open Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна

ДОКЛАД
рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом

(Нью-Йорк, 31 июля 2002 года)


РЕЗЮМЕ

Рабочая группа по разработке политики пришла к выводу, что Организации Объединенных Наций следует сосредоточить свою непосредственную контртеррористическую деятельность на областях, в которых Организация имеет сравнительное преимущество. В общем и целом Организация Объединенных Наций должна поддержать, усилить и подтвердить ключевые принципы и цели Устава Организации Объединенных Наций, основа которых подрывается и оказывается в опасности ввиду терроризма. Деятельность Организации должна быть частью трехсторонней стратегии в поддержку глобальных усилий с целью:

a) сдерживать испытывающие недовольство группы от того, чтобы они становились на путь терроризма;

b) лишать группы или отдельных лиц возможности совершать акты терроризма;

c) поддерживать широкое международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.

В рамках своих усилий по сдерживанию Организация внесла и должна продолжать вносить свой вклад посредством нормотворчества, защиты прав человека и обеспечения коммуникации. Организация Объединенных Наций выполняет главную роль в подготовке к принятию и эффективном осуществлении правовых документов. Она должна проводить периодические обзоры существующего договорного режима и непременно должна подчеркивать связь между документами по международному уголовному праву и контртеррористическими конвенциями.

Вместе с тем Организация Объединенных Наций обязана обеспечить, чтобы защита прав человека воспринималась как одна из насущных потребностей. Терроризм часто находит благодатную почву там, где нарушаются права человека, лишний раз свидетельствует о необходимости укрепления мер борьбы с нарушениями прав человека. И сам терроризм также должен рассматриваться как покушение на основные права. Во всех случаях борьба с терроризмом должна вестись при соблюдении международных обязательств в области прав человека.

Обращаясь к общественности, Организация Объединенных Наций должна со всей ясностью заявлять о своей последовательной принципиальной позиции, подчеркивая неприемлемость терроризма, выделяя роль Организации в борьбе с ним и его предупреждении и обеспечивая, чтобы борьба с терроризмом не отодвигала на второй план основную работу Организации Объединенных Наций. Разъяснение этой позиции должно иметь конкретных целевых адресатов, особенно в интересах достижения более сильного воздействия в плане сдерживания потенциальных сторонников от совершения террористических актов. С этой целью должна быть усилена работа Департамента общественной информации и информационных центров Организации Объединенных Наций.

Благодаря своему уникальному мандату Контртеррористический комитет оказывается в центре деятельности Организации Объединенных Наций, направленной на то, чтобы лишать группы или отдельных лиц возможности совершать террористические акты. Система Организации Объединенных Наций в целом должна обеспечивать готовность в плане поддержки усилий Комитета добиваться осуществления мер по борьбе с терроризмом. Одной из конкретных областей, в которых учреждения Организации Объединенных Наций могут оказать помощь в данном процессе, является разработка типового законодательства для соблюдения государствами-членами международных документов и соответствующих резолюций.

С учетом опасений в плане того, что террористы могут получить доступ к запасам оружия массового уничтожения и связанным с ним технологиям, деятельность Организации Объединенных Наций в области разоружения должна обрести новое звучание. Помимо усиления своей работы в этой области и расширения потенциала по содействию Контртеррористическому комитету, когда это необходимо, Департамент по вопросам разоружения должен обращать внимание общественности на угрозу, которую таит в себе потенциальное использование оружия массового уничтожения при совершении террористических актов.

Превентивные действия, особенно меры по укреплению потенциала государств, могут способствовать созданию атмосферы нетерпимости в отношении терроризма. Это может быть достигнуто посредством эффективного постконфликтного миростроительства и обеспечения того, чтобы в мандатах миротворческих миссий учитывались вопросы, связанные с терроризмом.

Для обеспечения эффективности международных усилий в борьбе с терроризмом сотрудничеству между Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями должен быть придан более систематический характер при обеспечении надлежащего разделения труда на основе сравнительных преимуществ. Конкретно говоря, терроризм должен быть включен в повестку дня следующей встречи на высоком уровне между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями в 2003 году с целью разработки международного плана действий.

Более высокой степени внутренней координации и согласованности должна добиться и сама система Организации Объединенных Наций. Эти усилия требуют проведения Исполнительным комитетом по вопросам мира и безопасности периодических обзоров работы но терроризму и даже укрепления отдельных подразделений, в частности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности Секретариата Организации Объединенных Наций. А Координационный совет старших руководителей системы Организации Объединенных Наций должен осуществлять обзор общесистемной деятельности для обеспечения ее скоординированности.

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Террористические нападения на Соединенные Штаты Америки 11 сентября 2001 года заставили международное сообщество вновь обратить свое внимание на проблему терроризма. В течение нескольких недель Совет Безопасности единогласно принял Резолюции 1368 (2001) и 1373 (2001), а Генеральная Ассамблея приняла консенсусом Резолюцию 56/1 и созвала специальную сессию. Каждый из этих шагов стал свидетельством глубокой приверженности всего международного сообщества делу эффективной, неослабной и многосторонней борьбы с явлением терроризма.

2. В этом контексте и для выполнения указанных задач в октябре 2001 года по просьбе Генерального секретаря была учреждена Рабочая группа по разработке политики в вопросе о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом. Ее цель заключается в определении вытекающих из терроризма долгосрочных последствий для деятельности Организации Объединенных Наций и общих параметров политики Организации в этом вопросе и в разработке рекомендаций в отношении шагов, которые система Организации Объединенных Наций могла бы предпринять в связи с этой проблемой.

3. Данную Рабочую группу возглавляет заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам Киран Прендергаст и в ее состав входят следующие члены: заместитель Генерального секретаря по правовым вопросам, Юрисконсульт Ханс Корелл; Исполнительный директор Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, Генеральный директор Отделения Организации Объединенных Наций в Вене Антонио Мария Коста; заместитель Генерального секретаря по экономическим и социальным вопросам Нитин Десай; заместитель Генерального секретаря по вопросам разоружения Джаянтха Дханапала; помощник Генерального секретаря, Специальный советник Генерального секретаря Майкл Дойл; помощник Генерального секретаря по политическим вопросам Ибраима Фаль; заместитель Генерального секретаря, Специальный советник Генерального секретаря по особым поручениям в Африке Ибрагим Гамбари; директор Центра международных организаций Школы по изучению международных публичных проблем Колумбийского университета Эдвард Лак; председатель Международной академии мира Дэвид Малоун; директор по вопросам коммуникации административной канцелярии Генерального секретаря Эдвард Мортимер; личный представитель Генерального секретаря по Году диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций Джандоменико Пикко; заместитель Верховного комиссара по правам человека Бертран Рамшаран; помощник Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира Майкл Шихан; помощник Генерального секретаря по политическим вопросам Данило Тюрк и бывший заместитель Генерального секретаря Брайан Уркхарт. Функции Секретаря Группы выполняет сотрудник Департамента по политическим вопросам Марк Квотерман.

4. Рабочая группа решила, что в ее Докладе должна быть очерчена роль Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом, установлены приоритеты деятельности Организации в этой связи и представлен свод конкретных рекомендаций в отношении того, каким образом система Организации Объединенных Наций может функционировать более согласованно и эффективно в этой весьма сложной области.

5. Рабочая группа учредила ряд подгрупп, поручив им следующие конкретные вопросы:

a) международно-правовые документы и вопросы международного уголовного правосудия;

b) права человека;

c) деятельность системы Организации Объединенных Наций;

d) оружие массового уничтожения, другие виды оружия и технологии;

e) использование идеологии (светской и религиозной) для оправдания терроризма;

f) Контртеррористический комитет Совета Безопасности;

g) средства массовой информации и коммуникации;

h) многосторонние инициативы за рамками Организации Объединенных Наций.

В состав подгрупп вошли члены данной Рабочей группы, должностные лица Организации Объединенных Наций и внешние эксперты. Подгруппы предприняли все усилия для охвата самых разных аспектов проблемы. Каждая подгруппа подготовила подробный Доклад. Их главная цель заключалась в том, чтобы изложить справочную информацию и дать рекомендации в отношении политики, которые легли в основу настоящего Доклада.

6. Рабочая группа по разработке политики установила связи с группами как в рамках системы Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами, включая Сектор по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, Международную академию мира и Центр международных организаций Колумбийского университета. Международная академия мира подготовила два справочных документа и провела для Группы два совещания, на которых ученые рассказали об истории вопроса и изложили свои концепции. Центр международных организаций провел четыре обсуждения за круглым столом по различным аспектам терроризма, в которых приняли участие ученые, политические аналитики, представители государств-членов и сотрудники Организации Объединенных Наций. Центр также заказал восемь работ по терроризму, которые были обсуждены в ходе этих заседаний. Управление по контролю над наркотиками и предупреждению преступности делилось своим опытом посредством участия в обсуждениях Группы его Исполнительного директора, а также посредством участия в работе подгрупп по международно-правовым документам и вопросам международного уголовного правосудия и по деятельности системы Организации Объединенных Наций.

7. В январе 2002 года председатель Группы представил Генеральному секретарю программу подготовки настоящего Доклада. В марте 2002 года председатель представил Генеральному секретарю записку, в которой были изложены ключевые рекомендации для возможного осуществления до подготовки окончательного Доклада. В настоящее время предпринимаются усилия для реализации многих этих рекомендаций.

8. Члены Группы осознают, что с представлением настоящего Доклада их работа не завершится. Если Генеральный секретарь согласится с некоторыми или со всеми прилагаемыми Рекомендациями, то необходимо будет подготовить план осуществления с подробным указанием любых дополнительных ресурсов или изменений в мандатах, которые потребуются. Группа готова продолжить свои усилия до тех пор, пока этот проект не будет завершен.

Общие соображения

9. Важно выделить то, что Рабочая группа по разработке политики не пыталась делать. Отказавшись от всеобъемлющего подхода, Группа сосредоточила внимание конкретно на тех областях, в которых Организация Объединенных Наций имеет сравнительное преимущество и могла внести новый весомый вклад в международные усилия по борьбе с терроризмом. Группа не пыталась разрабатывать определение терроризма, выявлять его различные корни и заниматься конкретными эпизодами террористической деятельности. Группа не считает, что Организации Объединенных Наций было бы уместно играть активную оперативную роль в усилиях по борьбе с террористическими группами, предотвращать конкретные террористические нападения или развивать целевой разведывательный потенциал. Вместо этого Группа решила сосредоточить свое внимание на практических шагах, которые Организация Объединенных Наций могла бы предпринять в следующих областях деятельности: a) сдерживать испытывающие недовольство группы от того, чтобы они становились на путь терроризма; b) лишать группы или отдельных лиц возможности совершать такие акты; и c) поддерживать широкое международное сотрудничество в борьбе с терроризмом на основе уважения прав человека и основных свобод.

10. Контртеррористическая деятельность осуществляется на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества между национальными учреждениями, занимающимися правоохранительной деятельностью, разведкой и обеспечением безопасности. В общем и целом такие меры не требуют участия Организации. В то же время, как свидетельствуют ответы ряда государств-членов Контртеррористическому комитету, может существовать целый ряд аспектов, в которых система Организации Объединенных Наций могла бы содействовать в обеспечении или организации усилий по созданию потенциала в связи с правоохранительной деятельностью, уголовным правосудием и осуществлением положений Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности.

11. Группа понимает, что существует большое разнообразие способов, посредством которых терроризм ставит под удар основные принципы и мандат Организации Объединенных Наций, вытекающие из ее Устава. Терроризм является покушением на принципы права, порядка, прав человека и мирного урегулирования споров, на которых зиждется этот мировой орган, и имеет именно такое предназначение. Однако, несмотря на относительно широкое использование терроризма как метода, он не является неким обособленным явлением, а должен рассматриваться в том контексте, в котором возникает террористическая деятельность. Он не представляет собой проблему, которая сопряжена главным образом с какой-то отдельной этнической или религиозной группой. Напротив, террор используется как тактика практически во всех частях мира без каких бы то ни было различий в плане богатства, половой принадлежности или возраста жертв, которыми в основном являются мирные жители. В наше время мы, бесспорно, стали свидетелями использования терроризма как стратегии.

12. Большинство террористических актов было совершено конкретными группами с определенными целями, использовавшими стрелковое оружие и действовавшими в пределах отдельных государств. Такие же транснациональные сети, которые совершили нападения 11 сентября, представляют собой относительно новое явление. Вместе с тем не следует упускать из виду международное воздействие и связи более традиционной формы терроризма. Со временем группы, базирующиеся в одной стране, могут приобрести транснациональный характер и осуществлять нападения через одну границу, получать средства из частных источников или от правительства, находящихся за другой границей, а оружие добывать из целого ряда источников. Терроризм в отдельно взятой стране может быстро перерасти в угрозу для регионального мира и безопасности ввиду эффекта переливания, например трансграничное насилие и создание потоков беженцев. Так что провести четкое различие между национальным и международным терроризмом весьма сложно.

13. Не пытаясь дать всестороннее определение терроризма, было бы целесообразно очертить некие общие параметры этого явления. В большинстве случаев терроризм по существу представляет собой политический акт. Он предназначен для неожиданного причинения смертоносных увечий мирным жителям и создания атмосферы страха в целом ради достижения какой-либо политической или идеологической (будь то религиозной или нерелигиозной) цели. Терроризм является преступным актом, однако нечто большим, чем простое уголовное деяние. Для преодоления проблемы терроризма необходимо уяснить его политическую подоплеку, а также его основные преступные корни и психологию. Организации Объединенных Наций необходимо заняться обеими частями этого уравнения.

14. Хотя террористические деяния, как правило, совершаются наднациональными и транснациональными группами, к террору в разное время обращались и господствующие классы, используя его в качестве инструмента контроля. Лозунг борьбы с терроризмом можно также использовать для оправдания деяний, совершаемых для достижения политических целей, таких, как упрочение политической власти, устранение политических оппонентов, пресечение законной оппозиции и/или подавление сопротивления военной оккупации. Объявление оппонентов или противников "террористами" представляет собой проверенную временем тактику отказа им в легитимности и их демонизации. Организации Объединенных Наций следует проявлять осторожность в плане огульного или автоматического одобрения любых мер, принимаемых во имя борьбы с терроризмом, и не допускать, чтобы создавалось впечатление такого одобрения.

15. Терроризм как явление носит сложный характер. Однако это вовсе не означает, что невозможно занимать четкую моральную позицию в отношении нападений на мирных жителей. Терроризм заслуживает всеобщего осуждения, а борьба с терроризмом требует интеллектуальной и моральной ясности и хорошо разработанного плана действий.

16. По аналогии с тем, как террористы пытаются подорвать основные принципы и цели Организации Объединенных Наций, мировой орган может внести оптимальный вклад в борьбу с терроризмом посредством целенаправленных усилий по упрочению и подтверждению этих руководящих принципов и целей. Терроризм процветает там, где убита вера в достижение правосудия. Там же, где усилия Организации Объединенных Наций по устранению беззакония и ослаблению отчаяния имеют успех, для терроризма не остается питательной почвы. В этой связи Группа считает, что сравнительные преимущества Организации Объединенных Наций будут наиболее очевидны именно в области норм, прав человека, правосудия и коммуникации и именно здесь она сможет принести наибольшую пользу. С помощью своих конвенций, резолюций, заявлений и мер Организация сможет помочь сдержать испытывающие недовольство группы от того, чтобы они становились на путь терроризма, а тех, кто способствует, содействует или потворствует террористическим актам, - от сохранения этих связей или симпатий. Универсальный характер, глобальный охват и международная легитимность Организации Объединенных Наций и есть тот важный актив, на который она может опираться в этих усилиях. В конкретных случаях с огромной пользой можно также задействовать авторитет Генерального секретаря, которым он пользуется в столь многих самых разных местах.

17. Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности представляет собой и всеобъемлющее, и в то же время конкретное изъявление воли международного сообщества лишить террористов их привычных орудий - финансов, секретности, оружия и убежища, однако данная Резолюция, бесспорно, была не первым таким документом. В течение многих лет целый ряд конвенций, учреждений и программ как в рамках Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами, пытались лишить террористов возможности осуществлять свои жестокие нападения. Это - не простая задача, и она требует постоянного целенаправленного сотрудничества самых разнообразных национальных, региональных и глобальных учреждений и механизмов. Как полагает Группа, система Организации Объединенных Наций должна играть важную роль в этих усилиях посредством продолжения той огромной работы, которая проделана в области разоружения и ограничения оружия массового уничтожения, осуществления положений Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности и сокращения жизненного пространства террористов благодаря постконфликтному миростроительству и принимаемым в этой связи превентивным мерам.

18. Группа понимает, что выполнение этих двух задач - сдерживать и лишать возможности - требует принятия таких мер, которые носят и многогранный, и в то же время согласованный характер, осуществляются в многосторонних рамках и вместе с тем позволяют каждой участвующей организации, государству и учреждению вносить свой оптимальный вклад. В этих усилиях Организация Объединенных Наций является ключевым звеном, однако ей следует произвести разумное разделение труда со многими другими участниками. Поскольку это первый опыт использования общесистемной стратегии Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом, необходимо уделить особое внимание институциональным, организационным и финансовым вопросам, решение которых может помочь обеспечить принятие комплексных мер в ответ на этот беспрецедентный вызов. В принципе Организация обладает уникальными возможностями в плане обеспечения политической согласованности и установления принципиальной цели для поддержания широкого международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

19. Реализуя эту трехстороннюю стратегию - сдерживать, лишать возможности и сотрудничать в борьбе с терроризмом, - Организация Объединенных Наций не может и не должна ослаблять работу по другим важным вопросам своей обширной повестки дня. В этом отношении Группа учитывала заявление Генерального секретаря в ходе общих прений на пятьдесят шестой сессии Генеральной Ассамблеи, в котором он отметил, что такие проблемы, как нищета, ВИЧ/СПИД и ухудшение качества окружающей среды, стоявшие перед мировым сообществом до 11 сентября 2001 года, сохраняют свой неотложный характер и после этой даты. Группа сознавала также и то, что многие из существующих программ Организации Объединенных Наций могли бы способствовать тому, чтобы сделать терроризм непривлекательным и сократить людские, материальные и финансовые ресурсы, которые его подпитывают. В результате этого Группа решила не рекомендовать ни существенных коррективов к повестке дня Организации, ни организационных изменений в рамках системы Организации Объединенных Наций или перенаправления значительных ресурсов на борьбу с терроризмом. Проводя обзор деятельности системы Организации Объединенных Наций, Группа пришла к выводу, что связанные с терроризмом усилия Организации Объединенных Наций будут более эффективными, если будет улучшена координация, скромно увеличены ресурсы и более четко определены стратегия и приоритеты.

20. В настоящем Докладе сначала говорится о международно-правовых документах, правах человека и установлении поведенческих норм, которые могут стать мощными инструментами для удерживания. Второй раздел посвящен трем ключевым орудиям, позволяющим обеспечить лишение возможности осуществлять террористические акты: усилиям Организации Объединенных Наций в области разоружения и ограничения оружия массового уничтожения; осуществлению положений Резолюции 1373 (2001) и работе Контртеррористического комитета; и вкладу, который усилия Организации Объединенных Наций в области миростроительства и предотвращения конфликтов могут внести в сокращение того пространства, на котором могут функционировать террористы. В третьем разделе рассматриваются способы поддержания сотрудничества между государствами-членами, работы с многосторонними инициативами за рамками Организации Объединенных Наций и обеспечения большей согласованности в рамках самой системы Организации Объединенных Наций. В заключение Доклада приводится краткий перечень Рекомендаций в порядке приоритетов для будущих усилий Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом.

II. УДЕРЖАНИЕ

A. Международно-правовые документы

21. Рабочая группа считает, что одним из центральных приоритетов в усилиях Организации Объединенных Наций в этой области по-прежнему должна быть разработка международных норм посредством продолжения поощрения и принятия международно-правовых документов, защиты прав человека и продвижения четкой и принципиальной позиции.

22. В последнее десятилетие в результате международных усилий были приняты международно-правовые документы и другие меры на международном и региональном уровне, позволившие создать правовую базу для борьбы с международным терроризмом. Сюда относятся 19 международных и региональных документов (см. Добавление), а также резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Международное сообщество во главе с Советом Безопасности однозначно определило, что международный терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности. Международные меры, принятые на основании международно-правовых документов, представляют собой наиболее эффективный и юридически обоснованный ответ на эту угрозу.

23. Эффективность любого международно-правового режима зависит от его реализации и поддержки со стороны государств. Система Организации Объединенных Наций должна активизировать усилия по пропаганде соответствующих документов, касающихся международного терроризма и транснациональной организованной преступности. Между тем существующие международно-правовые документы по терроризму не образуют комплексной системы, и пробелы по-прежнему имеют место. Кроме того, темпы ратификации этих документов остаются чересчур низкими.

24. Разоружение является одной из особо важных областей для нормотворчества. Необходимо задействовать новые механизмы для обеспечения соблюдения обязательств и обязанностей и повышения транспарентности.

25. Международный терроризм и транснациональная организованная преступность зачастую тесно взаимозависимы и взаимосвязаны, например, через торговлю наркотиками и оружием и отмывание денег. В этой связи всеобъемлющая программа борьбы с международным терроризмом будет более эффективной, если она будет осуществляться в координации с борьбой против транснациональной организованной преступности. После вступления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности* в силу Отделение Организации Объединенных Наций в Вене (где располагается секретариат этой Конвенции) будет играть важную роль в дальнейшем изучении связей и поощрении такой координации.

__________
* Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи, приложение I.

B. Права человека

26. Защита и поощрение прав человека при соблюдении законности являются насущно необходимыми для предотвращения терроризма. Во-первых, терроризм часто находит себе благодатную почву в условиях, где нарушаются права человека. Террористы могут использовать нарушения прав человека, с тем чтобы получить поддержку своих целей. Во-вторых, следует четко понимать, что терроризм сам по себе является нарушением прав человека. Террористические акты, которые уносят жизнь людей, нарушают право на жизнь, закрепленное в статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах*. В-третьих, следует также понимать, что международное право требует при ведении борьбы с терроризмом соблюдения основных стандартов в области прав человека. Борьба с международным терроризмом получит новый импульс, если совершенные террористами самые серьезные преступления будут рассматриваться Международным уголовным судом и подвергаться преследованию на основании его Статута (при условии, что соответствующий национальный суд не может или не хочет осуществлять такое преследование). Поскольку Статут включает категорию преступлений против человечности, куда входят убийства и истребления, совершенные в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, определенные террористические акты могут преследоваться на основании Статута.

__________
* Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи, приложение.

27. Борьба с терроризмом должна вестись при соблюдении международных обязательств в области прав человека. Генеральный секретарь, Верховный комиссар по правам человека и другие международные лидеры подчеркивали этот момент. Обращаясь к Совету Безопасности 18 января 2002 года, Генеральный секретарь заявил:

"Хотя нам, несомненно, нужны бдительность в предотвращении террористических актов и твердость в их осуждении и наказании за них, мы ни в коем случае не должны при этом поступаться другими ключевыми приоритетами, такими, как права человека".

28. Различные международно-правовые документы в области прав человека содержат четкие ограничения в отношении мер, которые государства могут принимать в контексте борьбы с терроризмом. Следует довести до мнения государств те обязанности, которые возлагают на них различные правозащитные документы, и напомнить о том, что ключевые положения Международного пакта о гражданских и политических правах не допускают отступлений.

C. Установление поведенческих норм

29. Организация Объединенных Наций также должна играть важную роль в убеждении общин в том, что террористические методы являются неприемлемыми. Однако Секретариат Организации Объединенных Наций традиционно общается с правительствами и, как правило, более эффективен в том, чтобы связаться с элитой, а не с пострадавшими общинами внутри самих государств-членов. Для достижения этих целей необходимы как отстаивание четкой последовательной позиции, так и новаторский подход в отношении связей со средствами массовой информации и государствами-членами.

30. Три сквозных цели должны пронизывать усилия Организации Объединенных Наций в вопросе связей с общественностью в этой области: во-первых, наладить контакт с теми, кто не убежден в том, что терроризм является неприемлемым, и убедить их в том, что нет такой достойной цели, для которой он мог бы быть использован; во-вторых, подчеркивать роль Организации в борьбе с ним и его предотвращении; и, в-третьих, не допускать того, чтобы основная работа Организации Объединенных Наций оказывалась на втором плане в результате осуществляемой Организацией деятельности в связи с терроризмом.

III. ЛИШЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

A. Контртеррористический комитет

31. Контртеррористический комитет, являющийся комитетом полного состава Совета Безопасности, учрежденный во исполнение Резолюции 1373 (2001), носит уникальный характер как в плане широты своего мандата, так новизны своей работы. Его сравнивают с различными комитетами по санкциям, учрежденными Советом Безопасности, поскольку, как и эти комитеты, он отслеживает осуществление государствами резолюций Совета. Однако характер и объем мандата Комитета, а также методы его работы представляют собой значительные нововведения и открывают новые возможности для сотрудничества между государствами.

32. Приняв единогласно 28 сентября 2001 года Резолюцию 1373 (2001), Совет Безопасности впервые установил меры, направленные не против какого-либо государства, его руководителей, граждан или товаров, а против актов терроризма во всем мире и самих террористов. Это одна из наиболее обширных резолюций в истории Совета, посвященных обеспечению того, чтобы любое лицо, которое участвует в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или которое поддерживает террористические акты, привлекалось к судебной ответственности, и чтобы такие акты квалифицировались как серьезные уголовные правонарушения во внутригосударственных законах и положениях и чтобы наказание должным образом отражало их серьезность. Совет призвал государства представить Контртеррористическому комитету доклады об осуществлении данной Резолюции. Контртеррористический комитет учредил подкомитеты для рассмотрения этих докладов при помощи специалистов в соответствующих областях, и каждое рассмотрение он проводит в партнерстве с государством, представившим доклад. Такое партнерство может обеспечить предоставление Комитетом, учреждениями Организации Объединенных Наций и/или некоторыми другими государствами технической помощи и сотрудничества в значительном объеме для содействия осуществлению Резолюции 1373 (2001).

33. Контртеррористический комитет должен быть в центре деятельности Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом, а система Организации Объединенных Наций в целом должна предоставлять ему необходимую помощь. Для того чтобы Контртеррористический комитет мог задействовать различные ресурсы, имеющиеся в системе Организации Объединенных Наций, и создать подлинную сеть в связи с проблемами терроризма, может оказаться необходимым усилить ту поддержку, которую Комитет получает от Секретариата.

B. Оружие массового уничтожения, другие виды оружия и оружейные технологии

34. Не существует никакой достоверной оценки количества и качества оружия, материалов двойного назначения и связанных с ними материалов, устройств и технологий, которыми владеют группы и отдельные лица, связанные с терроризмом. Однако ясно, что до тех пор, пока существуют запасы каких-либо видов оружия или связанные с ними материалы, устройства и технологии, террористы могут пытаться их заполучить.

35. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что в большинстве случаев террористы более склонны к тому, чтобы и в дальнейшем использовать обычные средства, которые проще в техническом отношении и не опасны в обращении. Естественно, последний аспект не относится к тем лицам и группам, которые готовы поставить под угрозу или отдать свою жизнь при осуществлении террористических нападений. В свете нападений 11 сентября на Соединенные Штаты Америки, к сожалению, стало ясно, что намеренное использование гражданских технологий, например коммерческих самолетов, в качестве оружия против гражданских целей представляет собой один из возможных террористических методов. После 11 сентября повышается вероятность того, что для планирования и совершения террористических актов будут характерны как имитация, так и изобретательность.

36. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заявил, что, как он считает, хищение ядерного оружия и попадание в руки террористов средств и информации для производства и подрыва ядерного взрывного устройства относительно маловероятны. Более вероятным представляется сценарий, при котором люди, а также физическая и природная среда подвергнутся пагубному воздействию ядерных материалов. Сюда входит, в частности, применение "грязной бомбы", когда происходит дисперсия радиоактивных материалов с помощью обычного взрывного устройства. Однако по-прежнему имеется целый ряд трудностей в определении ядерной террористической угрозы с учетом сотен подтвержденных случаев незаконного провоза ядерных материалов (в отдельных случаях речь идет о небольших количествах материалов, которые могут быть использованы для целей оружия), а также значительных неопределенностей в отношении статуса таких материалов в государствах, которые являются известными обладателями ядерного оружия. Хотя снаряжение боеприпасов химическими и биологическими агентами и их широкомасштабное применение считаются маловероятными вследствие больших научных и технических трудностей их производства, недавняя паника в связи с сибирской язвой после событий 11 сентября свидетельствует о том, что мелкомасштабные операции с использованием этих агентов могут вызвать не только жертвы среди населения и психологические последствия, но и социальную дезорганизацию и экономический ущерб.

37. Террористы продолжают широко использовать стрелковое оружие, легкие вооружения и взрывчатые вещества для совершения самых разнообразных террористических актов. Стрелковое оружие и легкие вооружения являются относительно недорогостоящими, крайне прочными и легкими в переноске и сокрытии. Как отмечалось ранее, наличие сетей и прочных оперативных связей между террористами, торговцами наркотиками и торговцами оружием облегчает перемещение этой категории оружия через границы. Основными источниками незаконной торговли этим оружием является хищение его с государственных складов, а также незаконное производство. В Программе действий*, принятой в 2001 году Конференцией Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, отмечается, что такая торговля создает питательную почву для организованной преступности и терроризма. В Программе действий государствам и соответствующим международным и региональным организациям настоятельно предлагается оказывать помощь в борьбе с незаконной торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями, связанной с оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью и терроризмом. Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему**, который дополняет Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, является орудием в борьбе с незаконным оборотом, в котором участвуют организованные преступные группы, определенные в Конвенции, к которой Протокол относится.

__________
* См. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, Нью-Йорк, 9-20 июля 2001 года (A/CONF.192/15), глава IV.
** Резолюция 55/255 Генеральной Ассамблеи, приложение.

C. Предотвращение и урегулирование вооруженных конфликтов

38. Терроризм часто связан с вооруженным конфликтом. Хотя предотвращение и урегулирование вооруженного конфликта не следует рассматривать как в первую очередь антитеррористическую деятельность, они могут способствовать такой деятельности посредством уменьшения пространства, на котором террористы могут функционировать. Организация Объединенных Наций давно работает в области предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов. В своем прошлогоднем Докладе о предотвращении вооруженных конфликтов (A/55/985-S/2001/574 и Corr. 1), представленном в 2001 году Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности, предотвращение вооруженных конфликтов Генеральный секретарь однозначно включает в сферу деятельности Организации, санкционированную ее Уставом. Он приводит план расширения потенциала Организации Объединенных Наций в плане оказания государствам помощи в предотвращении конфликтов и осуществлении миротворческой деятельности в постконфликтных обществах, которая включает стратегию двух видов - оперативное предотвращение и структурное предотвращение. Оперативное предотвращение касается мер, применимых перед лицом неминуемого или фактического кризиса, а структурное предотвращение включает долгосрочные меры по устранению причин конфликта.

39. Оперативное предотвращение носит актуальный характер, поскольку любые меры, которые способствуют устранению кризиса и предотвращению эскалации или распространению вооруженных конфликтов могут снизить вероятность совершения террористических актов в связи с такими конфликтами. Хотя вовсе не обязательно наличие непосредственной причинно-следственной связи между вооруженным конфликтом и терроризмом, сдерживание кризиса и демонстрация успехов на пути урегулирования обусловивших его проблем может уменьшить поддержку недовольными общинами террористических групп, которые пытаются выступать от их имени.

40. В пункте 99 вышеуказанного Доклада Генеральный секретарь дает следующее определение деятельности в области развития, нацеленной на структурное предотвращение: "Она может способствовать созданию возможностей и выходу на политическое, экономическое и социальное пространство, в рамках которого коренные субъекты могут выявлять, осваивать и использовать ресурсы, необходимые для построения мирного и справедливого общества". Если такие усилия помогают обществам урегулировать конфликт мирными средствами на основе законности, то те недовольства, которые могут быть выражены посредством террористических актов, могут быть устранены с помощью политических, правовых и социальных средств. К тому же эффективные меры по структурному предотвращению укрепили бы потенциал государств в плане недопущения затяжного вооруженного конфликта такого вида, который ослабил Афганистан и позволил возникнуть на его территории транснациональным террористическим сетям.

41. Рабочая группа по разработке политики считает, что превентивные действия, особенно меры по расширению потенциала государств, могут способствовать созданию атмосферы, неблагоприятной для терроризма. Борьба с терроризмом не должна быть главным стимулом превентивной деятельности. Однако, в отдельных конфликтах, где терроризм превалирует, система Организации Объединенных Наций при разработке программ превентивных действий и миростроительства должна помнить о включении мер (например, изложенных в прилагаемых Рекомендациях в разделе V ниже), которые сокращают пространство для террористической деятельности и расширяют возможности государств по борьбе с террористическими угрозами.

IV. СОТРУДНИЧЕСТВО

A. Многосторонние инициативы за рамками Организации Объединенных Наций

42. За последние два десятилетия многосторонние учреждения и региональные организации выступили с целым рядом контртеррористических инициатив, которые получили свое развитие в связи с усилившейся угрозой международного терроризма после нападений 11 сентября.

43. Многие региональные организации приняли конвенции, непосредственно посвященные проблеме терроризма, дополнив тем самым на региональном уровне 12 Международных конвенций по терроризму. В большинстве из них устанавливаются общие процедуры выдачи, определяется цель сотрудничества и содержится призыв осуществлять обмен информацией. Ведущую роль в области полицейского и судебного сотрудничества взял на себя Европейский Союз, во многом благодаря высокой степени интеграции этой Организации. К числу мер относятся: общий ордер на арест; общий перечень террористических организаций; постоянный обмен информацией между государствами-членами и Европейским управлением полиции (Европолом); создание Евроюста (координационный орган, состоящий из магистратов, прокуроров и офицеров полиции); совместные следственные бригады полиции и магистратов, совершающие трансграничные действия; и усилия по выработке общего определения террористической деятельности для целей уголовного правосудия. В более широком плане Интерпол осуществляет важную работу, на которую могут опираться региональные организации. Интерпол, членами которого являются 179 государств, собирает, хранит, анализирует и распространяет разведывательную информацию о подозрительных лицах и группах и их деятельности.

44. Секретариаты ряда региональных организаций учредили специализированные подразделения, целевые группы или отдельные должности для ведения работы по проблеме терроризма. Благодаря таким шагам устанавливается четкое разграничение компетенции, особенно для содействия межорганизационному сотрудничеству, и образуются четкие контактные центры.

45. Ряд организаций приняли меры для пресечения финансирования терроризма. Целевая группа по финансовым мероприятиям, касающимся отмывания денег, созданная семью промышленно развитыми странами, а в настоящее время насчитывающая 28 государств-членов, играет ведущую роль в установлении стандартов и осуществлении необходимых изменений в национальном законодательстве в связи с финансированием терроризма. 31 октября 2001 года эта Целевая группа опубликовала восемь специальных рекомендаций в отношении отмывания денег для терроризма, которые обязывают государства-члены принять широкий круг законов и постановлений. Организация Объединенных Наций работает в этой области посредством деятельности в рамках осуществляемой Управлением по контролю над наркотиками и предупреждению преступности Глобальной программы борьбы с отмыванием денег, которая функционирует в тесной координации с Целевой группой.

46. Целый ряд многосторонних групп оказывает государствам техническую помощь, с тем чтобы помочь им разработать или усилить разнообразные правовые, финансовые и другие меры борьбы с терроризмом. И наконец, многие организации стали уделять больше внимания значению межрегионального политического и религиозного диалога. Европейский Союз и Организация Исламская конференция начали межкультурный диалог на уровне министров иностранных дел.

47. Потенциальная роль Организации Объединенных Наций в региональных многосторонних усилиях вписывается в имеющиеся у Организации мандаты в плане нормотворчества, координации, сотрудничества и создания потенциала. О нормотворческой роли речь шла в другой части настоящего Доклада. Поддерживая координацию и сотрудничество, Организация Объединенных Наций должна руководствоваться следующими принципами: во-первых, осуществляемому в настоящее время взаимодействию между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями на разовой основе должен быть придан более систематический характер. Во-вторых, следует использовать уже существующие координационные механизмы для недопущения дублирования усилий и растрачивания ресурсов. В-третьих, где это возможно, Организация Объединенных Наций должна помогать региональным организациям, осуществляющим контртеррористическую деятельность, в организации разделения труда на основе сравнительного преимущества. В-четвертых, необходимо оптимизировать поток информации между региональными организациями и Организацией Объединенных Наций.

B. Координация и согласование в рамках системы Организации Объединенных Наций

48. После террористических нападений 11 сентября практически все составные части системы Организации Объединенных Наций приняли меры по включению контртеррористической деятельности в свои соответствующие области деятельности. Многие из этих подразделений усилили свои мандаты с целью разработки контртеррористических мер и создания нормативной базы для действий.

49. Возникшее в результате этого частичное совпадение и дублирование усилий учреждений, фондов и программ Организации Объединенных Наций представляет собой естественную реакцию на чрезвычайные обстоятельства и во многих случаях дает возможность извлечь определенные уроки, поскольку различия в программах позволяют выявить оптимальную практику. Однако намного более серьезными являются значительные пробелы в общей гамме реакций, а также несоответствие между мандатами отдельных организаций и ресурсами, имеющимися для их выполнения.

50. Налицо огромное расхождение между мандатами и ресурсами. В Секторе по предупреждению терроризма Центр по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности имеется две должности категории специалистов, а в самом Центре, задачи которого по оказанию технической помощи и созданию потенциала были расширены, с тем чтобы включить проблему терроризма, - 34 должности.

51. Рабочая группа по разработке политики считает, что в системе Организации Объединенных Наций необходимо создать группу старших должностных лиц, которая бы собиралась периодически с целью оценки деятельности системы в связи с терроризмом и рекомендовала шаги для обеспечения ее эффективности и согласованности. Департамент по политическим вопросам как координационный центр системы Организации Объединенных Наций по работе в связи с терроризмом мог бы отслеживать этот вопрос на регулярной основе в политическом плане, обеспечивать, чтобы система была представлена на международных совещаниях, где это уместно, и действовать в качестве распорядителя заседаний предлагаемой группы старших должностных лиц, роль которой для максимального использования существующих структур должен взять на себя Исполнительный комитет по вопросам мира и безопасности.

V. РЕКОМЕНДАЦИИ

52. Нижеследующие рекомендации сгруппированы с учетом основных задач, о которых говорилось выше. В каждой категории рекомендации изложены в порядке убывания приоритета.

СДЕРЖИВАНИЕ

Международно-правовые документы

Рекомендация 1

Донести до государств-членов важность подписания, ратификации и эффективного осуществления 12 Контртеррористических конвенций Организации Объединенных Наций, и в частности Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма* 1999 года. Генеральный секретарь и старшие должностные лица могут продвигать эту идею на двусторонних совещаниях и других форумах. Основной элемент этой идеи должен заключаться в том, что контртеррористическая деятельность должна иметь прочные корни в международном праве.

__________
* Резолюция 54/109 Генеральной Ассамблеи, приложение.

Рекомендация 2

Следует продолжить периодический обзор состояния в вопросе ратификации, а также мер, принятых государствами для осуществления существующего договорного режима борьбы с терроризмом, проводимый каждый год Управлением по правовым вопросам, и, если от Генеральной Ассамблеи поступит соответствующая просьба, следует также проводить аналитический обзор этого режима.

Рекомендация 3

В дополнение к антитеррористическим мероприятиям следует призывать к оперативному подписанию, ратификации и вступлению в силу Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности* и трех Протоколов к ней **.

__________
* Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи, приложение I.
** Резолюция 55/25 Генеральной Ассамблеи, приложения II и III, и Резолюция 55/255 Генеральной Ассамблеи, приложение.

Права человека

Рекомендация 4

Все соответствующие части системы Организации Объединенных Наций обязаны делать упор на то, что основные права человека должны всегда быть защищены и что отступления от них недопустимы. Независимость судебных органов и наличие правовых средств защиты являются насущно необходимыми элементами защиты основных прав человека во всех ситуациях, связанных с принятием контртеррористических мер.

Рекомендация 5

Следует просить Департамент общественной информации в консультации с Управлением Верховного комиссара по правам человека издать сборник по основной практике международных и региональных правозащитных органов, касающейся защиты прав человека в борьбе с терроризмом. Такой сборник мог бы принести непосредственную пользу правительствам и правозащитным организациям при разработке контртеррористической политики.

Рекомендация 6

Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по правам человека следует провести консультацию с международными, региональными и субрегиональными организациями и неправительственными организациями по вопросу защиты прав человека в борьбе с терроризмом. Можно проработать вопрос и о проведении менее крупных региональных встреч. Управлению Верховного комиссара также следует в максимальной степени использовать свое присутствие на местах и своих региональных экспертов, а также данные, поступающие от правозащитных договорных органов и специальных докладчиков.

Нормотворческая деятельность неправового характера

Рекомендация 7

Система Организации Объединенных Наций под руководством Генерального секретаря при осуществлении деятельности в связи с терроризмом должна со всей ясностью заявлять о своей последовательной принципиальной позиции следующего содержания:

a) нападение на безоружных граждан недопустимо ни при каких обстоятельствах;

b) правительства обязаны обеспечивать наличие возможностей для того, чтобы граждане могли делиться своими нуждами и проблемами;

c) военная сила должна применяться только при строгом соблюдении принципов, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций. Такое применение силы должно осуществляться в соответствии с международными нормами ведения войны. Нанесение ударов по мирным жителям и несоразмерное применение силы, выходящее за пределы поражения законных военных целей, являются нарушением международного гуманитарного права;

d) безопасность не может обеспечиваться в ущерб соблюдению прав человека.

Рекомендация 8

Департамент общественной информации должен осуществить обзор того, каким образом Организация Объединенных Наций может установить контакт с местным населением, которое поддерживает террористические цели, в такой форме, чтобы эти общины ее "услышали". Следует в максимально возможной степени использовать страновые группы для определения оптимальных способов донесения этой позиции до целевой аудитории.

Рекомендация 9

Проводить обзор и расширять сферу охвата информационных центров Организации Объединенных Наций в отношении гражданского общества, включая растущее число институтов и мозговых трестов в странах, где говорят на арабском языке.

Рекомендация 10

Деятельность Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом следует поощрять посредством, среди прочего:

a) информирования общественности о работе Контртеррористического комитета, включая распространение позитивных примеров его работы, таких, как оказываемая Комитетом и донорами помощь и успехи в региональном сотрудничестве;

b) распространения работы учреждений Организации Объединенных Наций по широкому кругу проблем, связанных с терроризмом, в том числе уделения повышенного внимания работе ЮНЕСКО и других организаций системы Организации Объединенных Наций в отношении инициатив в области образования, таких, как реформа учебных программ, с целью углубления понимания, поощрения терпимости и уважения человеческого достоинства, при снижении уровня взаимного недоверия между конфликтующими общинами. Элементы системы Организации Объединенных Наций, занимающиеся проблемами образования, должны собираться для определения того, как лучше составить согласованную всемирную программу для оказания помощи странам, системы образования которых нуждаются в поддержке или оказались под контролем групп, пропагандирующих террор;

c) пропаганды роли международного права в борьбе с терроризмом.

Рекомендация 11

Продолжать подчеркивать важность борьбы с терроризмом в рамках существующей работы Организации Объединенных Наций в областях защиты прав человека, создания демократического потенциала и достижения социально-экономической справедливости.

Рекомендация 12

Обеспечить более полный обмен информацией внутри системы Организации Объединенных Наций, с тем чтобы все департаменты, учреждения и программы могли быть хорошо информированы о мероприятиях, осуществляемых в этой области деятельности.

ЛИШЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Контртеррористический комитет

Рекомендация 13

Следует обеспечивать, чтобы опыт различных подразделений системы Организации Объединенных Наций передавался Контртеррористическому комитету. Следует консультироваться с этим Комитетом относительно способов расширения и получения на более постоянной основе имеющейся секретариатской поддержки для его работы. Следует проработать вопрос о проведении встречи соответствующих подразделений системы Организации Объединенных Наций и Контртеррористического комитета для поощрения более широкого диалога в рамках системы Организации Объединенных Наций. Проведенный в Вене 3 и 4 июня 2002 года симпозиум по теме "Борьба с международным терроризмом: вклад Организации Объединенных Наций" стал первым этапом в таком процессе.

Рекомендация 14

Для содействия государствам-членам и региональным органам в осуществлении Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности Центр по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности мог бы разработать типовое законодательство и обеспечить консультирование, с тем чтобы существующие законы по борьбе с внутренним терроризмом были дополнены для обеспечения их эффективности в борьбе с международным терроризмом. Поскольку в настоящее время Центр изучает вопрос о собственной оптимальной организации для выполнения этих задач, Группа не имеет конкретной рекомендации в отношении того, как это сделать, за исключением замечания о том, что для этого могут потребоваться дополнительные ресурсы.

Рекомендация 15

Следует способствовать тому, чтобы государства рассматривали осуществление Резолюции 1373 (2001) Совета, а, следовательно, и механизм целевых санкций в качестве инструмента демократического правления и государственного строительства, который может помочь государствам более эффективно контролировать их границы, регулировать торговлю и контролировать действия незаконных торговцев, террористов, представителей организованной преступности и других негосударственных субъектов.

Рекомендация 16

Совместно с Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по правам человека следует поддерживать диалог с Контртеррористическим комитетом о важности обеспечения соблюдения прав человека в ходе осуществления законодательства, политики и практики борьбы с терроризмом.

Рекомендация 17

Следует создать сеть с участием системы Организации Объединенных Наций и бреттонвудских учреждений для оказания помощи государствам-членам (особенно тем, кто в большей степени в ней нуждается) в выполнении рекомендаций Контртеррористического комитета.

Разоружение

Рекомендация 18

Следует проработать вопрос о создании механизма в рамках Департамента по вопросам разоружения, который бы подготавливал раз в два года доклад для общественности о потенциальном использовании оружия массового уничтожения при совершении террористических актов. Этот механизм мог бы использовать существующие ресурсы Организации Объединенных Наций и специализированные базы данных, а также информацию, получаемую от государств-членов, и мог бы служить в качестве барометра террористической опасности. К тому же этот механизм можно было бы задействовать для оказания помощи Контртеррористическому комитету либо непосредственно путем предоставления анализа и консультирования, либо путем выработки рекомендаций относительно надлежащего сотрудничества между Советом Безопасности (или Контртеррористическим комитетом) и соответствующими оперативными учреждениями, такими, как Международное агентство по атомной энергии или Организация по запрещению химического оружия. Данный Доклад мог бы увязываться с периодическим обзором законодательства, о котором говорится в Рекомендации 2 выше, и, если это будет сочтено уместным, представляться Генеральной Ассамблее, с тем чтобы привлечь внимание ее членов к этой важной проблеме.

Рекомендация 19

Следует поощрять развитие технических возможностей Международного агентства по атомной энергии, Организации по запрещению химического оружия и Всемирной организации здравоохранения по оказанию помощи государствам в случае угрозы или применения оружия массового уничтожения, других видов оружия и технологий.

Рекомендация 20

Следует способствовать созданию механизмов, посредством которых специализированные учреждения или смежные организации будут предоставлять помощь и консультации государствам в отношении того, каким образом развивать и поддерживать адекватный потенциал гражданской обороны против использования оружия массового уничтожения, других видов оружия и технологий.

Рекомендация 21

Следует поручить соответствующим подразделениям Организации Объединенных Наций разработать предложения по укреплению этических норм и следует поощрять разработку кодексов поведения для ученых через международные и национальные научные общества и институты, в которых преподаются науки или развиваются технические навыки, связанные с оружейными технологиями. Такие кодексы поведения будут нацелены на предупреждение участия ученых, работающих в сфере обороны, или технических экспертов в террористической деятельности и ограничивать доступ общественности к знаниям и навыкам, связанным с разработкой, производством, накоплением и использованием оружия массового уничтожения или смежным технологиям.

Превентивные меры

Рекомендация 22

Следует подчеркивать важность эффективного постконфликтного миростроительства не только для того, чтобы не допустить возобновления ожесточенного конфликта, но также для предотвращения возникновения ситуаций беззаконности, в которых террористические группы находят для себя благодатную почву. Программа развития Организации Объединенных Наций и Департамент по политическим вопросам совместно с Центром по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности могли бы создать базу данных по передовой практике в этих областях, которую можно было бы расширять и распространять для оказания помощи государствам-членам в их борьбе с терроризмом.

Рекомендация 23

Следует обеспечивать, чтобы в мандатах миротворческих операций учитывались проблемы терроризма путем организации, например, соответствующей подготовки гражданских полицейских в отношении мер по выявлению террористических групп и борьбе с ними.

Рекомендация 24

Управлению по контролю над наркотиками и предупреждению преступности и Департаменту по вопросам разоружения следует изучать связи между терроризмом и организованной преступностью, включая торговлю наркотиками, отмывание денег, незаконную торговлю оружием и коррупцию, которые создают благоприятную среду для разворачивания террористических операций.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Многосторонние инициативы вне рамок Организации Объединенных Наций

Рекомендация 25

Следует предусмотреть терроризм в качестве одного из пунктов повестки дня следующей встречи Генерального секретаря с региональными организациями, которую намечено провести в 2003 году.

Рекомендация 26

На этой встрече можно было бы разработать международный план действий, согласно которому Организация Объединенных Наций могла бы:

a) поощрять более тесное сотрудничество между региональными организациями и стимулировать создание неофициальной сети контактов;

b) призывать международные финансовые учреждения и других доноров увеличивать ресурсы и техническую помощь, которые они предоставляют развивающимся странам для борьбы с финансированием терроризма;

c) сотрудничать с региональными организациями в определении передовой практики в области контртеррористической деятельности и поощрять ее внедрение.

Рекомендация 27

Департаменту по политическим вопросам, являющемуся координационным центром системы Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом, следует поддерживать контакты с региональными и международными организациями для обеспечения того, чтобы Организация Объединенных Наций неизменно была представлена на надлежащем уровне на международных встречах по этой теме.

Рекомендация 28

Следует обеспечивать, чтобы на существующих встречах в рамках взаимодействия с региональными организациями тема сотрудничества в борьбе с терроризмом включалась в качестве приоритетного вопроса в повестку дня.

Рекомендация 29

Следует возложить четкую обязанность и обеспечить необходимые возможности для поддержания более эффективной связи с Интерполом и другими связанными с полицией мероприятиями для обеспечения того, чтобы информация проходила через систему Организации Объединенных Наций.

Координация и согласование в рамках системы Организации Объединенных Наций

Рекомендация 30

Для уточнения обязанностей следует назначить Департамент по политическим вопросам в качестве координационного центра системы Организации Объединенных Наций по политическим и стратегическим проблемам, связанным с борьбой с терроризмом, а Центр по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности должен взять на себя ведущую роль в оказании помощи государствам-членам в осуществлении соответствующих конвенций и резолюций. Управление по правовым вопросам должно продолжать содействовать государствам-членам в разработке конвенций по борьбе с терроризмом.

Рекомендация 31

Следует улучшить координацию во избежание частичных совпадений и пробелов в контртеррористической деятельности следующим образом:

a) обеспечить, чтобы борьба с терроризмом стала регулярным (ежегодным) пунктом повесток дня Комитета высокого уровня по программам и Координационного совета старших руководителей системы Организации Объединенных Наций с целью усиления координации между учреждениями, фондами и программами;

b) поручить Исполнительному комитету по вопросам мира и безопасности во главе с Департаментом по политическим вопросам, являющимся координационным центром системы Организации Объединенных Наций в вопросе терроризма, проводить совещания по этой теме раз в два месяца для обеспечения более тесной координации в деятельности Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом.

ДОБАВЛЕНИЕ

Существуют 19 глобальных или региональных Договоров, непосредственно относящихся к теме международного терроризма:

1. Международная организация гражданской авиации, Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанная в Токио 14 сентября 1963 года. Вступила в силу 4 декабря 1969 года.

2. ______, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанная в Гааге 16 декабря 1970 года. Вступила в силу 14 октября 1971 года.

3. ______, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, заключенная в Монреале, Канада, 23 сентября 1971 года. Вступила в силу 26 января 1973 года.

4. Организация Объединенных Наций, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Принята Генеральной Ассамблеей в Резолюции 3166 (XXVIII) от 14 декабря 1973 года. Вступила в силу 20 февраля 1977 года (United Nations, Treaty Series, vol. 1035, p. 167).

5. ______, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в Резолюции 34/146 от 17 декабря 1979 года. Вступила в силу 3 июня 1983 года (United Nations, Treaty Series, vol. 1316, p. 205).

6. Международное агентство по атомной энергии, Конвенция о физической защите ядерного материала. Подписана в Вене и в Нью-Йорке 3 марта 1980 года. Принята в Вене 26 октября 1979 года. Вступила в силу 8 февраля 1987 года.

7. Международная организация гражданской авиации, Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 года. Подписан в Монреале, Канада, 24 февраля 1988 года. Вступил в силу 6 августа 1989 года.

8. Международная морская организация, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Подписана в Риме 10 марта 1988 года. Вступила в силу 1 марта 1992 года.

9. ______, Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Подписан в Риме 10 марта 1988 года. Вступил в силу 1 марта 1992 года.

10. Международная организация гражданской авиации, Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Совершена в Монреале, Канада, 1 марта 1991 года. Вступила в силу 21 июня 1998 года.

11. Организация Объединенных Наций, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята Генеральной Ассамблеей в Резолюции 52/164 от 15 декабря 1997 года. Вступила в силу 23 мая 2001 года.

12. ______, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята Генеральной Ассамблеей в Резолюции 54/109 от 9 декабря 1999 года. Вступила в силу 10 апреля 2002 года.

13. Лига арабских государств, Арабская конвенция о пресечении терроризма. Подписана в Каире 22 апреля 1998 года. Вступила в силу 7 мая 1999 года.

14. Организация Исламская конференция, Конвенция о борьбе с международным терроризмом. Принята в Уагадугу 1 июля 1999 года. Пока не вступила в силу.

15. Совет Европы, Европейская конвенция о пресечении терроризма. Открыта для подписания в Страсбурге, Франция, 27 января 1977 года. Вступила в силу 4 августа 1978 года.

16. Организация американских государств, Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер. Подписана в Вашингтоне, О.К., 2 февраля 1971 года. Вступила в силу 16 октября 1973 года.

17. Африканский союз (бывшая Организация африканского единства), Конвенция о предупреждении терроризма и борьбе с ним. Принята в Алжире 14 июля 1999 года. Пока не вступила в силу.

18. Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, Региональная конвенция о пресечении терроризма. Подписана в Катманду 4 ноября 1987 года. Вступила в силу 22 августа 1988 года.

19. Содружество Независимых Государств, Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом между государствами-членами Содружества Независимых Государств. Совершен в Минске 4 июня 1999 года. Вступил в силу согласно его статье 22.

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: