open Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна
                             
                             
br> Концепция формирования информационного пространства Содружества

Независимых Государств

Аннотация
Концепция формирования информационного пространства СНГ
(далее - Концепция) подготовлена в соответствии с Решением Совета
глав правительств от 3 ноября 1995 года ( 997_b82 ) и во
исполнение Протокольного решения Совета глав правительств от 12
апреля 1996 года. Концепция базируется на принятых ранее соглашениях
государств-участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах
деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией. При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих
заседаний и консультативных встреч полномочных представителей
государств и органов Содружества, организованных и проведенных
Исполнительным Секретариатом СНГ во исполнение решений Совета глав
правительств о проведении согласованной политики по формированию
единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 года
( 997_c04 ) и о разработке проекта Концепции формирования
информационного пространства государств-участников СНГ от 3 ноября
1995 года. В Концепции были использованы также предложения по выработке
и реализации информационной политики, подготовленные в
Межгосударственном экономическом комитете Экономического Союза,
Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир", Совете руководителей государственных
информационных агентств СНГ, информационных службах других органов
Содружества, материалы ИТАР-ТАСС, информационного агентства
"Интерфакс", Международной неправительственной организации
"Интервидение", Международного центра научной и технической
информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и
международных научных организаций и объединений, других
организаций. Концепция носит рекомендательный характер, основана на
констатации имеющегося информационного сближения государств
Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на
цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств-участников
СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов. Основные положения Концепции отражают:
приоритетные цели и интересы проведения согласованной на
межгосударственном уровне политики формирования информационного
пространства СНГ; принципы и организационные основы сотрудничества
государств-участников СНГ в сфере развития информационных и
телекоммуникационных услуг; механизмы и условия реализации согласованных на
межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию
межгосударственных информационных обменов. Концепция составлена с учетом основных положений национальных
программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в
государствах Содружества.
Основные термины и определения
Информационное пространство СНГ - совокупность национальных
информационных пространств государств-участников СНГ,
взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных
договоров по согласованным сферам деятельности. Формирование информационного пространства СНГ - совокупность
согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий
по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных
информационных обменов в интересах сотрудничества
государств-участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в
соответствии с международными принципами распространения
информации в целях обеспечения и удовлетворения информационных
потребностей граждан, предприятий, организаций и органов
управления государств Содружества. Информационная инфраструктура государств-участников СНГ
совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных
ресурсов, средств теле-, радио-, телефонной, телефаксной,
специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий
для их использования в интересах сотрудничества
государств-участников СНГ в согласованных сферах деятельности. Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация (документ) - зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать. Информационная технология - система методов и способов
использования информационно-вычислительной техники и систем связи
для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и
распространения информации. Информационные ресурсы - документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах), подготовленные и
систематизированные в удобной и пригодной для использования форме. Собственник информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий
владение и пользование указанными объектами и реализующий
полномочия владения, пользования, распоряжения указанными
объектами. Владелец информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий
владение и пользование указанными объектами и реализующий
полномочия распоряжения в пределах, установленных законом. Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся
к информационной системе или посреднику за получением необходимой
ему информации и пользующийся ею в соответствии с порядком,
установленным собственником или владельцем информации.
Введение
Межгосударственные обмены информацией в новых политических и
экономических условиях трансформировались для государств СНГ в
широкомасштабную задачу формирования информационного пространства. Для решения этой задачи на основе современных информационных
технологий требуются выработка и проведение согласованной политики
по формированию информационного пространства государств
Содружества. Концепция предполагает определение необходимых условий для
реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию
межгосударственных информационных обменов на принципах
независимости и взаимовыгодности, использования международных
стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого
применения техники и технологий государств-участников СНГ. Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач: определение приоритетных направлений сотрудничества
государств-участников СНГ в развитии межгосударственных
информационных обменов; предложение механизма реализации согласованной деятельности
посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества
со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных
интересов и приоритетов. Решение указанных задач является началом процессов создания
качественно новой информационной среды и формирования
информационного пространства Содружества Независимых Государств.
1. Общие положения
Возникновение транснациональных экономических структур,
информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о
переходе от индустриальной к информационной ориентации развития
экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают
мир в единое целое и делают все государства информационно
взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству
информационного взаимодействия в различных сферах
жизнедеятельности общества. Решение проблем информационного взаимодействия должно
опережать по времени каждый очередной шаг в налаживании
сотрудничества в той или иной сфере. Формирование информационного пространства СНГ позволит полнее
координировать реформы, создавать благоприятные условия для
функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
обеспечивать равное право на приобретение в собственность
имущества, владение, пользование и распоряжение им на территориях
государств-участников СНГ, проводить согласованную политику в
различных сферах. Задачи, стоящие перед государствами-участниками СНГ в
контексте формирования информационного пространства, не
ограничиваются проведением внутренней информационной политики и
развитием национального информационного пространства. Эти задачи
связаны также с выявлением путей и средств расширения таких
возможностей, которые позволили бы государствам-участникам СНГ
извлечь максимум выгод из развития мировой информационной
инфраструктуры. В области формирования информационного пространства СНГ
существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и
специфические для каждого государства. Причина этих специфических
особенностей кроется в том, что не все элементы информационного
пространства, как и общественные структуры отдельных государств,
находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития.
Процесс развития государств-участников СНГ не является линейным и
скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное
пространство могут быть различны. Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает: этапы формирования и развития информационного пространства
СНГ; развитие нормативно-правовой базы взаимодействия
информационной сфере; повышение эффективности информационного взаимодействия в
согласованных сферах; развитие социальных и культурных связей; защиту национальных интересов в сфере информации и
информатизации. Концепция является основой сотрудничества
государств-участников СНГ в сфере информации и информатизации и
будет осуществляться через национальные программы информатизации и
целевые программы межгосударственного сотрудничества в
согласованных сферах деятельности.
2. Цели и задачи формирования и развития

информационного пространства СНГ
Главной целью работ по формированию информационного
пространства государств-участников СНГ является обеспечение
взаимодействия национальных информационных пространств государств
Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих
интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах
деятельности. В составе общих интересов государств Содружества могут быть
названы: сохранение и развитие контактов граждан; беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой
информации о жизнедеятельности государств-участников СНГ и органов
Содружества; развитие образования, науки, техники и культуры; обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций,
органов государственного управления к национальным и международным
информационным ресурсам по различным сферам согласованной
деятельности на основе соответствующих межгосударственных
договоров; обеспечение информационной безопасности; координация действий в борьбе с терроризмом, организованной
преступностью и наркобизнесом; взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных
бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим
вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации; создание условий взаимовыгодного использования информационных
ресурсов государств-участников СНГ. Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение
которых возможно только путем совместных усилий государств
Содружества: 1. Разработка и принятие межгосударственных документов о
трансграничном распространении информационной продукции. 2. Разработка и утверждение механизма доступа к национальным
информационным ресурсам. 3. Принятие согласованных мер по оказанию
информационно-телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию
национального промышленного потенциала производства средств
информатизации в государствах Содружества на основе кооперации и
международного разделения труда. 4. Осуществление совместных мероприятий по использованию
созданного ранее научно-технического потенциала и информационной
инфраструктуры в государствах Содружества. Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для
разработки основных положений Концепции формирования
информационного пространства Содружества Независимых Государств.
3. Основные принципы формирования и развития

информационного пространства СНГ
Формирование информационного пространства
государств-участников СНГ осуществляется с учетом следующих
основных принципов: соблюдения прав суверенных государств на независимое
формирование своего информационного пространства; соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав
человека ( 995_015 ), других международных документов и
заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области
межгосударственного обмена информацией; взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов; обеспечения достаточного уровня информационной безопасности
каждым из государств-участников СНГ; экономической целесообразности участия каждого государства в
реализации межгосударственных мероприятий по развитию
информационной инфраструктуры и сферы
информационно-коммуникационных услуг; сохранения, развития и эффективного использования
существующей информационной инфраструктуры государств-участников
СНГ; соблюдения норм международного права и учета национальных
интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству
государств-участников СНГ в области информации; проведения согласованной научно-технической политики,
обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем
государств Содружества; использования наравне с государственными источниками
финансирования различных привлеченных средств; выработки согласованных подходов в отношении регулирования
ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на
информационные услуги и продукцию; признания равенства сторон в праве на получение и
распространение информации о событиях, происходящих в
государствах-участниках СНГ, а также о деятельности органов
Содружества; взаимной заинтересованности в расширении возможностей
налаживания постоянных и оперативных каналов межгосударственного
общения, обмена и распространения информации в Содружестве
Независимых Государств. Указанные принципы определяют деятельность по формированию
информационного пространства как одну из приоритетных задач
межгосударственного уровня, которая должна находиться под
постоянным контролем Совета глав государств и Совета глав
правительств Содружества.
4. Нормативно-правовые механизмы формирования и

развития информационного пространства СНГ
Интересы формирования и развития информационного пространства
государств-участников СНГ обусловливают следующие первоочередные
направления деятельности каждого из государств Содружества по
развитию национальной нормативно-правовой базы в этой области: регулирование отношений собственности на информацию,
информационные ресурсы, информационные структуры и технологии; регулирование доступа к информации; обеспечение безопасности функционирования информационных и
телекоммуникационных систем, защита авторских прав субъектов на
основе международного права. Важнейшими направлениями в области совершенствования
законодательства в сфере информации для государств-участников СНГ
является участие их представителей в работе международных
организаций, а также организация обмена правовой информацией между
ними. Нормативно-правовые аспекты задачи формирования
информационного пространства государств Содружества целесообразно
обсуждать по отдельным секторам, элементам и формам
информационного взаимодействия в соответствии с интересами и
приоритетными направлениями формирования информационного
пространства государств-участников СНГ.
5. Формирование, поддержка и использование информационных

ресурсов в информационном пространстве СНГ
Совместное использование национальных информационных ресурсов
осуществляется в соответствии с межгосударственными договорами.
Для реализации этой цели следует создать взаимовыгодные условия
для местных и зарубежных пользователей на доступ к национальным
ресурсам. При организации доступа к информационным ресурсам органов
государственного управления, базам данных по законодательству, а
также другим направлениям сотрудничества в социальной сфере будут
осуществляться подходы, основанные на взаимовыгодном обмене
информацией. На государственном уровне решаются вопросы: законодательного регламентирования процедур доступа к
информационным ресурсам; прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей
информационных ресурсов; обеспечения устойчивости и надежности информационного
обслуживания.
6. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения информационных процессов в информационном пространстве

СНГ
Государства-участники СНГ осуществляют мероприятия по
развитию сектора информационно-телекоммуникационных услуг и
обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления
информационных процессов в тех случаях, когда это имеет важное
значение с точки зрения их интересов и создает новые возможности
информационных обменов для развития сотрудничества в соответствии
с межгосударственными договорами и нормами международного права. Для повышения оперативности межгосударственного
документооборота в государствах Содружества создаются условия,
позволяющие решать проблему электронной передачи документов. Государства-участники СНГ создают экономические,
институциональные и правовые условия для формирования механизмов
межгосударственного сотрудничества предприятий и организаций,
оказывающих информационно-телекоммуникационные услуги, включая
способность предприятий и организаций приобретать, осваивать и
приспосабливать к своим нуждам новые и новейшие технологии в целях
развития общего рынка информационно-телекоммуникационных услуг.
7. Обеспечение информационной безопасности в

информационном пространстве СНГ
Одной из важнейших проблем формирования информационного
пространства государств-участников СНГ является обеспечение каждым
из них собственной информационной безопасности и защиты своего
информационного суверенитета. Для своевременного решения этих
вопросов каждое государство-участник СНГ осуществляет
своевременный мониторинг "противоречий" в информационной политике
и угроз своему информационному суверенитету. Практическое решение проблем обеспечения национальной
информационной безопасности, привлечения к ответственности за
угрозу или нарушение информационной безопасности в каждом из
государств Содружества осуществляется в порядке, предусмотренном
их национальным законодательством, нормами международного права, а
также соответствующими межгосударственными договорами.
8. Автоматизированная система информационного обмена

между государствами-участниками СНГ (АСИО СНГ)
АСИО СНГ является составной частью информационного
пространства государств Содружества и предназначена
преимущественно для обеспечения информационных обменов органов
государственной власти и управления государств Содружества между
собой и органами Содружества. Состав подсистем, создаваемых в рамках АСИО СНГ и
автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых
государствами-участниками СНГ многосторонних договоров. Интеграция подсистем государств Содружества, действующих в
рамках АСИО СНГ, должна максимально сохранять их информационные и
технические основы и обеспечивать преемственность накопленного
опыта и научно-технического задела. Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования
АСИО СНГ должно базироваться на национальных законодательных актах
государств-участников СНГ, межгосударственных договорах государств
Содружества.
9. Организационные основы формирования и развития

информационного пространства СНГ
Реализация решений о формировании информационного
пространства государств Содружества осуществляется на основе
пакета существующих и разрабатываемых межгосударственных
договоров, которые обеспечивают организацию и правовое
регулирование отношений в сфере информации и информатизации. Организационное обеспечение взаимодействия организаций,
ответственных за формирование информационного пространства в
государствах Содружества, осуществляет Исполнительный Секретариат
СНГ совместно с другими органами Содружества. Задача создания межгосударственных информационных систем как
составной части информационного пространства СНГ решается
соответствующими межгосударственными отраслевыми органами. Свою
работу они проводят руководствуясь принятыми на межгосударственном
уровне решениями, в том числе данной Концепцией.
10. Этапы формирования и развития информационного

пространства СНГ
Формирование и развитие информационного пространства СНГ
является масштабной и сложной задачей, требующей от
государств-участников СНГ координации усилий в процессе решения
широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых
проблем на национальном и межгосударственном уровнях. В укрупненном виде стратегия деятельности по формированию
информационного пространства должна включать следующие два
основных этапа.
Первый этап - 1996 - 1997 годы
На первом этапе будет осуществлена проработка правовых,
технических и организационных вопросов информационного
взаимодействия государств-участников СНГ и органов Содружества.
Результаты этой работы должны быть представлены в согласованном на
межгосударственном уровне Перспективном плане подготовки
документов и мероприятий по реализации Концепции формирования
информационного пространства СНГ. Будет согласован механизм информационной поддержки
сотрудничества на межгосударственном уровне и на уровне прямых
связей субъектов хозяйственной деятельности государств-участников
СНГ.
Второй этап - 1998 - 2000 годы
На этом этапе предполагается обеспечить широкий доступ
граждан государств Содружества, органов государственного
управления и субъектов хозяйственной деятельности к национальным
информационным ресурсам в согласованных сферах и мировым
информационным фондам. Будет углублено взаимодействие информационных систем,
обеспечивающих постоянное развитие межгосударственных
информационных обменов по согласованным сферам деятельности. Будут созданы правовые, политические, экономические и
технические условия для межгосударственной кооперации в сфере
информации и информатизации. Будут в основном согласованы механизмы осуществления
межгосударственного информационного обмена. Конкретное содержание совместных межгосударственных
мероприятий государств Содружества по формированию информационного
пространства будет определяться национальными интересами и
приоритетами государств-участников СНГ, решениями Совета глав
государств и Совета глав правительств Содружества и отражаться в
межгосударственных программах и проектах, согласовываемых на
многосторонней и двусторонней основе.
11. Финансово-экономические принципы формирования и обеспечения развития информационного пространства СНГ
Для достижения целей формирования информационного
пространства необходимы значительные объемы финансирования. Источниками финансирования могут быть: средства бюджетов межгосударственных органов, предназначенных
на развитие их информационных систем; средства, получаемые в рамках программы технического
содействия по международным программам; средства негосударственных организаций, коммерческих
структур, общественных фондов и т. д.
Заключение
Межгосударственное сотрудничество в сфере информации и
информатизации достаточно динамично. Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее
договорах в этой сфере именно сейчас начинает работать и служит
достаточной нормативно-правовой базой для налаживания
сотрудничества и принятия конкретных практических решений в
государствах Содружества. Концепция формирования информационного пространства СНГ
явится основой формирования рамочной программы сотрудничества
государств Содружества в сфере информации и информатизации и будет
осуществляться через национальные программы информатизации и
целевые программы международного сотрудничества в сфере информации
и информатизации.

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: