, более высокого уровня безопасности и лучшей
окружающей среды. Работы по данным проблемам велись с момента
публикации Комиссией Зеленой книги по безопасности поставок
энергии в 2000 г. но, учитывая недавние изменения ситуации на
рынках энергии, необходим новый европейский толчок.
Настоящая Зеленая книга выдвигает рекомендации и варианты,
которые могли бы стать основой новой комплексной европейской
энергетической политики. Весенней сессии Совета Европы и
Европейскому Парламенту предлагается отреагировать на данную
книгу, которая также должна вызвать широкомасштабные общественные
дебаты. Комиссия тогда вынесет на обсуждение конкретные
предложения действий.
Настоящая Зеленая книга выделяет шесть ключевых областей, в
которых необходимо принятие мер, чтобы ответить на вызовы, которые
нам брошены. Наиболее фундаментальный вопрос - существует ли
согласие с необходимостью разработать новую, общую Европейскую
стратегию в области энергетики, и должны ли устойчивость,
конкурентоспособность и безопасность быть коренными принципами, на
которые будет опираться данная стратегия.
Из вышеизложенного вытекают следующие вопросы:
1. Конкурентоспособность и внутренний энергетический рынок.
Существует ли согласие по поводу фундаментальной важности подлинно
единого рынка для поддержки общей европейской стратегии в области
энергетики? Как могут быть устранены барьеры на пути реализации
существующих мероприятий? Какие новые меры следует принять для
достижения этой цели? Как может ЕС стимулировать значительные
инвестиции, необходимые в секторе энергетики? Как обеспечить всем
европейцам доступ к энергии по разумным ценам и вклад внутреннего
энергетического рынка в поддержание уровней занятости?
2. Диверсификация структуры энергетики. Что должен делать ЕС
для того, чтобы Европа, взятая в целом, развивала благоприятную
для климата диверсификацию поставок энергии?
3. Солидарность. Какие меры следует принять на уровне
Сообщества, чтобы предупредить развитие кризисов поставок энергии,
и управлять ими в случае их возникновения?
4. Устойчивое развитие. Как может общая европейская стратегия
в области энергетики наилучшим образом ответить на изменение
климата, балансируя цели защиты окружающей среды,
конкурентоспособности и безопасности поставок? Какие последующие
действия требуются на уровне Сообщества для достижения
существующих целей? Приемлемы ли дальнейшие цели? Каким образом мы
должны предоставить надежные и предсказуемые инвестиционные рамки
на более длительный срок для последующего развития чистых и
восполнимых источников энергии в ЕС?
5. Инновация и технологии. Какие действия следует
предпринять, как на уровне Сообщества, так и на национальном, для
обеспечения сохранения за Европой роли мирового лидера в области
энергетических технологий? Какие инструменты могут позволить
наилучшим образом достичь этого?
6. Внешняя политика. Должна ли существовать общая внешняя
политика в области энергетики, чтобы позволить ЕС говорить общим
голосом? Как могут сообщество и государства-члены развивать
разнообразие поставок, в особенности газа? Должен ли ЕС развивать
новые взаимоотношения со своими соседями, включая Россию, и с
другими основными нациями - производителями и потребителями в
мире?
Разработка Европейской энергетической политики будет
долговременной задачей. Для нее нужны четкие, но гибкие рамки:
четкие в том отношении, что она должна представлять общий подход,
принятый на наивысшем уровне, гибкие в том отношении, что она
нуждается в периодическом обновлении. В качестве основания для
данного процесса, Комиссия предлагает, чтобы Стратегический
энергетический анализ ЕС представлялся Совету и Парламенту на
регулярной основе, охватывая проблемы, определенные в настоящей
Зеленой книге. Он послужил бы в качестве обозрения и плана
действий для весенней сессии Европейского Совета, контролируя
выполнение и определяя новые задачи и реакцию на все аспекты
энергетической политики.
2. Шесть приоритетных областей
2.1. Энергия для роста и рабочих мест в Европе: завершение
создания внутренних европейских рынков электроэнергии и газа
Устойчивая, конкурентная и безопасная энергетика не будет
достигнута без открытых и конкурентных рынков энергии, основанных
на конкуренции между компаниями, желающими стать всеевропейскими
конкурентами более, чем быть доминирующими национальными игроками.
Открытые рынки, а не протекционизм, усилят Европу и позволят ей
справиться со своими проблемами. Подлинно конкурентный единый
европейский рынок электроэнергии и газа позволят снизить цены,
повысить безопасность поставок (1) [1] и конкурентоспособность.
Также он поможет окружающей среде, так как компании будут
реагировать на конкурентную борьбу, закрывая энергетически
неэффективные заводы. ______________

(1) [1] Уроки из либерализованных рынков электроэнергии".
МЭА, 2005.
В июле 2007 г., за очень малым исключением, каждый
потребитель ЕС получит законное право приобретать электроэнергию и
газ у любого поставщика в ЕС. Это даст значительные возможности
Европе. Но, несмотря на то, что много уже было сделано для
создания конкурентного рынка, работа еще не закончена. Многие
рынки остаются в основном национальными, и доминирует на них
небольшое число компаний. Много различий остается между подходами
государств - членов к открытию рынка, что препятствует развитию
истинно конкурентного европейского рынка - включая полномочия
регуляторов, уровень независимости сетевых операторов от
конкурентной деятельности, правил энергосистемы, режимов
балансирования и хранения газа.
К концу 2006 вторые Директивы по электроэнергии и газу были
приняты всеми государствами-членами, и Комиссия сможет завершить
ее запрос по поводу конкуренции в функционировании европейских
рынков газа и электроэнергии. Итоговое решение, основанное на
полном анализе влияния, будет затем принято в отношении любых
необходимых дополнительных законодательных мер: в частности, для
обеспечения недискриминационного доступа к сетям, соответствующей
пропускной способности сетей, ликвидности на рынках газа и
электроэнергии и эффективного регулирования. Однако, уже ясно, что
пять основных областей требуют особого внимания:
(i) Европейская энергосистема
Потребителям необходима единая европейская энергосистема для
того, чтобы развить действительно европейские рынки электроэнергии
и газа. Это может быть осуществлено путем обеспечения общих правил
и стандартов в вопросах, влияющих на торговлю между государствами.
По этим вопросам идет продвижение, но оно слишком медленно.
Кодекс европейской энергосистемы мог бы поощрять
гармонизованные, или по крайней мере эквивалентные, условия
доступа в энергосистему. Это бы приняло форму общих правил в
отношении регуляторных вопросов, влияющих на торговлю между
государствами. Эксперты делают первый шаг в этом направлении на
региональной основе, в частности, регуляторы энергетики через
Совет европейских регуляторов энергетики и Европейскую группу
регуляторов. Но последующий и более быстрый прогресс необходим до
того, как все деловые и частные потребители смогут приобретать
электроэнергию и газ у поставщиков в других государствах-членах. С
этой целью, Комиссия изучит (i), что необходимо сделать для
урегулирования различий между существующими эквивалентными
полномочиями и независимостью для национальных регуляторов, и (ii)
адекватны ли существующие формы сотрудничества между национальными
регуляторами и национальными операторами энергосетей, или
необходим более тесный уровень сотрудничества - к примеру, с
европейским регулятором энергетики для рассмотрения
межгосударственных вопросов. Такой регулятор мог бы обладать
полномочиями принимать решения по общим правилам и подходам,
таким, как Кодекс европейской энергосистемы, и работал бы
совместно с сетевыми операторами. Европейский центр по
энергетическим сетям мог бы также объединить сетевых операторов в
рамках формального органа для содействия работе по разработке
Кодекса европейской энергосистемы.
(ii) Приоритетный план взаимосвязей
На заседании Европейского совета в Барселоне в 2002 г. главы
государств и правительств согласились увеличить уровни минимальных
взаимоподключений между государствами-членами до 10%. Продвижение
не было удовлетворительным. Не может существовать подлинно
конкурентного и единого европейского рынка без дополнительных
физических мощностей: это особенно важно для таких стран, как
Ирландия и Мальта или Балтийских стран, которые остаются
"энергетическим островом", в основном отрезанным от остального
Сообщества. В той же мере, дополнительная емкость электрических
взаимоподключений необходима между многими областями и, в
частности, между Францией и Испанией, для того, чтобы позволить
развитие реальной конкуренции между двумя этими странами.
Аналогично, необходимы новые инвестиции в инфраструктуру рынков
газа. Во многих государствах-членах необходимо принять меры для
освобождения мощностей, зарезервированных для бывших фигурантов по
долгосрочным контрактам на поставку электроэнергии и газа.
Взаимосвязанность является решающим механизмом солидарности.
Частные и общественные инвестиции в инфраструктуру должны
стимулироваться, а процедуры получения разрешений ускоряться. Чем
больше степень взаимосвязанности в европейской энергосистеме, тем
меньше потребность в запасных мощностях и, в то же время, меньше
затраты. Это важно в то время, когда предыдущая избыточная
производительность Европы уходит в историю. Комиссия будет до
конца 2006 г. определять индивидуальные мероприятия, которые она
считает важными на уровне государств-членов. Последующие действия
на уровне Сообщества также будут определены, такие, как более
действенное использование инструментов трансъевропейских сетей.
Наконец, отношения со Швейцарией важны в этом отношении, так
как она является основной страной транзита электроэнергии.
(iii) Инвестиции в генерирующие мощности
Для замены стареющих электрогенерирующих мощностей и
удовлетворения спроса ЕС потребуются значительные инвестиции в
последующие 20 лет. Сюда входят мощности для пиковых нагрузок.
Должен существовать необходимый запас для предупреждения сбоев во
время повышенного спроса и в качестве поддержки для непостоянных
источников восполнимой энергии. Для своевременных и устойчивых
инвестиций необходим правильно работающий рынок, дающий
необходимые ценовые сигналы, выгоды, регуляторную стабильность и
доступ к финансам.
(iv) Поле многоуровневой игры: важность развязывания
Значительные различия сохраняются по уровню и эффективности
развязывания передачи и распределения для конкурентной
деятельности. Это означает, что на практике национальные рынки
открыты для честной и свободной конкуренции в разной степени.
Положения вторых Директив по электроэнергии и газу о развязывании
должны реализоваться в полной мере, не только по форме, но и по
духу. Если продвижение к полю многоуровневой игры не принесет
результата, необходимо рассмотреть последующие меры на уровне
Содружества.
(v) Повышение конкурентоспособности европейской
промышленности
Одна из наиболее важных целей внутреннего энергетического
рынка - благоприятствование конкурентоспособности промышленности
ЕС и, тем самым, увеличение количества рабочих мест. Промышленная
конкурентоспособность требует продуманных, стабильных и
предсказуемых регуляторных рамок, уважающих рыночные механизмы.
Энергетическая политика, следовательно, должна поощрять
рентабельные решения и основываться на тщательном экономическом
анализе разных вариантов стратегии и их влияния на цены на
энергию. Надежная доступность энергии по приемлемым ценам является
решающей. Интегрированные и конкурентные рынки электроэнергии и
газа с минимумом сбоев жизненно важны. Новая Группа высокого
уровня по энергетике, окружающей среде и конкурентоспособности
будет играть важную роль в определении путей повышения
конкурентоспособности всех секторов затрагиваемой промышленности.
Это требует рассмотрения, например, наилучших путей
удовлетворения законных потребностей энергоемкой промышленности и
одновременного соблюдения правил конкуренции. Заключения по
данному вопросу должны содержаться в отчете по внутреннему рынку,
выпуск которого запланирован на конец 2006 г. В дополнение,
необходимо рассмотреть наилучшие пути обеспечения эффективной
координации между Комиссией, национальными органами по
регулированию энергетики, и национальными органами по конкуренции.
2.2. Внутренний энергетический рынок, гарантирующий
безопасность поставок: солидарность между государствами-членами
(i) Повышение безопасности поставок на внутреннем рынке
Либерализованные и конкурентные рынки помогают обеспечить
безопасность поставок, посылая верные инвестиционные сигналы
участникам промышленности. Но для того, чтобы эта конкуренция
эффективно работала, рынок должен быть прозрачным и предсказуемым.
Физическая безопасность европейской энергетической
инфраструктуры в отношении рисков природных катастроф и угрозы
терроризма, а также безопасность от политических рисков, включая
прерывание поставок, критична для предсказуемости. Разработка
"умных" сетей электроэнергии, управление спросом и распределенная
генерация энергии могут помочь во времена внезапного дефицита.
Это указывает на несколько областей возможных будущих
действий:
Организация Европейской обсерватории за поставками энергии в
кратчайшие сроки для контроля спроса и путей поставки на
энергорынки ЕС, определяющей возможные недостачи в инфраструктуре
и поставках на ранней стадии и дополняющей на уровне ЕС работу
Международного агентства по энергетике.
Повышенная безопасность сетей через большее сотрудничество и
обмен информацией между операторами сетей передачи в определении и
согласовании общеевропейских стандартов безопасности и надежности.
Более формальное группирование операторов транспортных систем,
отчитывающихся перед регуляторами энергетики ЕС и Комиссией, могли
бы базироваться на работе, уже начатой на волне обесточиваний 2003
г. Это могло бы развиться в европейский центр энергетических
сетей, с полномочиями собирать, анализировать и публиковать
соответствующую информацию, а также внедрять схемы, согласованные
соответствующими регулирующими органами.
В отношении физической безопасности инфраструктуры, два
основных мероприятия заслуживают дальнейшего рассмотрения. Во
первых, мог бы быть разработан механизм для подготовки и
обеспечения быстрой солидарности и возможного содействия странам,
сталкивающимся с трудностями после повреждения их основной
инфраструктуры. Во вторых, могли бы быть приняты общие стандарты
или меры для защиты инфраструктуры.
(ii) Переосмысление подхода ЕС к аварийным резервам нефти и
газа и предупреждению нарушений
Рынок нефти является глобальным и значительные нарушения
поставок, будь они даже локальными или региональными, требуют
глобальной реакции. Освобождение аварийных запасов, организованных
МЭА в ответ на ураган "Катрина", сработало хорошо. Любое мощное
действие Сообщества в этой области должно, следовательно,
соответствовать этому глобальному механизму. Это может указывать
на необходимость более координированной реакции Сообщества в
случае принятия решения об освобождении запасов МЭА. В частности,
этому помогло бы новое законодательное предложение Комиссии,
обеспечивающее более регулярную и прозрачную публикацию информации
о состоянии запасов нефти Сообщества, для помощи улучшающейся
прозрачности рынков нефти.
Более того, существующие Директивы по безопасности поставок
электроэнергии и газа следует перепроверить для того, чтобы они
могли противостоять потенциальным нарушениям поставок. Недавний
опыт поднял важные вопросы, включая вопрос о способности газовых
резервов Европы встретить вызов, заключающийся во внезапных
перебоях газовых поставок.
Кроме этого, данный анализ должен учитывать, были ли даны
соответствующие сигналы для содействия и стимулирования
необходимых капиталовложений в Европейские рынки газа и
электроэнергии в последующие годы, в том числе капиталовложений в
обеспечение надежности поставок и инфраструктуру, позволяющих
обеспечивать взаимную поддержку. Это могло бы, среди прочего,
включать новый законопроект, касающийся резервов газа, так, чтобы
в случае неожиданных аварийных перебоев с газовыми поставками ЕС
смогла соответствующим образом прореагировать и обеспечить
солидарность всех Стран-членов при одновременном учете разных
возможностей для хранения в различных частях ЕС.
2.3. Укрепление безопасности и конкурентоспособности
энергопоставок: создавая более устойчивую, эффективную и
разнообразную структуру энергопроизводства.
Каждая страна-член и энергокомпания выбирает свою собственную
структуру энергопроизводства. Тем не менее, сделанный одной
страной-членом выбор будет влиять на обеспечение энергетической
безопасности как ее соседей, так и всего Сообщества в целом, а
также будет оказывать влияние на конкурентоспособность и
окружающую среду. Например:
- решения о более широком или исключительном использовании
природного газа для энергопроизводства в любой из указанных
стран-членов серьезно повлияют на надежность поставок для ее
соседей в случае дефицита газа;
- решения стран-членов, касающиеся ядерной энергетики, также
будут иметь важные последствия для других стран-членов, учитывая
зависимость ЕС от импортируемого ископаемого топлива и выбросы
CO2.
Стратегический анализ энергетики ЕС (Strategic EU Energy
Review) мог бы представить четкую европейскую основу для
национальных решений по структуре энергопроизводства. Необходимо,
чтобы он исследовал все преимущества и недостатки различных
источников энергии, начиная от природных возобновляемых источников
энергии, таких как: ветер, биомасса и биотопливо, малая
гидроэнергетика и эффективность использования энергии, и
заканчивая углем и ядерной энергией, а также как результат этих
изменений, "эффекты домино" для ЕС, в целом. В основу этого могла
бы быть положена типовая методология.
Например, в настоящее время на долю угля и лигнита (бурого
угля) приходится около одной трети всего производства
электроэнергии в ЕС: изменение климата подразумевает, что данный
вид энергопроизводства приемлем только тогда, когда его
использование сопровождается поставленными на коммерческую основу
секвестрацией углекислого газа и использующими обогащенный уголь
технологиями на уровне ЕС.
Кроме этого, что касается заинтересованных стран-членов, этот
анализ должен предусматривать открытое и объективное обсуждение
будущей роли ядерной энергетики в ЕС. В настоящее время вклад
ядерной энергетики составляет приблизительно одну треть от всего
производства электроэнергии в Европе, при этом, необходимо уделить
особое внимание вопросам ядерных отходов и безопасности. В
настоящее время ядерная энергетика представляет собой самый
крупный в Европе свободный от выбросов углекислого газа источник
энергии. ЕС может сыграть полезную роль, обеспечивая чтобы все
затраты, преимущества и недостатки ядерной энергетики были четко
определены для проведения широко информированного, объективного и
открытого обсуждения.
Кроме этого, было бы целесообразно согласовать общую
стратегическую задачу, уравновесив цели, поставленные в области
устойчивого использования энергии, конкурентоспобности и
надежности (безопасности) поставок. Эта задача может потребовать
необходимой разработки, опирающуюся на тщательную оценку влияния,
и сможет предоставить эталон, на основании которого можно будет
рассматривать и оценивать развивающуюся структуру энергетики ЕС.
Кроме этого, это поможет ЕС противостоять нарастающей зависимости
от импорта. Например, поставленная задача может подразумевать
собой стремление к достижению минимального уровня всеобщей
(смешанной) структуры энергопроизводства ЕС, установленной в
результате использования надежных энергоисточников, которые также
характеризуются низким содержанием углерода. Такой эталон мог бы
отражать возможные риски зависимости от импорта, определять
всеобщее стремление к долгосрочной разработке энергоисточников с
низким содержанием углерода и позволил бы определить основные
внутренние мероприятия, которые необходимы для достижения этих
целей. Он мог бы сочетать свободу стран-членов делать выбор между
различными энергоисточниками и потребность ЕС, в целом, в такой
структуре энергетики, которая, в целом, отвечала бы ее основным
энергетическим задачам. Стратегический анализ энергетики ЕС мог бы
послужить инструментом для предложения и последующего контроля
выполнения любой такой задачи, согласованной Советом и
Парламентом.
2.4. Интегрированный подход к рассмотрению проблем, связанных
с изменением климата
Необходимо безотлагательно предпринимать эффективные меры для
решения проблем, связанных с климатическим изменением, и тут ЕС
должно увлечь всех собственным примером, и, прежде всего, работать
над организацией как можно более широкого международного движения.
Европе необходимо быть более решительной и амбициозной, она должна
действовать единым фронтом, что в результате будет содействовать
достижению поставленных в Лиссабоне целей ЕС.
В настоящее время ЕС уже находится на переднем крае подходов,
которые направлены на разделение экономического роста и растущего
энергопотребления. Его работа сочетает в себе четкие
законодательные инициативы и программы по эффективному
использованию энергии с поощрением конкурентоспособной и
эффективной возобновляемой энергетики. Тем не менее, обязательство
ЕС по контролю изменений климата представляет собой долгосрочное
обязательство.
Для того чтобы ограничить предстоящее повышение уровня
мировой температуры уровнем согласованного максимального целевого
показателя - 2 градуса выше уровней, характерных для
предшествующего промышленному развитию периода, мировые выбросы
парниковых газов должны достигнуть своего пика не позднее 2025
года, а затем должны быть снижены на, по меньшей мере, 15%. Эта
огромная и сложная задача, которая означает, что Европа должна
действовать и работать над этим уже сейчас, в частности, в области
эффективного использования энергии и возобновляемых
энергоисточников.
Работа в области возобновляемых энергоисточников и
эффективного использования энергии, кроме того, что она охватывает
решение проблем изменения климата, будет способствовать
обеспечению независимости или надежности энергопоставок и поможет
ограничить растущую зависимость ЕС от импортируемой энергии.
Она также могла бы создать много высококвалифицированных
рабочих мест в Европе и поддержать Европейское технологическое
первенство в условиях быстро развивающегося всемирного сектора.
В этом отношении, Схема Торговли Выбросами ЕС создает гибкую
и рентабельную основу для энергопроизводства с максимально
благоприятным воздействием на климатические условия. Полный анализ
Схемы торговли выбросами ЕС дает возможность расширять и улучшать
в дальнейшем функционирование данной схемы. Кроме этого, Схема
торговли выбросами ЕС закладывает основы для постепенного
расширения всемирного рынка по углероду и, таким образом, дает
Европейскому бизнесу преимущества на старте.
(i) Делая из малого большее: возглавляя работу по обеспечению
энергоэффективности
Эффективная политика в области эффективного использования
энергии не означает принесение в жертву удобств или комфорта.
Кроме этого, она никоим образом не означает снижение
конкурентоспособности. В действительности, эффективная политика в
этой области подразумевает прямо противоположное; эффективное или
прибыльное инвестирование, направленное на снижение потерь
энергии, и таким образом, повышающее жизненный уровень и
обеспечивающее экономию средств, а также использование ценовых
сигналов, которые могли бы привести к более ответственному,
экономичному и рациональному использованию энергии. Установленные
рынком инструменты, включая налоговую базу Сообщества в сфере
энергетики, могут стать очень эффективным средством в этой
области.
Несмотря на то, что Европа уже является одним из наиболее
энергоэффективных регионов в мире, она может продвинуться еще
дальше. В своей "Зеленой Книге" - 2005 по вопросам эффективного
использования энергии Комиссия продемонстрировала, что до 20%
используемой в Европе энергии может быть сэкономлено (что
равнозначно уменьшению на 60 миллиардов евро затрат на
энергоисточники), одновременно с внесением значительного вклада в
обеспечение энергетической безопасности и создание в
непосредственно задействованных секторах около миллиона новых
рабочих мест.
Одним из полезных инструментов, в этом смысле, является
политика сплоченности (или единства), которая определяет в
качестве задач, направленных на поддержку эффективного
использования энергии, развитие возобновляемых или альтернативных
источников энергии, а также инвестирование в сети в том случае,
если есть признаки возникновения рыночных трудностей. Комиссия
призывает Страны-члены и регионы при подготовке их национальных
нормативных баз по стратегии, а также программ работ на 2007 -
2013 эффективно использовать все возможности, которые
предоставляются политикой сплоченности для поддержки настоящей
стратегии.
В этом году Комиссия предложит План действий по эффективному
использованию энергии, направленный на реализацию этого
потенциала. Эта работа требует решимости и постоянной поддержки на
самом высоком политическом уровне по всей Европе. Многие из
инструментов находятся в национальных руках, такие как гранты,
налоговые льготы, и именно на национальном уровне имеются ключи и
походы для того, чтобы убедить общественность, что эффективное
использование энергии может принести им реальную экономию. Однако
и на уровне ЕС можно оказать решающее влияние, а План действий
предложит конкретные меры для достижения этого 20% потенциала к
2020.
Примеры возможных действий включают:
- Долгосрочные целенаправленные компании по эффективному
использованию энергии, включая эффективное ее использование в
зданиях и сооружениях, в основном, общественных зданиях.
- Крупномасштабная работа по повышению эффективности
использования энергии в транспортной отрасли и, в частности,
скорейшего улучшения системы городского общественного транспорта в
крупных Европейских городах.
- Адаптация финансовых инструментов для ускорения
инвестирования коммерческими банками проектов по эффективному
использованию энергии и компаний, предоставляющих услуги в области
энергетики.
- Механизмы для стимулирования капиталовложений в проекты по
эффективному использованию энергии и компании, предоставляющих
услуги в области энергетики.
- Общеевропейская система "белых сертификатов", рыночных
(товарных) сертификатов, которые позволили бы компаниям,
превышающим минимальные стандарты эффективного использования
энергии, "продавать" этот успех другим компаниям, не
соответствующим требованиям этих стандартов.
- Для того, чтобы указывать курс потребителю и производителю,
большее внимание должно уделяться установлению рейтинга
(классификации), а также демонстрации энергетических рабочих
показателей наиболее важной продукции, работающей с использованием
электроэнергии, в том числе аппараты, транспортные средства и
промышленное оборудование. Возможно, будет целесообразным
установить минимальные стандарты в этой области.
И, наконец, эффективное использование энергии должно стать
всеобщим приоритетом. План действий может служить в качестве
"пусковой площадки" для ускорения подобной работы во всем мире, в
тесном сотрудничестве с МЭА и Всемирным Банком. ЕС должно
предложить и поощрять любое международное соглашение по
эффективному использованию энергии с участием как развитых, так и
развивающихся стран, а также расширяющее Соглашение по Энергетике
Star.
(ii) Расширение использования возобновляемых энергоисточников
Начиная с 1990 года, ЕС участвовал в реализации амбициозного
плана, который был направлен на обеспечение ведущей роли ЕС в
области возобновляемой энергетики. Для примера, ЕС в настоящее
время обладает установленными мощностями ветровой энергетики,
равными 50 ТЭС, работающим на угле. При этом за последние 15 лет
затраты сократились в два раза. Рынок возобновляемой энергетики
имеет ежегодный оборот 15 миллионов евро (половина всемирного
рынка), общее количество занятого персонала - 300,000 человек, он
является основным экспортером. Возобновляемые энергоисточники в
настоящее время начинают конкурировать по ценам с ископаемым
топливом.
В 2001 году ЕС согласилось, чтобы в потреблении ЕС доля
полученной от возобновляемых источников электроэнергии должна
достигать 21% к 2010 году. В 2003 было согласовано, что по меньшей
мере 5,75% всего бензина и дизельного топлива должны стать
биологическим топливом к 2010 году. Ряд стран демонстрируют
быстрый рост использования возобновляемых энергоисточников
благодаря поддерживающим национальным политическим структурам.
Однако при текущих тенденциях, ЕС отстает от установленных задач
на 1 - 2%. В том случае, если ЕС намеревается достичь своих
долгосрочных целей по климатическому изменению и снизить свою
зависимость от импорта ископаемого топлива, ему потребуется
достигнуть их и, без сомнения, пойти далее этих намеченных целей.
Возобновляемая энергетика уже является третьим видом
энергопроизводства в мире (после угля и газа) и имеет потенциал
дальнейшего роста при всех экономических преимуществах и
преимуществах для окружающей среды, которые могут последовать за
этим.
Для того чтобы возобновляемые энергоисточники могли
реализовать весь свой потенциал, необходимо, чтобы политическая
структура обеспечивала этому поддержку, и в частности,
стимулировала повышение конкурентоспособности таких
энергоисточников и одновременно полностью соблюдала правила
конкуренции. В то время как некоторые природные энергоисточники (с
низким содержанием углерода) уже являются жизнеспособными, другие,
такие как: береговые ветра, волновая энергия и энергия приливов
нуждаются в продвижении и стимулировании для их внедрения.
Полный потенциал возобновляемой энергии будет реализован
только посредством долгосрочного обязательства развивать и
внедрять возобновляемую энергетику. Одновременно с Анализом
энергетической стратегии ЕС, Комиссия представит Дорожную Карту по
возобновляемой энергетике. Это охватит основные ключевые вопросы
по эффективной политике ЕС в области возобновляемых
энергоисточников:
- активная программа с конкретными мероприятиями,
направленными на выполнение поставленных задач;
- рассмотрение, какие из целей или задач после 2010 являются
необходимыми, а также сущности таких целей, с тем, чтобы
обеспечить долговременную уверенность промышленности и инвесторов,
а также активные программы и мероприятия, требующие воплощения.
Любые такие цели могли бы быть дополнены расширенными
эксплуатационными целями в области электроэнергии, топлива и
возможно - теплоснабжения;
- новая Директива Сообщества по теплоснабжению и охлаждению,
дополняющая структуру Сообщества по энергосбережению;
- подробный кратко-, средне- и долгосрочный план для
стабилизации и постепенного сокращения зависимости ЕС от
импортируемых нефтепродуктов. Его необходимо создать на основе
существующего Плана действий по Биомассе (Сообщение Комиссии -
"Biomass Action Plan" - COM(2005) 628, 7.12.2005) и Стратегии по
Биологическим видам топлива (Communication from the Commission "An
EU Strategy for Biofuels" - COM(2006) 34, 8.2.2006);
- исследования, демонстрация и инициативы по репликации рынка
для того, чтобы приблизить к рынкам чистые и возобновляемые
энергоисточники.
Дорожная карта может быть основана на тщательном анализе
влияния, с оценкой возобновляемых энергоисточников и их сравнением
с другими имеющимися вариантами.
(iii) Захват углерода и геологическое хранилище
Захват углерода и геологическое хранилище, в сочетании с
чистыми технологиями ископаемого топлива предоставляют третью
возможность, связанную с технологией, имеющей почти нулевой
уровень выбросов. Сегодня она уже может экономично использоваться
для усовершенствованной добычи газа или нефти. Она может стать
особенно важной для тех стран, которые решат продолжать
использование угля как надежного и имеющегося в изобилии
энергоресурса.
Тем не менее, эта технология требует толчка для того, чтобы
создать необходимые экономические стимулы, обеспечить
подкрепленную законом уверенность для частного сектора, обеспечить
целостность окружающей среды.
Научно-исследовательские и широкомасштабные демонстрационные
проекты необходимы для привнесения и внедрения технологии,
направленной на сниженные затрат, а установленные рынком стимулы
такие как: продажа выбросов, также могут сделать из этого
долгосрочный выгодный вариант.
2.5. Поощрение инноваций: Стратегический Европейский план по
энергетическим технологиям
Развитие и привлечение новых энергетических технологий
является существенно важным для обеспечения безопасности и
надежности поставок, стабильности и промышленной
конкурентоспособности.
Исследования в области энергетики внесли большой вклад как в
эффективное использование энергии (например: двигатель
автомобиля), так и в разнообразие энергоисточников путем
использования возобновляемых энергоисточников. Тем не менее,
величина стоящих впереди проблем требует наращивания усилий.
Это требует также долгосрочного обязательства. Например, за
последние тридцать лет исследования позволили повысить на 30% кпд
ТЭС, работающей на угле. Исследовательский Фонд по вопросам стали
и угля внес свой вклад в финансирование этой работы на уровне ЕС.
Дальнейшие технологические разработки позволят заметно снизить
выбросы CO2.
Научные исследования также могут открыть возможности в
области торговли. Технологии эффективного использования энергии и
низкоуглеродные технологии представляют собой быстрорастущий
международный рынок, который будет стоить миллиарды евро в
ближайшие годы. Европа должна быть уверена, что ее промышленные
отрасли являются мировыми лидерами в области технологий и
процессов этих новых поколений.
7-я Рамочная Программа признает отсутствие единого решения
для наших энергетических проблем, однако она также рассматривает
широкий портфель технологий: технологии с возобновляемыми
энергоисточниками, производство обогащенного угля и захват
углерода и секвестрация, реальные промышленные условия, разработка
экономически жизнеспособного биотоплива для транспорта, новые
вектора в энергетике, такие как: использование водорода и
использование энергоисточников с минимальным влиянием на
окружающую среду (например, топливных элементов), эффективного
использования энергии; а также усовершенствованных процессов
ядерного деления, и разработка термоядерных реакторов посредством
реализации Соглашения ITER.
ЕС необходим обеспеченный необходимыми ресурсами
стратегический план по энергетическим технологиям. Это должно
ускорить развитие перспективных энергетических технологий, это
также должно помочь создать условия для эффективного и
результативного внедрения этих технологий на рынки ЕС и всемирные
рынки. Необходимо также рассмотреть научные исследования в
областях с высоким потреблением энергии - жилье, транспорт,
сельское хозяйство, агропромышленный комплекс и материалы.
Предложенный Европейский Технологический Институт мог бы сыграть
важную роль, помогая достигнуть поставленную цель.
Этот план должен укрепить Европейскую
научно-исследовательскую деятельность с тем, чтобы предотвратить
дублирование национальной технологии и исследовательских программ,
а также для того, чтобы сосредоточиться на выполнении поставленных
на уровне ЕС задач. Использование европейских отраслевых
технологических платформ по биотопливу, водороду, топливным
элементам, обогащенному углю и сетям энергосистемы поможет
разработать согласованную всеми сторонами программу исследований и
стратегии развития.
ЕС необходимо рассмотреть пути финансирования наиболее
стратегического подхода к энергетическим исследованиям,
предпринимая последующие шаги в направлении интеграции и
координации Сообщества и национальных исследовательских и
инновационных программ, а также бюджетов. Опираясь на опыт и
результаты и достижения европейской технологической платформы,
участники высокого уровня также как и лица, принимающие решения,
должны быть мобилизованы с тем, чтобы разработать видение ЕС для
преобразования энергосистемы и для максимального увеличения
эффективности всей научно-исследовательской работы.
Исходя из конкретных условий, в частности, для разработки
"ведущих рынков" для инноваций, Европа должна действовать
посредством реализации широкомасштабных комплексных мероприятий с
необходимой критической массой, мобилизуя частный бизнес,
Страны-члены и Европейскую Комиссию в рамках
общественного/частного партнерства или путем интеграции
Национальных научно-исследовательских программ по энергетике и
научно-исследовательских программ Сообщества по энергетике.
Долгосрочный энергетический проект ITER, а также координируемая на
международном уровне Инициатива IV Поколения, направленные на
проектирование и разработку еще более безопасных и надежных
реакторов, являются примерами согласованных действий ЕС,
направленных на достижение конкретных целей. Европа должна также
инвестировать в другие возможные виды энергии, такие как водород и
топливные элементы, захват и хранение углерода, широкомасштабные
технологии, связанные с возобновляемыми энергоисточниками, такими
как: концентрированная солнечная, термальная энергия, а также тех,
которые находятся в более отдаленной перспективе, такие как
метановые гидраты. Необходимо рассмотреть, как мобилизовать
ресурсы Европейского Инвестиционного Банка для того, чтобы
способствовать большему продвижению к рыночным научным
исследованиям и разработкам в этой области, а также как улучшить
сотрудничество в области, которая вызывает всемирный интерес.
Действия по ускорению разработки технологий, а также снижению
затрат на новые энергетические технологии должны быть дополнены
политическими мероприятиями, направленными на открытие рынка и на
обеспечение проникновения на рынок существующих технологий,
которые эффективно решают проблемы, связанные с изменением
климата. Соревнуясь с укоренившимися технологиями и огромными
инвестициями "запертыми" в существующей энергосистеме, в основном
опирающейся на ископаемые виды топлива и централизованную
генерацию, новые технологии сталкиваются с высокими закрывающими
доступ барьерами. Схема торговли выбросами ЕС, зеленые
сертификаты, специальные тарифы и другие меры могут гарантировать,
что внедрение энергопроизводства с минимальным воздействием на
окружающую среду, конверсия и использование будут финансово
жизнеспособными. Такие мероприятия могут дать мощный политический
сигнал рынку и создать стабильный климат, при котором промышленные
отрасли могут принимать необходимые долгосрочные инвестиционные
решения. Европейская Программа - Разумная Энергетика также даст
необходимые инструменты и механизмы для преодоления нетехнических
барьеров на пути освоения новых и энергоэффективных технологий.
2.6. Двигаясь в направлении согласованной внешней
энергетической политики
Энергетические проблемы, стоящие перед Европой, требуют
согласованной внешней политики с тем, чтобы позволить Европе
сыграть наиболее эффективно свою международную роль в решении
общих проблем с энергетическими партнерами во всем мире.
Согласованная внешняя политика является важным элементом в
обеспечении устойчивой, конкурентоспособной и безопасной
энергетики.
Первым шагом, который должен стать согласование на уровне
Сообщества целей Внешней Энергетической Политики и действий,
которые необходимо предпринять как на уровне Сообщества так и
национальном уровне для их достижения. Эффективность и
согласованность внешней политики ЕС зависит как от продвижения и
успеха с национальными политиками, так и, в частности, создания
внутреннего энергетического рынка. Вышеназванный Стратегический
Анализ Энергетики ЕС может служить основой для этого общего
видения.
Это будет включать как инвентаризацию, а также план действий
для Европейского Совета, контроль хода работы, и определение новых
проблем и ответных действий. Проверка или отслеживание должно
принять форму регулярных политических дискуссий на уровне
Сообщества с участием Стран-членов и Комиссии в соответствии с
порядком, который будет разработан. Он может предоставить
единственную точку отсчета (контрольную точку), при
соответствующем институциональном формате, для всех участников
Европейского энергетического сектора, как на уровне Сообщества,
так на национальном уровне. Это позволило бы не только эффективно
обмениваться информацией, но и реально координировать подход: что
позволит ЕС, в действительности, "говорить одним и тем же
голосом".
Преимущества такого подхода будут особенно существенны. Среди
целей, которые будут достигнуты, можно выделить следующие:
(i) Четкая политика предоставления и диверсификации
энергообеспечения
Такая политика необходима для ЕС в целом и для отдельных
стран-членов или регионов, особенно в отношении газа. Пока что
вышеупомянутый Анализ мог бы предложить четко определенные
приоритеты модернизации и строительства новой инфраструктуры,
необходимой для осуществления энергообеспечения в ЕС, особенно в
отношении новых газопроводов и нефтепроводов, а также терминалов
сжиженного природного газа (СПГ), в том числе применение транзита
и допуск третей стороны к имеющимся трубопроводам. Примерами могут
служить поставки газа по независимым газопроводам из Каспийского
региона, Северной Африки и Ближнего Востока в страны ЭС, новые
терминалы СПГ, обслуживающие рынки, которые сейчас характеризуются
слабой конкуренцией между поставщиками газа. На этих рынках также
отмечается стремление упростить поставки Каспийской нефти в ЕС
через Украину, Румынию и Болгарию с помощью нефтепроводов
Центральной Европы. Кроме того, Анализ мог бы подтвердить
необходимость проведения конкретных политических, финансовых и
регулирующих мероприятий для активной поддержки таких проектов
бизнес-сектором. Новая стратегия ЕС-Африка, предусматривающая
взаимодействие энергосистем как приоритетной отрасли, также могла
бы помочь Европе диверсифицировать свои источники поставок нефти и
газа.
(ii) Энергетическое партнерство с производителями, транзитные
страны и другие международные исполнители
ЕС и его энергетические партнеры взаимозависимы. Это отражено
на двухстороннем и региональном уровне во многих энергетических
переговорах ЕС с рядом производителей и транзитных стран (1) [2].
Энергетические вопросы часто стоят в повестке дня политических
переговоров ЕС с другими основными потребителями энергии (США,
Китай и Индия), а также на многосторонних форумах, таких как
совещания Большой Восьмерки. Эти переговоры должны рассматриваться
с учетом общих представлений, предложенных Анализом. ______________

(1) [2] Преимущественно Россия, Норвегия, Украина, Каспийский
бассейн, Средиземноморские страны, OPEC и Совет по сотрудничеству
стран Персидского залива.
(a) Диалог с основными производителями/поставщиками
энергоносителей
У ЕС есть установленный образец взаимоотношений с основными
международными поставщиками энергоносителей, в том числе с OPEC и
Советом по сотрудничеству стран Персидского залива. Новая
инициатива особенно будет выгодной для России, самого важного
поставщика энергоносителей для ЕС. ЕС, будучи самым крупным
клиентом России в энергетической отрасли, является в этом
отношении ее важным и равноправным партнером. Разработка общей
внешне-энергетической политики должна изменить энергетическое
сотрудничество, как на уровне Сообщества, так и на национальном
уровне. Действительное партнерство станет надежным и
прогнозируемым для обеих сторон, привлекая новые долгосрочные
инвестиции в новые мощности. Это откроет двусторонний доступ на
рынки и инфраструктуру, в том числе доступ третей стороны к
трубопроводам. Работу над энергетической инициативой необходимо
начинать, основываясь на этих принципах. Результаты работы можно
будет использовать в рамках сотрудничества между ЕС и Россией,
заменив текущее соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС
и Россией в 2007 году. Кроме того, в рамках Большой Восьмерки
Россия должна как можно быстрее ратифицировать Договор к
Энергетической хартии ( 995_056 ) и результаты переговоров по
транзитному протоколу.
(b) Создание Общеевропейского Энергетического Сообщества
В соответствии с Европейской политикой добрососедства и ее
планами действий (и в дополнение к текущей работе в рамках
соглашений о партнерстве и сотрудничестве и договоров об
ассоциированном членстве), ЕС какое-то время занималось
расширением своего энергетического рынка, чтобы задействовать
своих соседей и приблизить их к внутреннему рынку ЕС. Создание
"общего регулирующего пространства" вокруг Европы, будет
способствовать развитию общей торговли, транзита и норм окружающей
среды, интеграции и гармонизации рынка. Это создаст прогнозируемый
и прозрачный рынок, что будет способствовать инвестициям и росту,
а также будет гарантировать энергообеспечение в ЕС и соседних
странах. Существующие политические диалоги, торговые отношения и
финансовые инструменты Сообщества могут развиваться, а для других
партнеров существует возможность заключения новых соглашений или
другие инициативы.
Например, при строительстве в рамках Энергетического
Соглашения Сообщества с партнерами в юго-восточной Европе, а также
развитие рынка электроэнергии ЕС-Магриб и газового рынка
ЕС-Машрек, общеевропейское энергетическое сообщество может быть
создано как посредством нового Соглашения, так и в рамках
двухсторонних договоров. Некоторые важные стратегические партнеры,
например Турция и Украина, могут присоединиться к Энергетическому
Соглашению ЕС в юго-восточной Европе. Страны Каспийского и
Средиземноморского бассейна являются важными поставщиками газа и
транзитными маршрутами. Растущая роль Алжира как поставщика газа в
ЕС может свидетельствовать о конкретном энергетическом
партнерстве.
Кроме того, необходимо обратить внимание на Норвегию, как на
одного из самых важных стратегических энергетических партнеров ЕС,
которая предпринимает усилия по устойчивому развитию ресурсов на
севере Европы, а также может стать членом Энергетического
Соглашения ЕС в юго-восточной Европе.
Такая схема будет способствовать долгосрочному использованию
инвестиций Сообщества через Транс-европейские энергосети, их
расширению к партнерам третьих стран и максимизации влияния на
энергетическую безопасность ресурсов ЕС, которые относятся к
энергетическому сектору в третьих странах. Это особенно важно для
финансирования со стороны ЕИБ и ЕБРР. В этом контексте важными
представляются партнерские программы и кредитование внешней
стратегической энергетической инфраструктуры.
(iii) Эффективное реагирование на внешние кризисные ситуации
Необходимо продумать оптимальный вариант реагирования на
внешние энергетические кризисы. Последние события в газовой и
нефтяной отрасли подтвердили необходимость Сообщества реагировать
на такие события, быстро и слажено. У ЕС нет официального
инструмента для регулирования внешнего энергообеспечения. Это
может быть новый, более официальный, целенаправленный инструмент
для решения критических вопросов внешнего энергообеспечения. Здесь
может использоваться мониторинговый механизм для раннего
оповещения и своевременного реагирования на внешние энергетические
кризисы.
(iv) Интеграция энергетики в другие отрасли
На политическом уровне общая внешне-энергетическая политика
ЕС будет способствовать расширению отношений с третьими странами.
Это подразумевает развитие более интенсивных отношений с
международными партнерами, у которых похожие энергетические и
экологические проблемы (например, США, Канада, Китай, Япония и
Индия) по таким направлениям как изменение климата, энергетическая
эффективность и возобновляемые источники, исследование и
разработка новых технологий, доступ на международный рынок и
тенденции инвестирования. Это позволит достичь лучших результатов
на многосторонних форумах, таких как ООН, Международное
энергетическое агентство и Большая Восьмерка. Если эти страны
будут использовать меньше ископаемого топлива, это также будет
выгодно энергетической безопасности в Европе. ЕС может расширить
двухстороннее и многостороннее сотрудничество с этими странами в
сфере рационального использования электроэнергии в мире, для
снижения уровня загрязнения окружающей среды и поощрения
промышленного и технологического сотрудничества с целью развития,
демонстрации и развертывания эффективных энергетических
технологий, возобновляемых энергетических источников и технологий
чистого ископаемого топлива с низким уровнем углерода и
геологическим захоронением. Больше внимания необходимо обратить на
расширение географической зоны распространения Торговой Схемы
Выбросов ЕС, и как было сказано выше, ЕС должен предложить и
способствовать заключению международного соглашения по
энергетической эффективности. Кроме того, больше внимания можно
обратить на технологическое сотрудничество, в особенности с
другими странами-потребителями электроэнергии.
Точно так же необходимо лучше использовать инструменты
торговой политики с целью недискриминационного транзита
энергоносителей и создания более надежного инвестиционного
климата. ЕС должен способствовать уважительному отношению к
существующим правилам ВТО и принципам в этой отрасли, на основе
которых должны строиться двухсторонние или региональные
инициативы. В таких соглашениях могут быть указаны условия
открытия рынка, условия инвестирования, такие вопросы как транзит,
доступ к трубопроводам и конкуренция. Таким образом, рыночные
условия относительно вопросов торговли энергоносителями будут
интегрированы в уже существующие и будущие соглашения ЕС с
третьими странами.
(v) Энергетика способствует развитию
Для развивающихся стран доступ к электроэнергии является
задачей номер один, а африканский регион, расположенный к югу от
Сахары, имеет меньше всего доступа к современным энергетическим
услугам, которые есть в мире. В то же время лишь 7%
гидроэлектрического потенциала Африки опробовано. ЕС должен
способствовать развитию этого региона посредством двойного подхода
в рамках Энергетической Инициативы ЕС и увеличивая долю
эффективной электроэнергии в рамках программ развития.
Сосредоточив внимание на развитии возобновляемой энергии и
проектах микро-выработки, многие страны могут снизить зависимость
от импортированной нефти и улучшить жизни миллионов. Осуществление
механизма очистки в рамках Киотского Протокола ( 995_801 ) может
привлечь инвестиции в такие энергетические проекты.
3. Выводы
В этой Зеленой Книге указаны новые энергетические реалии, с
которыми сталкивается Европа, здесь определены вопросы для
дискуссий и предложены возможные действия на европейском уровне.
Касательно дискуссий, то здесь важно действовать сообща. Все
страны-члены ЕС сделают свой выбор, исходя из собственных
национальных предпочтений. Однако, в мире глобальной
взаимозависимости, их энергетическая политика должна быть в рамках
европейского пространства.
У энергетической политики Европы должно быть три главные
цели:
- Устойчивость: (i) разработка конкурентоспособных источников
энергии и прочих источников энергии с низким содержанием углерода,
особенно альтернативного транспортного топлива, (ii) регулирование
энергопотребления в Европе и (iii) усилия по приостановлению
изменения климата и улучшению качества воздуха.
- Конкурентоспособность: (i) открытие энергетического рынка
должно быть выгодным для потребителей и для экономики в целом,
способствуя инвестированию в чистое производство электроэнергии и
ее эффективность, (ii) снижение влияние высоких цен на
электроэнергию на экономику ЕС и его граждан, (iii) Европа должна
быть в курсе самых современных энергетических технологий.
- Безопасность энергообеспечения: контроль растущей
зависимости ЕС от импортированных энергоносителей посредством (i)
интегрированного подхода - снижение спроса, диверсификация
структуры энергетики ЕС с большим использованием
конкурентоспособных локальных и возобновляемых источников энергии,
а также диверсификация источников и путей поставок импортированных
энергоносителей, (ii) создание базы, которая будет способствовать
инвестициям для удовлетворения растущего спроса на энергоносители,
(iii) лучшая готовность ЕС к реагированию на кризисные ситуации,
(iv) улучшение условий для европейских компаний, которые стремятся
получить доступ к мировым ресурсам и (v) обеспечение
электроэнергией всех физических и юридических лиц.
Для достижения этих целей важно поместить их общую схему
первого Стратегического Анализа Энергетики ЕС. Сюда можно добавить
стратегическую цель, которая сбалансирует цели устойчивого
использования электроэнергии, конкурентоспособности и безопасности
энергообеспечения; например, стремясь к минимальному уровню общей
структуры энергетики ЕС, которая будет основана на энергетических
источниках с низким выбросом углерода. Это предоставит
странам-членам ЕС свободу в выборе между различными источниками
электроэнергии и необходимостью иметь такую структуру энергетики в
ЕС, благодаря которой будут достигнуты эти три основные цели.
В данной Зеленой Книге есть несколько конкретных предложений
для достижения этих трех целей.
1. ЕС надо заполнить внутренние рынки газа и электроэнергии.
Для этого могут быть предприняты следующие действия:
- Разработка Европейской Сети, в том числе через кодекс
европейской сети. Также должны быть учтены Европейский регулятор и
Европейский Центр по Энергосетям.
- Улучшение взаимодействия.
- Создание базы для привлечения новых инвестиций.
- Более эффективное развязывание цен.
- Улучшение конкурентоспособности, в том числе благодаря
лучшему взаимодействию между регуляторами, ведомствами по вопросам
конкуренции и Комиссией.
Эти задачи должны быть приоритетными; Комиссия будет делать
окончательные выводы по любым дополнительным действиям, которые
надо будет предпринять для обеспечения быстрого заполнения
конкурентоспособных, европейских рынков электроэнергии и газа и
представит конкретные предложения к концу этого года.
2. ЕС должен сделать так, чтобы его внутренний рынок
электроэнергии гарантировал безопасность поставок и солидарность
между странами-членами ЕС. Среди конкретных действий следует
отметить следующие:
- Пересмотр существующего законодательства Сообщества по
запасам нефти и газа, с учетом современной проблематики.
- Наблюдательный совет ЕС по энергообеспечению способствует
прозрачности в вопросах энергообеспечения в ЕС.
- Улучшение безопасности сети путем улучшения сотрудничества
между операторами сети и возможно официальное группирование
европейских операторов сети.
- Улучшение физической безопасности инфраструктуры на основе
общих стандартов.
- Улучшение прозрачности относительно запасов энергоносителей
на европейском уровне.
3. Сообщество должно провести переговоры по различным
источникам электроэнергии, а также по затратам и вкладу в
изменение климата, чтобы мы были уверены в том, что структура
энергетики ЕС ставит перед собой цели по гарантированному
энергообеспечению, конкурентоспособности и устойчивому развитию.
4. Европа должна решить проблемы, связанные с изменением
климата согласно Лиссабонскому соглашению ( 994_088 ). Комиссия
могла бы предложить Совету и Парламенту выполнить следующие
действия:
(i) Конкретная цель приоритизации энергосбережения, а также
для сбережения 20% электроэнергии, которую ЕС либо использует к
2020 г. и согласится выполнить ряд конкретных действий по
достижению этой цели, а именно:
- Эффективные кампании, в том числе строительство.
- Использование финансовых инструментов и механизмов для
привлечения инвестиций.
- Новый подход к транспорту.
- Европейская торговая система "белых сертификатов".
- Лучшая информированность об использовании электроэнергии в
некоторых приборах, технике и промышленном оборудовании и
стандарты минимальные эксплуатационные показатели.
(ii) Принять долгосрочную схему для возобновляемых источников
энергии, а именно:
- Новые усилия по достижению существующих целей.
- Определение какие из целей должны быть достигнуты после
2010 г.
- Новая Директива Сообщества по отоплению и охлаждению.
- Подробный план стабилизации и постепенного снижения
зависимости ЕС от импортированной нефти.
- Инициативы по внедрению на рынки чистых и возобновляемых
источников энергии.
5. Стратегический план энергетических технологий, оптимальное
использование европейских ресурсов, созданных на европейской
технологической базе и совместных технологических инициатив или
совместных действий по разработке ведущих рынков энергетических
инноваций. План должен быть представлен как можно скорее на
утверждение Совету Европы и Парламенту.
6. Общая внешняя энергетическая политика. Чтобы решить
проблемы, связанные с высокими ценами на энергоносители, растущей
зависимостью от импорта, с высоким мировым спросом на
энергоносители и глобальным потеплением, ЕС необходимо иметь
четкую внешнюю энергетическую политику, чтобы единогласно
придерживаться ее как на национальном уровне, так и на уровне
Сообщества. С этой целью Комиссия предлагает:
- Определить европейские приоритеты для строительства новой
инфраструктуры, необходимой для энергообеспечения ЕС.
- Работа над составлением Общеевропейского Энергетического
Соглашения.
- Новое партнерство в отрасли энергетики с Россией.
- Новый механизм оперативного и слаженного реагирования на
аварийные ситуации внешнего энергообеспечения, которые отражаются
на поставках энергоносителей в страны ЕС.
- Расширение сотрудничества в энергетической отрасли с
главными производителями и потребителями.
- Международное соглашение по энергосбережению.

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: