КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
N 11(2-1) от 26.10.90г.Москва
vd901026 vn11(2-1)
Заключение о законодательстве по вопросам прописки граждан
Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев по
собственной инициативе вопрос о соответствии законодательства о
прописке положениям Конституции СССР, законов СССР и международным
обязательствам СССР о правах человека, установил, что действующие
положения о прописке существенно ограничивают граждан в свободе
передвижения, выборе места жительства, работы, получении
образования и реализации других прав. Согласно законодательству о прописке граждане СССР обязаны
прописываться по месту жительства. Основанная на этом общем
положении система прописки, во-первых, обязывает граждан получать
разрешение органов внутренних дел или других органов на проживание
в данной местности и, во-вторых, обеспечивает регистрацию
передвижения и проживания граждан, в том числе удостоверение места
их постоянного или временного проживания. Регистрация и учет граждан по месту их жительства не являются
отступлением от положений законов СССР и общепризнанных
международно-правовых норм о правах человека. Что же касается
разрешительного порядка прописки, то положение о нем находится в
противоречии со статьей 9 Основ гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик, согласно которой граждане могут в
соответствии с законом избирать род занятий и местожительство, а
также положениями о праве граждан на свободу передвижения и
свободу выбора себе местожительства в пределах территории страны,
провозглашенными и закрепленными в основных международных актах о
правах человека: Всеобщей декларации прав человека ( 995_015 )
(статья 13) и Международном пакте о гражданских и политических
правах ( 995_043 ) 1966 года (статья 12). В Международном пакте
подчеркивается, что эти свободы "не могут быть объектом никаких
ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы
для охраны государственной безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и
совместимых с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами". Введение ограничений прав граждан на свободу передвижения и
выбора местожительства связано с установлением правил, нарушающих
и другие основные права граждан. К таким правилам относятся: а) правила, запрещающие руководителям предприятий,
организаций и учреждений принимать на работу лиц, не прописанных в
данной местности; б) правила, запрещающие производить прием в высшие и средние
специальные учебные заведения и профессионально-технические
училища Москвы и ряда других городов иногородних граждан в
количестве большем, чем они могут быть обеспечены общежитиями или
жилой площадью у близких родственников. Указанные правила
противоречат принципу равенства всех граждан СССР в получении
образования, закрепленному статьями 34 и 45 Конституции СССР и
статьей 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о
народном образовании, а также принципу одинаковой доступности
образования, признанному в международных актах о правах человека; в) правила, запрещающие прописку супругов и членов их семей
на жилую площадь супруга, проживающего в Москве, Ленинграде и
Киеве в общежитии, независимо от его характера, или в качестве
временного жильца, или в качестве поднанимателя на жилой площади
другого лица. Данные правила, применение которых ведет к
длительному разделению семей, противоречат статье 53 Конституции
СССР, статье 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик о браке и семье, а также соответствующим положениям
международных актов о правах человека. Исходя из необходимости приведения нормативных актов о
прописке в соответствие с конституционными и
международно-правовыми положениями о правах человека, руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 12 и 18
Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению: 1. Положения о прописке, обязывающие граждан получать
разрешение органов внутренних дел или других государственных
органов на проживание во всех населенных пунктах на территории
СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу
выбора местожительства. Эти ограничения, кроме тех, которые
необходимы для охраны государственной безопасности, общественного
порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод
других лиц, должны быть устранены из законодательства путем его
поэтапного пересмотра с целью замены разрешительного порядка
прописки регистрационным в процессе перехода к рыночным
отношениям, создания рынка жилья и рабочей силы. 2. Не соответствуют Конституции СССР, законам СССР,
международным актам, нарушают закрепленные ими права и свободы
граждан и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21
Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" теряют силу с
момента принятия настоящего Заключения следующие положения
нормативных актов по вопросам прописки: подпункты "г" и "д" пункта 2 постановления Совета Министров
СССР от 25 июня 1964 года N 585 "Об утверждении Положения о
прописке и выписке населения в городе Москве", согласно которым
запрещено принимать в высшие, средние специальные учебные
заведения и профессионально-технические училища Москвы иногородних
граждан в количестве большем, чем они могут быть обеспечены
общежитиями, за исключением определяющихся на время учебы в высших
учебных заведениях к близким родственникам при наличии у них нормы
жилой площади, предусмотренной для студенческих общежитий; подпункт "а" пункта 5 постановления Совета Министров СССР от
4 октября 1962 года N 1063 "О частичном изменении порядка прописки
граждан в Москве" - в части, запрещающей прописку супругов и
членов их семей на жилую площадь другого супруга, проживающего в
общежитии семейного типа или в качестве временного жильца, или в
качестве поднанимателя на жилой площади другого лица, а также
постановление Совета Министров СССР от 24 января 1963 года N 116
"О распространении на город Ленинград ограничений в прописке
граждан, установленных постановлением Совета Министров СССР от
4 октября 1962 года N 1063 для города Москвы"; подпункт "б" пункта
9 Положения о прописке и выписке населения в городе Москве,
утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 25 июня
1964 года N 585; последний абзац пункта 9 постановления Совета
Министров СССР от 28 августа 1974 года N 678 ( v0678400-74 ) "О
некоторых вопросах прописки граждан"; последний абзац подпункта
"а" пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 6 августа
1985 гола N 737 ( v0737400-85 ) "О некоторых ограничениях прописки
граждан в городе Киеве" - в части, предусматривающей аналогичный
запрет на прописку в городах Ленинграде и Киеве супругов и членов
их семей на соответствующую жилую площадь другого супруга; пункт 27 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного
постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года
N 677 ( v0677400-74 ), предусматривающий обязанность лиц, которым
отказано в прописке в населенном пункте, куда они прибыли, выбыть
из этого населенного пункта в 7-дневный срок.
Заместитель Председателя Комитета
конституционного надзора СССР Б.Лазарев
Москва
26 октября 1990 года
N 11 (2-1)
Джерело:Офіційний портал ВРУ