ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П Р И К А З
30.06.2006 N 373
Об утверждении Методических рекомендацийотносительно порядка распределения плательщиков
налогов по категориям внимания
(Извлечение)
{ С изменениями, внесенными в соответствии с ПриказомГосударственной налоговой администрации
N 442 ( v0442225-09 ) от 14.08.2009 }
С целью усовершенствования обслуживания плательщиков налогов
и во исполнение требований пункта 1.6.1 Плана мероприятий по
реализации основных направлений работы Государственной налоговой
администрации Украины, утвержденного приказом Государственной
налоговой администрации Украины от 17.02.2006 N 80 "О результатах
работы органов государственной налоговой службы Украины в
2005 году и январе 2006 года" относительно разработки и
утверждения Методических рекомендаций касательно порядка
распределения плательщиков налогов по категориям внимания и их
сопровождения органами государственной налоговой службы
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Методические рекомендации относительно порядка
распределения плательщиков налогов по категориям внимания (далее -
Методические рекомендации) (приложение 1).
2. Департаменту информатизации процессов налогообложения
(Шаров И.Б.) в срок до 01.08.2006 разработать и утвердить порядок
оценки показателей деятельности субъектов хозяйствования для
порядка распределения плательщиков налогов по категориям внимания.
10. Приказ ГНА Украины от 23.02.2005 N 78 "Об утверждении
Методических рекомендаций относительно распределения плательщиков
налогов по категориям внимания и их сопровождения органами
государственной налоговой службы" считать утратившим силу.
Председатель А.Киреев
Приложение 1к приказу Государственной
налоговой администрации
Украины
30.06.2006 N 373
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИотносительно порядка распределения
плательщиков налогов по категориям внимания
(далее - Методические рекомендации)
1. Цель порядка распределения плательщиковналогов по категориям внимания
Необходимость обеспечения наполнения доходной части бюджета
ставит задачу относительно усовершенствования системы
администрирования налогов, что предусматривает создание условий
для постоянного непредвзятого контроля за своевременностью и
полнотой уплаты субъектами хозяйствования налогов и сборов
(обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды,
уменьшения влияния человеческого фактора со стороны органов
государственной налоговой службы на их хозяйственную деятельность,
создания современной информационно-аналитической системы,
обеспечения предоставления качественных услуг плательщикам
налогов.
С данной целью взаимоотношения между органами государственной
налоговой службы и плательщиками налогов должны развиваться в
направлении налаживания партнерства и уменьшения вмешательства в
хозяйственную деятельность последних. При этом организация работы
органов государственной налоговой службы должна основываться на
следующих принципах: непредвзятого отношения к плательщикам налогов и обеспечения
максимального уровня сервиса в ходе их обслуживания; максимальной автоматизации процессов администрирования
налогов; ориентации налогового аудита на плательщиков налогов с
высокой степенью риска; применения адекватных мер воздействия к субъектам
хозяйствования, уклоняющимся от уплаты налогов; обеспечения своевременного реагирования на негативные
тенденции в налоговом поведении плательщиков налогов; обеспечения одинакового уровня фискальных действий и подхода
к плательщикам налогов с одинаковым характером налогового
поведения.
Для обеспечения исполнения указанного и рационального
использования интеллектуальных, материальных и информационных
ресурсов органов государственной налоговой службы Украины,
обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и сборов
(обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды
имеется необходимость в распределении субъектов хозяйствования по
категориям внимания на основе факторов налоговых рисков.
2. Распределение плательщиков налогов по категориям внимания
2.1. Определения, используемые в Методических рекомендациях 2.1.1. Экспертная оценка факторов риска - результат
оценивания системы факторов риска с целью определения степени их
влияния на результирующий показатель. Экспертная оценка
осуществляется назначенной для этого группой экспертов
Государственной налоговой администрации Украины. 2.1.2. Категория внимания - характеристика субъектов
хозяйствования соответствующего уровня риска, сформированная на
основе критериев оценки и распределения, определенных настоящей
Методикой. По показателям налогового поведения и уровня риска
субъектов хозяйствования различают следующие категории внимания: категория 1 - добросовестные плательщики налогов. Оцениваются
положительно. Наиболее существенными факторами, влияющими на
отнесение плательщика налога к данной категории, являются: отсутствие случаев нарушения сроков представления налоговой
отчетности; полнота и своевременность уплаты налогов и сборов
(обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды; больше среднего в группе (отрасли) уровень уплаты налогов и
сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые
фонды; категория 2 - плательщики налогов умеренного риска. В целом
оцениваются положительно. Наиболее существенными факторами,
влияющими на отнесение плательщика налога к данной категории,
являются: низкое значение фискальной важности; средний уровень уплаты налогов и сборов (обязательных
платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды в группе
(отрасли); категория 3 - плательщики налогов высокого риска. Оцениваются
отрицательно в части налогового поведения. Наиболее существенными
факторами, влияющими на отнесение плательщика налога к данной
категории, являются: высокий уровень значения фискальной важности, но уровень
уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и
государственные целевые фонды в группе (отрасли) является
значительно меньше средних показателей; наличие признаков серьезных нарушений налогового
законодательства, на которые указывают факторы риска. { Пункт 2.1.2 дополняется абзацем 12. См. Приказ
Государственной налоговой администрации N 442 ( v0442225-09 ) от
14.08.2009 }
2.1.3. Критерий оценки факторов риска - признак, с помощью
которого формируется оценка субъектов хозяйствования. 2.1.4. Критерий распределения - правило отнесения субъектов
хозяйствования к соответствующей категории внимания на основе
оценивания налоговых рисков или факторов риска. 2.1.5. Налоговое поведение - общая характеристика субъектов
хозяйствования, формируемая на основе установленных проверками
фактов об уровне соблюдения ими налогового и валютного
законодательства и факторов, указывающих на наличие налоговых
рисков, которые необходимо обработать. 2.1.6. Налоговый риск - вероятность нарушения налогового
законодательства субъектами хозяйствования, вследствие чего
возможны потери бюджета. 2.1.7. Рискоориентированная система - система
администрирования налогов, сборов (обязательных платежей),
состоящая из взаимосвязанных элементов и ориентированная на
обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов субъектами
хозяйствования в бюджет [и государственные целевые фонды]. 2.1.8. Фактор риска - это вид операции
финансово-хозяйственной деятельности плательщика налогов, при
осуществлении которой возникает налоговый риск неуплаты налогов и
сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые
фонды (основные и вспомогательные факторы, факторы риска
хозяйствования, факторы риска показателей отчетности и т.п.). 2.1.9. Фискальная важность - оценка субъектов хозяйствования
относительно уровня максимально возможных налоговых обязательств
по налогам и сборам в бюджеты всех уровней от ведения
хозяйственной деятельности.
3. Определение категории внимания
3.1. Принципы порядка распределения субъектов хозяйствования
по категориям внимания Субъекты хозяйствования, состоящие на налоговом учете,
распределяются органами государственной налоговой службы по их
фискальной важности, налоговому поведению и в зависимости от
характеристики отрасли и региона, в котором они осуществляют свою
деятельность. Распределению не подлежат ликвидированные и снятые с учета
плательщики налогов, а также признанные в судебном порядке
банкротами. Распределение каждого субъекта хозяйствования осуществляется
по четырем критериями: а) индивидуальное налоговое поведение (своевременность
представления налоговой отчетности и уплаты платежей в бюджет,
отклонение от средних значений по отрасли, выявленные нарушения
налогового законодательства предыдущими проверками и т.п.); б) рисковость хозяйствования (наличие рисковых видов
деятельности, частые изменения видов деятельности и т.п.); в) фискальная важность (объем валового дохода, налоговая
нагрузка); г) принадлежность к отрасли (группе), в которой
осуществляется деятельность.
3.2. Распределение субъектов хозяйствования, состоящих на
налоговом учете Распределение осуществляется на областном уровне в
автоматизированном режиме с помощью соответствующего программного
обеспечения. Определение налогового поведения и категорий внимания
субъектов хозяйствования осуществляется на основании обработки
информационного массива данных органов государственной налоговой
службы. При распределении используется информация о деятельности
плательщиков налогов, поступившая в органы государственной
налоговой службы за предыдущие отчетные периоды. На основании
анализа информации определяется перечень факторов риска, присущих
каждому плательщику налогов за анализируемый период и определяющих
категорию внимания к субъектам хозяйствования. Факторы риска определяются на основании информации, внесенной
в автоматизированную базу данных и условно распределяемой по
источникам: регистрационные данные; налоговая отчетность; результаты контрольно-проверочной работы; внешняя информация. В соответствии со справочниками, которые ведутся в
динамическом режиме в автоматизированных информационных системах,
определяются основные и дополнительные факторы риска. Факторы
риска, однозначно указывающие на принадлежность к определенной
категории внимания, называются основными, все прочие -
дополнительными. Перечень факторов риска в справочниках не
является окончательным и может изменяться. Также к факторам риска
относятся комбинации нескольких дополнительных факторов,
однозначно указывающих на отнесение плательщика налогов к
определенной категории внимания. Факторы риска определяются отдельно для каждого юридического
и физического лица.
3.3. Определение категории внимания 3.3.1. Реестры субъектов хозяйствования по категориям
внимания формируются в автоматизированном режиме. С целью
формирования таких реестров производится первичное распределение
плательщиков налогов на группы по таким однородным признакам, как: представление отчетности, свидетельствующей об отсутствии
хозяйственной деятельности; пребывание субъектов хозяйствования на специальных и
упрощенных системах налогообложения; неприбыльные организации; вновь созданные плательщики налогов; субъекты хозяйствования, на которых в течение последних
12 месяцев проведены комплексные документальные проверки; субъекты хозяйствования, находящиеся на обычной системе
налогообложения. 3.3.2. В дальнейшем в автоматизированном режиме производится
ранжирование субъектов хозяйствования каждой группы в зависимости
от рассчитанного показателя оценки деятельности субъектов
хозяйствования. 3.3.3. Распределение субъектов хозяйствования по категориям
внимания производится в автоматизированном режиме с помощью
анализа налогового поведения плательщика налогов с использованием
факторов риска. При этом каждая группа и подгруппа имеют свое
множество факторов риска. 3.3.4. Осуществление такого распределения и определение
категории внимания производятся в автоматизированном режиме
ежеквартально до 1 числа последнего месяца квартала.
3.4. Распределение работы между подразделениями
государственной налоговой инспекции 3.4.1. Работа в рамках обслуживания объектов определенной
категории внимания осуществляется соответствующими структурными
подразделениями в рамках своей компетенции в соответствии с
функциональными обязанностями с учетом их взаимодействия, обмена
информацией и наработанными материалами, реализации материалов
после завершения проверки. Сопровождение органами государственной налоговой службы
плательщиков по категориям внимания имеет следующие особенности. При сопровождении плательщиков налогов, отнесенных к
1-й категории внимания, акцент ставится на проведении
массово-разъяснительной работы с плательщиками налогов,
направленной на предупреждение нарушений налогового
законодательства, а также улучшение и обновление технологий,
которые будут содействовать установлению партнерских отношений с
добросовестными плательщиками налогов. За сопровождение плательщиков налогов - юридических лиц и
физических лиц, отнесенных к 1-й категории внимания, отвечают
подразделения администрирования налогов. При сопровождении плательщиков налогов, отнесенных ко
2-й категории внимания, предусматривается проведение постоянного
мониторинга деятельности субъектов хозяйствования путем проведения
невыездного аудита. За сопровождение плательщиков налогов - юридических и
физических лиц, отнесенных ко 2-й категории внимания, отвечают
подразделения администрирования налогов. При сопровождении плательщиков налогов, отнесенных к
3-й категории внимания, предусматривается осуществление
постоянного мониторинга деятельности субъектов хозяйствования и
проведение обязательного выездного аудита. За сопровождение плательщиков налогов - юридических лиц
3-й категории внимания отвечают подразделения
контрольно-проверочной работы и контроля за финансовыми
учреждениями и операциями в сфере ВЭД, а плательщиков налогов -
физических лиц, отнесенных к 3-й категории внимания, -
подразделения налогообложения физических лиц. За сопровождение крупных плательщиков налогов 1-й, 2-й и
3-й категорий внимания отвечают отраслевые подразделения
специализированных государственных налоговых инспекций по работе с
крупными плательщиками налогов. Подразделения сопровождают субъектов хозяйствования разных
категорий внимания в соответствии со своими функциями,
определенными действующим законодательством. 3.4.2. Действия подразделений по сопровождению субъектов
хозяйствования направлены, прежде всего, на обработку факторов
риска, присущих каждому отобранному субъекту хозяйствования. Обработка факторов риска осуществляется на основании
информации, полученной из: данных налоговой отчетности ("Бест-Звіт"); данных грузо-таможенных деклараций; данных реестров плательщиков налогов; автоматизированных информационных систем "Реестр плательщиков
налогов", "Учет налогов и платежей", "Форма N 1ДФ" ( z0960-03 ); автоматизированных информационных систем "Аудит", "Льготы",
"Регистрация физических лиц - плательщиков налога на добавленную
стоимость"; автоматизированной информационной системы "Акциз"; автоматизированной информационной системы "Расширенный поиск
в схемах, используемых Субъектами хозяйствования в целях
минимизации объектов налогообложения и уклонения от уплаты
налогов"; автоматизированной информационной системы "Поиск"; базы данных "Фиктивные субъекты хозяйствования"; базы данных "Преступление". 3.4.3. В случае если проведенными определенными мероприятиями
устанавливаются налоговые риски, относящиеся к факторам более
высокой категории внимания, субъект хозяйствования может быть
передан на обработку подразделению, обеспечивающему сопровождение
более высокой категории внимания. Передача обслуживания субъектов хозяйствования на более
высокий уровень категории внимания оформляется соответствующими
сопроводительными документами, предусмотренными
нормативно-правовыми актами Государственной налоговой
администрации Украины (служебная записка, акт проверки). При этом
передаются все наработанные материалы по конкретному фактору и все
наработки, произведенные согласно полному перечню факторов,
подлежащих проверке.
3.5. Определение новых факторов риска Формирование проектов новых факторов риска осуществляется
специалистами соответствующих структурных подразделений
Государственной налоговой администрации Украины и направляется в
Департамент развития и модернизации государственной налоговой
службы.
Джерело:Офіційний портал ВРУ