ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОМПАРТИИ УКРАИНЫИ СОВЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР
П О С Т А Н О В Л Е Н И Еот 9 сентября 1986 г. N 321
Киев
О мерах по совершенствованию хозяйственногомеханизма в строительстве
( С изменениями, внесенными в соответствии с ПостановлениемСовета Министров УССР N 109 ( 109-88-п ) от 26.04.88 )
( Изменения в текст не внесены. Дополнительно см. ПостановленияСовета Министров УССР
N 380 ( 380-88-п ) от 13.12.88
N 325 ( 325-90-п ) от 29.10.90Постановление КМ
N 280 ( 280-91-п ) от 19.10.91 )
XXVII съезд КПСС, придавая первостепенное значение
капитальному строительству в ускорении социально-экономического
развития страны, поставил задачу осуществить коренную перестройку
хозяйственного механизма в этой отрасли народного хозяйства,
расширить масштабы строительства, повысить эффективность
инвестиционного процесса, сократить его продолжительность, создать
экономическую заинтересованность всех участников строительства в
обеспечении ввода в действие производственных мощностей, объектов
и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения
в нормативные сроки, снижении его стоимости, материалоемкости и
трудоемкости, поднять на новый индустриальный и организационный
уровень строительное производство, улучшить систему его
планирования, осуществить перевод строительно-монтажных
организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование,
расширить права и повысить ответственность трудовых коллективов
строителей за конечные результаты работы.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 14 августа 1986 г. N 971 "О мерах по совершенствованию
хозяйственного механизма в строительстве" Центральный Комитет
Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР
п о с т а н о в л я ю т:
1. Осуществить практические меры по повышению роли пятилетних
и годовых планов, всей системы экономических рычагов и стимулов в
обеспечении своевременного ввода в действие производственных
мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов
социального назначения.
Считать важнейшим направлением совершенствования
хозяйственного механизма в строительстве укрепление договорных
отношений между организациями-заказчиками и подрядчиками.
Предусматриваемые в договорах обязательства должны быть направлены
на безусловное выполнение заданий по вводу в действие
производственных мощностей и объектов социального назначения в
нормативные сроки. Экономические взаимоотношения между подрядными
организациями и заказчиками должны осуществляться на основе
договорных цен на строительство объектов производственного и
социального назначения.
Совершенствовать подрядные формы организации строительного
производства на уровне трестов, комбинатов, главных управлений и
Министерства строительства УССР в сочетании с развитием подрядных
форм организации и стимулирования труда бригад, участков,
строительно-монтажных управлений, трестов и приравненных к ним
организаций.
В целях укрепления финансово-кредитных отношений между
заказчиками, подрядчиками и финансирующими банками установить, что
расчеты за введенные в действие производственные мощности и
объекты производственного и социального назначения, завершенные
технологические этапы и комплексы работ осуществляются заказчиком
на основе договоров подряда, заключенных на весь период
строительства.
Обеспечить последовательный перевод строительно-монтажных
организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Положить в основу хозрасчетной деятельности прибыль как важнейший
обобщающий экономический показатель, главный источник,
обеспечивающий развитие строительных организаций и социальное
развитие трудовых коллективов.
По совершенствованию планированиястроительного производства и расширению
самостоятельности трудовых коллективов
2. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 14 августа 1986 г. N 971 решили сократить число
плановых показателей, утверждать министерствам и ведомствам СССР,
осуществляющим подрядные работы, Советам Министров союзных
республик и строительно-монтажным организациям следующие
показатели и экономические нормативы:
в пятилетнем плане
ввод в действие производственных мощностей, объектов и
сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения.
В качестве основы для заключения договоров подряда между
заказчиками и подрядчиками определяются объемы подрядных
строительно-монтажных работ, необходимые для обеспечения
строительства и ввода в действие в нормативные сроки мощностей и
объектов и планирования мероприятий по развитию мощностей
строительно-монтажных организаций;
прибыль;
рост производительности труда;
задания по новой технике;
задания по оказанию платных услуг населению;
лимиты централизованных капитальных вложений и
строительно-монтажных работ по собственному капитальному
строительству;
норматив отчислений от прибыли в бюджет;
нормативы образования фонда развития производства, фонда
социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда
материального поощрения за счет отчислений от прибыли, остающейся
в распоряжении организации после отчислений в бюджет и уплаты
плановых процентов за банковский кредит;
норматив образования единого фонда развития науки и техники;
норматив заработной платы работников, занятых в
строительстве, в том числе руководящих, инженерно-технических
работников и служащих.
Показатели и экономические нормативы устанавливаются в
пятилетнем плане с разбивкой по годам. Нормативы должны учитывать
повышение экономической эффективности строительного производства,
доводятся до строительно-монтажных организаций в составе
показателей пятилетнего плана и изменению в годовых планах не
подлежат;
в годовых планах
ввод в действие производственных мощностей, объектов и
сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения.
Показатели по вводу в действие производственных мощностей и
объектов устанавливаются также организациям, осуществляющим по
договорам монтаж основного технологического и энергетического
оборудования;
объемы подрядных работ, подлежащих выполнению в соответствии
с договорами подряда на пусковых объектах планируемого года, а
также по технологическим этапам и комплексам работ на объектах,
намечаемых к вводу в действие в последующие годы;
прибыль;
рост производительности труда;
лимиты централизованных капитальных вложений и
строительно-монтажных работ по собственному капитальному
строительству;
объем поставок материалов, машин, механизмов и других
материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения
плана.
Установлено, что строительно-монтажные организации формируют
годовые планы на основе заданий и экономических нормативов,
предусмотренных в пятилетнем плане, норм продолжительности
строительства и договоров подряда с заказчиками, а также с учетом
равномерной загрузки мощностей строительных организаций.
3. Госплану УССР при формировании годовой программы подрядных
работ оставлять нераспределенными до 5 процентов объема
строительно-монтажных работ. Предоставить право
строительно-монтажным организациям в пределах этого объема
включать в план строительство собственных объектов за счет
дополнительно заработанных средств, зачисленных в фонды
экономического стимулирования, объектов по заказам исполкомов
местных Советов народных депутатов, а также другие непредвиденные
работы.
Госплану УССР представлять проекты годовых планов
капитального строительства в Госплан СССР к 1 июня года,
предшествующего планируемому.
Госплану СССР предложено в 2-недельный срок после
представления проектов планов:
уточнять с участием министерств и ведомств объемы подрядных
работ, а также определять размеры средств, передаваемых в порядке
долевого участия на строительство общих для групп предприятий и
объектов, единым заказчикам по строительству объектов социального
назначения и строительно-монтажным организациям для развития
мощностей производственной базы;
принимать решения по стройкам, титульные списки которых
утверждаются Советом Министров СССР или по согласованию с
Госпланом СССР, и не позднее 1 сентября доводить до министерств и
ведомств СССР и Советов Министров союзных республик уточненные
проектировки на планируемый год.
Госплану УССР в 2-недельный срок доводить указанные
проектировки до подведомственных Совету Министров УССР
строительно-монтажных организаций.
Генеральным подрядным организациям в соответствии с
заключенными договорами подряда производить распределение годовых
объемов работ по кварталам, исходя из необходимости обеспечить в
установленные планом сроки ввод в действие производственных
мощностей, объектов производственного и социального назначения и
создание нормативного строительного задела. Субподрядным
организациям распределять годовые объемы работ по кварталам с
учетом согласованных с генеральными подрядчиками в договорах
субподряда сроков завершения соответствующих комплексов работ.
Утверждение и доведение годовых планов до
строительно-монтажных организаций должно производиться не позднее
1 октября, а поправок с учетом ожидаемого выполнения планов по
объему подрядных строительно-монтажных работ - до 1 декабря года,
предшествующего планируемому, и по вводу в действие
производственных мощностей, объектов производственного и
социального назначения - до 15 января планируемого года.
4. Установить, что оценка производственно-хозяйственной
деятельности строительно-монтажных организаций при подведении
итогов работы и социалистического соревнования осуществляется
вышестоящими организациями и местными органами по результатам
выполнения договорных обязательств по вводу в действие
производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и
других объектов социального назначения, выполнения объемов
подрядных работ на пусковых объектах и по технологическим этапам и
комплексам работ на других объектах, а также заданий по прибыли и
росту производительности труда.
Классные места по итогам социалистического соревнования
присуждать коллективам строительно-монтажных организаций,
обеспечившим в отчетном периоде 100-процентный ввод в действие
предусмотренных планом мощностей и объектов.
( Абзац третий пункта 4 утратил силу на основании
Постановления Совета Министров УССР N 109 ( 109-88-п ) от
26.04.88 )
5. Предоставить право Министерству строительства УССР,
главным территориальным и специализированным управлениям по
строительству и трестам:
утверждать планы подведомственным промышленным предприятиям,
автотранспортным и другим организациям по всем показателям,
планируемым с учетом специфики их работы и установленных
вышестоящими организациями заданий по производству продукции и
оказанию услуг другим организациям, предприятиям и населению.
Госплану СССР и Министерству финансов СССР поручено внести
соответствующие изменения в порядок формирования и утверждения
планов по промышленным, автотранспортным и другим организациям
строительных министерств;
разрабатывать и изменять структуру и штаты входящих в их
состав структурных подразделений в пределах исчисленного по
нормативам фонда заработной платы, без учета средних должностных
окладов по схеме должностных окладов и соотношения в численности
отдельных категорий работников;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать
строительно-монтажные организации, предприятия и другие
подразделения в пределах фонда заработной платы, исчисленного по
нормативу.
Разрешить строительно-монтажным трестам и приравненным к ним
организациям образовывать резерв по фонду заработной платы в
размере до 5 процентов расчетного годового фонда заработной платы,
а также финансовые резервы в размере до 5 процентов прибыли,
остающейся в их распоряжении, на покрытие затрат по разработке и
внедрению новой техники, на восполнение недостатка собственных
оборотных средств и другие цели, кроме расходов на заработную
плату.
По укреплению договорных отношений,развитию хозяйственного расчета и коллективного
подряда в строительстве
6. Установить, что договор подряда на капитальное
строительство является основным документом, регламентирующим
взаимоотношения заказчиков и подрядчиков и определяющим их
взаимную экономическую ответственность за выполнение
государственных планов. Договоры подряда заключаются на
строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое
перевооружение действующих предприятий и объектов на весь период
строительства на основе утвержденного титульного списка и при
наличии проектной и другой необходимой документации. В случаях
пересмотра в установленном порядке проектной документации и
титульного списка стройки сторонами заключаются дополнительные
соглашения. На основе договора подряда между заказчиком и
генеральным подрядчиком в аналогичном порядке заключается договор
субподряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, в
котором определяются объемы и сроки выполнения комплексов работ по
стройкам и объектам.
К договорам подряда, как их неотъемлемая составная часть,
прилагаются графики производства строительно-монтажных работ по
стройке в целом, с распределением объемов по годам с учетом
нормативных сроков строительства. На планируемый год определяются
квартальные задания по пусковым комплексам, технологическим
этапам, отдельным объектам и сооружениям.
После заключения договора подряда учреждения банков
финансируют стройки непрерывно на основе титульных списков,
утвержденных в установленном порядке.
Затраты, произведенные подрядными организациями на объектах,
не включенных в план и не принятых банками к финансированию,
возмещению не подлежат. Средства, предусмотренные заказчиками на
финансирование затрат по указанным объектам, изымаются и могут
быть направлены вышестоящими организациями на финансирование
строительства жилых домов и детских учреждений.
Спорные вопросы, возникающие при заключении договоров подряда
на капитальное строительство, разрешаются вышестоящими
организациями, а связанные с выполнением договорных обязательств -
передаются на рассмотрение органов государственного арбитража.
7. В целях укрепления хозрасчетных отношений и повышения
экономической заинтересованности участников инвестиционного
процесса в снижении стоимости строительства за счет внедрения в
практику прогрессивных проектных решений и улучшения организации
строительного производства обязать министерства и ведомства УССР,
обл(гор)исполкомы осуществить начиная с 1987 года переход на
согласованные между заказчиками и подрядчиками договорные цены на
строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов,
используя накопленный положительный опыт Белорусской ССР и
руководствуясь принятыми решениями, определяющими методы
формирования договорных цен на техническое перевооружение и
реконструкцию действующих предприятий.
Установить, что договорная цена определяется заказчиком и
подрядчиком с участием генеральной проектной организации и
субподрядных организаций в соответствии с действующими
нормативными документами по определению сметной стоимости
строительства и является основой для заключения договоров подряда.
В договорных ценах учитываются дополнительные затраты подрядчика,
связанные с организацией строительства во вновь осваиваемых
районах и выполнением работ высокими темпами.
Основой для установления договорных цен являются сметные
расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в
составе технико-экономического обоснования (ТЭО) и
технико-экономического расчета (ТЭР), прошедшие государственную
или ведомственную экспертизу. Возложить персональную
ответственность за обоснованность и правильность договорных цен на
руководителей предприятий-заказчиков и проектных организаций.
Договорная цена используется для определения объемов
строительно-монтажных работ в титульных списках строек,
планирования подрядных работ и материально-технических ресурсов, а
также расчетов между заказчиками и подрядчиками и не подлежит
изменению в течение всего периода строительства. При внесении в
установленном порядке заказчиком в проектную документацию
поправок, изменяющих объем и состав строительно-монтажных работ,
договорная цена подлежит уточнению по согласованию с подрядчиком.
В случае, если фактическая стоимость строительства превысит
договорную цену, разницу между ними относить на результаты
финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подрядных и
субподрядных организаций-исполнителей.
Госплану УССР, Госстрою УССР, министерствам и ведомствам
УССР, обл(гор)исполкомам, предприятиям и организациям в своей
практической работе по переходу на договорные цены
руководствоваться методическими указаниями Комиссии по
совершенствованию управления, планирования и хозяйственного
механизма.
8. Обязать Госстрой УССР, министерства и ведомства УССР,
облисполкомы, Киевский и Севастопольский горисполкомы обеспечить:
определение в IV квартале 1986 г. договорных цен по объектам,
подлежащим строительству в 1987 году;
разработку в 1986-1987 годах прейскурантов и других
укрупненных сметных нормативов для определения договорных цен по
объектам массового строительства, со сроком действия этих
прейскурантов и нормативов в течение пяти лет. В дальнейшем
нормативы регулярно пересматривать через каждые пять лет.
Госстрою СССР предложено обеспечить совершенствование
прейскурантов и укрупненных нормативов, имея в виду использовать
для их разработки наиболее экономичные проектные решения, а также
осуществлять контроль за правильным определением договорных цен и
их применением.
9. Для повышения ответственности строительных организаций за
внедрение достижений научно-технического прогресса в строительстве
признать целесообразным, чтобы разработка строительной части
рабочей документации осуществлялась, как правило,
проектно-изыскательскими организациями, подведомственными
строительным министерствам и ведомствам, или по их заказам
организациями других министерств и ведомств.
Разрешить строительно-монтажным трестам разрабатывать силами
подведомственных проектно-сметных бюро (групп) проектно-сметную
документацию на строительство объектов собственной
производственной базы, а также по согласованию с заказчиками - на
технически несложные объекты.
Госплану УССР, министерствам и ведомствам УССР - заказчикам
при согласовании годовых планов передавать строительным
министерствам и ведомствам по установленным нормативам объемы и
лимиты проектных и изыскательских работ для разработки
строительной части рабочей документации.
10. Министерству строительства УССР обеспечить развитие
подведомственных проектных организаций.
Госстрою УССР совместно с министерствами и ведомствами УССР
подготовить Совету Министров УССР предложения о последовательной
передаче Министерству строительства УССР проектных институтов или
их подразделений, ведущих проектирование строительной и инженерной
частей объектов. Министерству строительства УССР обеспечить тесное
взаимодействие проектных организаций с головными институтами
Госстроя СССР, определяющими научно-технический прогресс по
соответствующим направлениям.
Госстрою СССР и Госплану СССР поручено начиная с 1989 года
предусматривать строительным министерствам и ведомствам задания по
экономии материальных ресурсов за счет совершенствования проектных
решений по стройкам, проектирование строительной части которых
осуществляется подведомственными им проектными организациями или
по их заказам.
11. Министерствам, ведомствам УССР и Киевскому горисполкому
по согласованию с Госпланом УССР и Министерством финансов УССР
осуществить начиная с 1986 года поэтапный перевод на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование строительно-монтажных
трестов и приравненных к ним организаций, комбинатов, главных
территориальных и специализированных управлений по строительству.
Госплану УССР, Министерству финансов УССР и Министерству
строительства УССР внести до 1 июля 1987 г. в Совет Министров УССР
предложение о переводе на полный хозяйственный расчет и
самофинансирование Министерства строительства УССР в целом.
Положить в основу взаимоотношений строительно-монтажных
организаций, промышленных предприятий, транспортных и других
организаций, входящих в систему как одного, так и различных
министерств и ведомств, хозяйственные договоры, определяющие
взаимные обязательства сторон и имущественную ответственность за
их выполнение.
12. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 14 августа 1986 г. N 971:
1) Установили, что экономия, исчисленная как разница между
договорной ценой и сметой, составленной по рабочим чертежам,
полученная за счет совершенствования объемно-планировочных и
технологических решений, внедрения эффективных материалов,
конструкций и изделий, улучшения организации строительства,
применения прогрессивных машин и механизмов, других мероприятий, в
размере 25 процентов направляется в доход государственного
бюджета. Оставшаяся часть экономии в размере 75 процентов
распределяется генеральным подрядчиком между строительными,
монтажными, проектными организациями, предприятиями и
организациями - заказчиками и другими участниками строительства с
учетом конкретного вклада каждого из них в снижение стоимости
строительства.
Причитающаяся строительно-монтажным организациям часть
средств используется на осуществление мероприятий по внедрению
достижений научно-технического прогресса, на развитие
производственной базы, строительство жилых домов и других объектов
социального назначении, в том числе до 10 процентов этих средств -
на материальное поощрение работников.
Установили, что 60 процентов средств от общей экономии может
быть израсходовано на указанные цели и платежи в бюджет по мере
накопления средств, а 40 процентов - только после утверждения
актов государственных комиссий (рабочих комиссий) о вводе
мощностей и объектов в эксплуатацию, исходя из фактически
полученной экономии.
2) Считают необходимым продолжить проводимую в
Белорусской ССР работу по применению экономических методов
управления и стимулирования строительного производства, имея в
виду обеспечить дальнейшее совершенствование существующего
хозяйственного механизма в части расчетов за готовую строительную
продукцию и системы договорных цен на эту продукцию,
дифференцирования цен в зависимости от качества строительства, а
также порядка распределения экономии, получаемой за счет снижения
стоимости строительства против договорной цены, в целях повышения
заинтересованности подрядных, проектных, научно-исследовательских,
конструкторских организаций, предприятий и организаций-заказчиков,
в зависимости от эффективности капитального строительства.
3) В целях укрепления хозяйственного расчета в подрядных
организациях, повышения роли заказчика в инвестиционном процессе,
усиления контроля за выполнением строительно-монтажных работ по
технологическим этапам, комплексам работ, объектам и сооружениям в
строгом соответствии с договорами подряда:
решили наделить подрядные строительно-монтажные организации
собственными оборотными средствами на покрытие затрат по
незавершенному производству в размере 10 процентов годового объема
работ. В связи с этим предложено уточнить действующую систему
покрытия затрат по незавершенному производству;
установили, что выполненные подрядные работы оплачиваются
заказчиком ежемесячно на основании подписанных им справок об
объеме и стоимости законченных технологических этапов и комплексов
работ с учетом экономии по договорной цене. Оплата работ по
объекту в целом производится в пределах 95 процентов их сметной
стоимости. Окончательный расчет за выполненные работы производится
между заказчиком и подрядчиком после завершения строительства
объекта и утверждения акта государственной приемочной комиссии
(рабочей комиссии) о вводе его в эксплуатацию.
При невыполнении предусмотренных договорами подряда
квартальных планов работ (нарастающим итогом с начала года) по
технологическим этапам и комплексам работ на соответствующих
объектах оплата заказчиком выполненных работ не производится и они
не включаются в отчетность о выполнении плана подрядных работ до
восполнения допущенного отставания. Банкам предоставлено право
выдавать строительно-монтажным организациям кредит на временные
нужды для покрытия затрат по незавершенному производству
строительно-монтажных работ под обязательства заемщика о
ликвидации допущенного отставания, с взиманием за пользование
кредитом двух процентов годовых. При досрочном выполнении
обязательств процентные ставки понижаются до одного процента.
Выдача кредита производится за счет средств заказчика,
предусмотренных на финансирование капитальных вложений.
При невыполнении строительно-монтажными организациями
квартального плана работ по объекту из-за несвоевременной поставки
заказчиком оборудования, материалов или задержки решения других
вопросов, входящих в его обязанность, заказчик компенсирует
подрядчику затраты по оплате процентов за кредит, а также другие
прямые дополнительные затраты, возникшие по указанным причинам.
В случае установления фактов расточительства, а также
невыполнения обязательств по восполнению допущенных отставаний
банки вправе приостанавливать кредитные отношения.
При срыве установленных планом сроков ввода в действие
мощностей и объектов взимается в доход государственного бюджета
плата с заказчиков в размере до 3 процентов стоимости не введенных
в действие основных производственных фондов, а с подрядных
строительно-монтажных организаций - в размере до 3 процентов
стоимости строительно-монтажных работ по не введенным в действие
соответствующим производственным объектам. Размер платы в бюджет
дифференцируется в зависимости от сроков задержки ввода в действие
мощностей и объектов: при задержке ввода свыше одного месяца
взимается 1 процент, более трех месяцев - 2 процента и свыше шести
месяцев - 3 процента. Министерства - заказчики и подрядчики
обязаны определять причины срыва сроков ввода в действие мощностей
и объектов, незамедлительно принимать меры к их устранению и
привлекать виновных лиц к ответственности в установленном порядке.
Расходы заказчиков, связанные с взиманием указанной платы, а
также с компенсацией возникших по их вине дополнительных затрат
подрядчика, относятся по действующим предприятиям на результаты
хозяйственной деятельности, а по новому строительству производятся
за счет средств централизованных фондов и резервов вышестоящих
органов хозяйственного управления. Расходы подрядных организаций,
вызванные невыполнением квартальных планов подрядных работ и
заданий по вводу в действие мощностей и объектов, относятся на
результаты их хозяйственной деятельности.
При досрочном вводе в действие производственных мощностей и
объектов заказчики передают генеральным подрядчикам 50 процентов
прибыли предприятия, предусмотренной проектом за период, на
который сокращен срок строительства. Сумма прибыли, подлежащая
передаче, указывается в договоре подряда.
4) Предоставили банкам право выдавать заказчикам кредиты:
на затраты, связанные с перевыполнением годовых планов работ
по стройкам производственного назначения и приближением сроков
ввода в действие мощностей, объектов и основных фондов;
на финансирование капитальных вложений при временных
финансовых затруднениях хозяйственных организаций на срок до
45 дней под обязательство этих организаций.
5) Установили, что критерием оценки качества
строительно-монтажных работ, выполненных по технологическим
этапам, комплексам, сооружениям и в целом по сдаваемым в
эксплуатацию объектам, является соответствие их строительным
нормам и правилам. Оценку качества строительно-монтажных работ по
балльной системе решено отменить.
В случае выявления заказчиков работ, выполненных с
отступлением от строительных норм и правил, их оплата не
производится и они не засчитываются в объемы выполненных подрядных
работ до устранения допущенных отклонений.
6) В целях укрепления финансовой дисциплины в строительстве,
упорядочения его финансирования и усиления ответственности
предприятий и организаций, переведенных на новые условия
хозяйствования, за эффективное использование средств, выделяемых
на капитальное строительство, установили, что начиная с 1987 года
финансирование государственных капитальных вложений
осуществляется:
по строительству новых и расширению действующих предприятий и
других производственных объектов, титульные списки по которым
утверждаются Советом Министров СССР, Госпланом СССР или по
согласованию с ним, - за счет собственных средств заказчиков и
бюджетных ассигнований, а по другим производственным стройкам - за
счет собственных средств заказчиков;
по техническому перевооружению и реконструкции действующих
производств - за счет средств фонда развития производства;
по объектам непроизводственного назначения - за счет средств
фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства,
средств других аналогичных фондов и бюджетных ассигнований.
При недостатке собственных средств по указанным видам затрат
финансирование капитальных вложений осуществляется за счет кредита
банков. Погашение кредита производится за счет амортизационных
отчислений, предназначенных на полное восстановление основных
фондов, а в недостающей части - за счет средств фонда развития
производства.
Госплану СССР и Министерству финансов СССР поручено
последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие возврат
государству средств, выделяемых из бюджета министерствам и
ведомствам на финансирование капитальных вложений.
7) Признали необходимым расширить возможности
строительно-монтажных организаций в развитии собственной
производственной базы, для чего им разрешено создавать фонд
развития производства за счет:
отчислений от прибыли по нормативам, установленным в
процентах к ней;
средств амортизационных отчислений, предназначенных для
полного восстановления основных фондов и для капитального ремонта
по установленным нормативам;
выручки от реализации излишнего имущества;
отчислений от экономии средств, полученных в результате
снижения сметной стоимости строительства против договорной цены и
направляемых на развитие производственной базы и покрытие
повышенных издержек производства подрядных организаций, связанных
с внедрением прогрессивных проектных решений;
средств, полученных от заказчика за сокращение сроков ввода в
действие производственных мощностей против утвержденных норм.
Средства фонда развития производства, накопленные
строительно-монтажными организациями, изъятию не подлежат и
являются основным источником финансирования мероприятий по
внедрению в строительство достижений научно-технического прогресса
и передового опыта, техническому перевооружению и реконструкции
действующих производств и строительства новых объектов собственной
производственной базы.
Разрешили строительно-монтажным организациям зачислять в фонд
развития производства:
средства на строительство временных зданий и сооружений,
предусмотренных в сметах;
средства, передаваемые подрядчику заказчиком на компенсацию
дополнительных затрат по развитию производственной базы в связи с
организацией строительства во вновь осваиваемых районах и
осуществлением работ высокими темпами.
В тех случаях, когда расходы строительно-монтажных
организаций на техническое перевооружение, реконструкцию
действующих производств и строительство новых объектов не
совпадают по времени с образованием средств фонда развития
производства, банки предоставляют организациям кредит на
финансирование этих затрат на срок до образования фонда, но, как
правило, не более чем на один год.
Установили, что затраты на высокоэффективные мероприятия по
техническому перевооружению, реконструкции действующих производств
и расширение предприятий производственной базы
строительно-монтажных организаций, окупаемые в срок до 5 лет,
могут производиться ими сверх утвержденного лимита капитальных
вложений за счет кредитов банка.
При завершении мероприятий в течение года, а также сокращении
проектных сроков окупаемости процентные ставки за кредит
понижаются наполовину.
Кредит на осуществление указанных мероприятий предоставляется
с разрешения: отделения (горуправления) банка на мероприятия
сметной стоимостью до 0,3 млн. рублей, республиканской (автономной
республики), краевой, областной контор банка - до 0,5 млн. рублей,
республиканской (союзной республики) конторы банка -
до 1 млн. рублей.
Финансирование затрат, связанных с техническим
перевооружением предприятий, осуществляется банками на основании
смет и выписки из плана технического перевооружения, утвержденных
руководителями предприятий, а при получении кредита - и
дополнительно представляемых ими расчетов экономической
эффективности намечаемых мероприятий.
Разрешили министерствам строительства союзных республик,
главным территориальным и специализированным управлениям по
строительству и строительно-монтажным трестам направлять при
необходимости средства фонда развития производства в единый фонд
науки и техники.
8) Установили, что средства фонда социально-культурных
мероприятий и жилищного строительства являются одним из основных
источников финансирования строительства жилых домов и других
объектов социального назначения для трудовых коллективов
строительно-монтажных организаций.
Указанный фонд образуется за счет:
отчислений от прибыли по нормативам, устанавливаемым в
процентах к ней;
отчислений от экономии средств, получаемых за счет
совершенствования проектных решений;
средств, передаваемых заказчиком на строительство объектов
социального назначения в связи с развитием мощностей
строительно-монтажных организаций;
других источников, предусмотренных соответствующими
решениями.
Рекомендовали трудовым коллективам при принятии решения об
использовании средств фонда социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства направлять не менее 50 процентов их на
строительство жилых домов и других объектов социального
назначения.
В случае недостатка у строительно-монтажных организаций
средств на сооружение объектов, финансирование которых
осуществляется за счет фонда социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства, разрешено им направлять на эти цели
свободные средства фондов материального поощрения, а также кредиты
банков.
9) Установили, что дополнительно заработанные
строительно-монтажными организациями средства фондов
экономического стимулирования за счет успешного выполнения
плановых заданий и направляемые по решению трудовых коллективов на
строительство жилых домов и других объектов социального назначения
и собственной производственной базы включаются в план капитального
строительства сверх лимитов капитальных вложений, предусмотренных
пятилетними и годовыми планами.
10) Установили, что средства фонда развития производства и
фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства
строительно-монтажных организаций хранятся в учреждениях банков.
Разрешили банкам использовать временно свободные средства этих
фондов в качестве ресурсов для выдачи кредитов на финансирование
затрат по техническому перевооружению и реконструкции действующих
производств. За использование средств указанных фондов банки
выплачивают строительно-монтажным организациям 0,5 процента
годовых.
11) Предоставили право осуществлять сооружение
межхозяйственных предприятий строительной индустрии и строительных
материалов, а также объектов социального назначения
(профилакториев, домов отдыха, пионерских лагерей и др.) за счет
средств, передаваемых по решению трудовых коллективов
строительно-монтажных организаций другим организациям в порядке
долевого участия.
Объемы поставок конструкций, материалов и оказания услуг, а
также выделение мест в учреждениях социального назначения
строительно-монтажным организациям определяются пропорционально
переданным средствам.
12) В целях повышения заинтересованности
строительно-монтажных организаций в развитии хозяйственного
расчета и упрощения порядка формирования фонда материального
поощрения разрешили образовывать его за счет отчислений от прибыли
по нормативам, устанавливаемым в процентах к ней.
При выполнении строительно-монтажными организациями плана
ввода в действие всех производственных мощностей и объектов
плановая сумма фонда материального поощрения увеличивается на 10
процентов. Указанное увеличение отчислений производить за счет
сверхплановой прибыли, а при ее отсутствии - за счет средств
централизованного фонда материального поощрения.
13. В целях дальнейшего совершенствования управления
инвестиционным процессом, взаимоотношений заказчиков и подрядчиков
и повышения ответственности подрядных строительно-монтажных
организаций за конечные результаты работы начать с 1987 года
переход к строительству жилых домов "под ключ" прежде всего в
городах и регионах, где сформирована служба единого заказчика.
При формировании планов жилищного строительства на 1987 год и
последующие годы предусмотреть передачу заказчиками подрядным
организациям фондов на оборудование и материалы, численности
работников, соответствующих складских помещений или лимитов
капитальных вложений, необходимых для их сооружения.
Начать с 1988 года постепенный переход к строительству "под
ключ" детских учреждений, школ, технически несложных, часто
повторяющихся объектов производственного назначения по
договоренности между заказчиками и подрядчиками.
Министерству строительства УССР, другим министерствам и
ведомствам УССР, Киевскому горисполкому совместно с Министерством
финансов УССР при переходе строительно-монтажных организаций на
строительство объектов "под ключ" решать вопросы об источниках
покрытия затрат по незавершенному производству, исходя из полной
сметной стоимости строительства жилых домов и других объектов
социального и производственного назначения.
Министерству строительства УССР совместно с Госстроем УССР,
министерствами и ведомствами УССР, исполкомами местных Советов
народных депутатов приступить начиная с 1987 года к формированию
проектно-строительных объединений как организационной формы,
обеспечивающей сооружение "под ключ" жилых домов и других объектов
социального назначения, однотипных производственных объектов и
сооружений, а в дальнейшем и крупных промышленных комплексов.
Госстрою СССР, Госплану СССР и Госснабу СССР поручено в
5-месячный срок разработать совместно с соответствующими
министерствами и ведомствами СССР и утвердить положение об
организации строительства объектов "под ключ", исходя из того, что
при этом методе строительства на подрядную строительную
организацию возлагаются обязанности по проектированию,
комплектации оборудованием, выполнению строительно-монтажных и
пусконаладочных работ, а приемка в эксплуатацию и расчеты между
заказчиком и подрядчиком осуществляются при 100-процентной
готовности объекта или пускового комплекса. В положении определить
обязанности Госплана СССР, Госснаба СССР, министерств и ведомств
СССР, Советов Министров союзных республик, связанные с
обеспечением перехода к строительству объектов "под ключ".
14. Министерствами ведомствам УССР, обл(гор)исполкомам:
принять меры к широкому развитию в строительстве бригадного
подряда и хозяйственного расчета, устранить имеющиеся в этом деле
недостатки, создать условия для эффективной работы подрядных
бригад, перестроить в этих целях систему управления, планирования
и стимулирования всех звеньев производства;
обеспечить широкое распространение опыта работы трестов
Главмособлстроя при Мособлисполкоме, комплексных технологических
потоков организаций Министерства строительства предприятий
нефтяной и газовой промышленности СССР и других
строительно-монтажных организаций по применению коллективного
подряда;
осуществить в двенадцатой пятилетке последовательный перевод
на коллективный подряд и хозяйственный расчет участков,
строительно-монтажных управлений, трестов и приравненных к ним
организаций;
предусматривать при переводе на коллективный подряд
ориентацию трудовых коллективов на своевременное и качественное
завершение установленных графиками работ по технологическим
этапам, пусковым комплексам, объектам и сооружениям в целом;
шире внедрять в практику планирования, оценки и
стимулирования производственно-хозяйственной деятельности
коллективов участков, строительно-монтажных управлений и
приравненных к ним организаций, переведенных на коллективный
подряд, показатели нормативной трудоемкости и объемы работ в
натуральном измерении, более точно отражающих реальный вклад этих
коллективов в достижение конечной цели - ввод объектов в
эксплуатацию;
распространять принципы коллективного подряда на промышленные
и транспортные предприятия, научно-исследовательские и проектные
организации, конструкторские бюро, подразделения
непроизводственной сферы и другие организации и предприятия,
входящие в состав строительных министерств и ведомств.
Строительно-монтажным организациям, переведенным на
коллективный подряд, предоставлено право не производить перерасчет
установленного по нормативам фонда заработной платы за каждый
процент перевыполнения плана работ.
15. Запретить министерствам и ведомствам УССР и местным
органам управления доводить до строительно-монтажных организаций
показатели и нормативы, не предусмотренные постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. N 971, вводить
дополнительные ограничения по фондам заработной платы, штатам и
давать указания, противоречащие хозрасчетным принципам
взаимоотношений. Не допускать ограничения прав этих организаций,
регламентации их деятельности и мелочной опеки. Сократить
количество проверок. Развивать внутриведомственный и
внутрихозяйственный контроль с широким привлечением
общественности.
16. В целях усиления трудовой и творческой активности
коллективов, более полной реализации человеческого фактора и
повышения на этой основе эффективности строительного производства
рекомендовать трудовым коллективам строительно-монтажных трестов и
приравненных к ним организаций образовывать советы трудовых
коллективов во всех производственных звеньях - от бригады до
треста в целом.
По повышению мобильности строительно-монтажныхорганизаций и заинтересованности работников
в выполнении работ вахтовым методом
17. В целях сокращения сроков строительства объектов
производственного и социального назначения в необжитых и
отдаленных районах, а также в районах с высокими темпами работ
намечено осуществить меры по повышению мобильности подрядных
организаций, расширить практику привлечения строительных и
монтажных организаций к выполнению работ на объектах,
расположенных вне мест их постоянной дислокации. Обеспечить
дальнейшее развитие вахтового метода как наиболее прогрессивной
формы организации труда при мобильном способе производства работ.
Госплану УССР устанавливать в пятилетних и годовых планах
подрядных работ Министерству строительства УССР, строительным
организациям других министерств и ведомств УССР задания по
сооружению объектов вахтовым методом, независимо от их
территориального расположения.
18. Министерствам и ведомствам УССР, Госплану УССР, Госснабу
УССР предусматривать в планах материально-технического снабжения
полное удовлетворение потребности организаций, осуществляющих
работы мобильными методами, в высокопроизводительных машинах,
средствах малой механизации, транспорте, сборно-разборных и
передвижных производственных и жилищно-бытовых зданиях, а также в
прогрессивных конструкциях, изделиях и эффективных материалах.
Обеспечить создание необходимых переходящих запасов
материально-технических ресурсов на сооружаемых вахтовым методом
объектах с учетом природно-климатических особенностей и условий
поставки грузов.
19. При заключении договоров подряда на строительство
заказчикам и подрядчикам предусматривать конкретные объемы и виды
работ, которые будут выполнены вахтовым методом.
Предоставить право предприятиям-заказчикам и проектным
организациям при определении договорной цены на строительство
объектов включать в сметы строек дополнительные затраты
строительно-монтажных организаций, связанные с осуществлением
работ вахтовым методом.
20. Министерству автомобильного транспорта УССР и Главному
управлению речного флота при Совете Министров УССР, управлениям
железных дорог, Украинскому управлению гражданской авиации
выделять в первоочередном порядке по заявкам строительных
министерств и ведомств для перебазирования мобильных подразделений
и перевозки работников этих подразделений к месту работы и обратно
необходимый автомобильный и воздушный транспорт, подвижной состав
и плавсредства.
21. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР
постановлением от 14 августа 1986 г. N 971:
1) Разрешили руководителям строительно-монтажных трестов и
приравненных к ним организаций в период выполнения работ вахтовым
методом:
а) выплачивать рабочим, руководящим, инженерно-техническим
работникам и служащим за каждый календарный день к заработной
плате взамен суточных надбавку за подвижной характер работ в
размере 75 процентов тарифной ставки (должностного оклада), но не
более 5 рублей в сутки. При этом другие виды компенсаций за
подвижной характер работ не выплачиваются.
Указанная надбавка к заработной плате выплачивается также
работникам обслуживающих и прочих хозяйств строительно-монтажных
организаций, работающим на вахте;
б) повышать рабочим в пределах установленного фонда
заработной платы максимальные размеры премий за выполнение
вахтовым методом аккордных заданий в срок и досрочно до
60 процентов сдельного заработка.
2) Разрешили руководителям строительно-монтажных трестов и
приравненных к ним организаций:
создавать мобильные подразделения для строительства объектов
вахтовым методом;
организовывать, если это экономически целесообразно,
выполнение работ на стройках вахтовым методом в случаях, когда на
поездку от места нахождения организации до места работы и обратно
работникам требуется ежедневно затрачивать более трех часов;
вводить по согласованию с профсоюзными комитетами в
строительных организациях суммированный учет рабочего времени для
рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих
в период выполнения работ вахтовым методом;
оплачивать работникам дни отдыха (отгулы), связанные с
работой на вахте сверх нормальной продолжительности рабочего
времени на вахте, в размере тарифной ставки (оклада) из расчета
7-часового рабочего дня. По согласованию с профсоюзным комитетом
разрешать работникам в период предоставления им дней отдыха
(отгулов) работать на условиях совместительства.
3) Установили, что льготы, предусмотренные постановлением
Совета Министров СССР от 4 января 1979 г. N 10, не применяются,
если работы, выполняемые мобильными организациями вне мест их
постоянной дислокации, составляют менее 50 процентов.
* * *
Центральный Комитет Компартии Украины и Совет Министров
Украинской ССР обязывают партийные, советские, хозяйственные,
профсоюзные и комсомольские организации провести организаторскую и
политическую работу по активному внедрению в практику
строительства новых форм и методов хозяйствования и выражают
твердую уверенность в том, что трудовые коллективы
строительно-монтажных, проектных и других организаций и
предприятий используют их для успешного выполнения плановых
заданий по вводу в действие производственных мощностей, объектов и
сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения в
нормативные сроки, для экономии материальных и трудовых ресурсов,
повысят темпы и качество строительно-монтажных работ, реализуют
установки XXVII съезда КПСС по коренному улучшению капитального
строительства.
Секретарь ЦентральногоКомитета Компартии Украины В.ЩЕРБИЦКИЙ
Председатель Совета Министров
Джерело:Офіційний портал ВРУ