ГОСАРБИТРАЖ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
П О Л О Ж Е Н Н Я
N 121 від 30.12.75м.Київ
vd751230 vn121Затверджено
постановою Державного арбітражу
при Раді Міністрів СРСР від
30 грудня 1975 р. N 121
Положенняпро третейський суд для вирішення господарських
спорів між об'єднаннями, підприємствами,
організаціями і установами
( Із змінами, внесеними згідно з Постановами Держарбітражупри Раді Міністрів СРСР
N 17 ( v0017400-87 ) від 10.09.87 N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 )
N 17 ( v0017400-87 ) від 10.09.87 N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 )
1. В соответствии со статьей 6 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик защита гражданских
прав может осуществляться третейским судом. ( Абзац другий пункту 1 виключено на підставі Постанови
Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від
28.06.91 ) Хозяйственные споры между объединениями, предприятиями,
организациями и учреждениями по взаимному соглашению сторон могут
передаваться на рассмотрение третейского суда, избираемого ими для
рассмотрения конкретного дела. ( Абзац третій пункту 1 виключено на підставі Постанови
Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від
28.06.91 ) Структурная единица объединения может участвовать в
рассмотрении хозяйственного спора в третейском суде: ( Пункт 1
доповнено абзацом згідно з Постановою Держарбітражу при Раді
Міністрів СРСР N 17 ( v0017400-87 ) від 10.09.87 ) ( Абзац четвертий пункту 1 виключено на підставі Постанови
Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від
28.06.91 ) от имени объединения по спорам, возникающим при
заключении этой единицей хозяйственных договоров в пределах прав,
предоставленных ей законодательством и объединением, а также при
изменении, расторжении и исполнении таких договоров; в этих
случаях стороной по спору является объединение; ( Пункт 1
доповнено абзацом згідно з Постановою Держарбітражу при Раді
Міністрів СРСР N 17 ( v0017400-87 ) від 10.09.87 ) от своего имени по спорам, возникающим при заключении
структурной единицей хозяйственных договоров от своего имени в
соответствии с предоставленным ей объединением правом, а также при
изменении, расторжении и исполнении таких договоров, при этом
стороной по спору является структурная единица. ( Пункт 1
доповнено абзацом згідно з Постановою Держарбітражу при Раді
Міністрів СРСР N 17 ( v0017400-87 ) від 10.09.87 ) Структурная единица, участвующая в рассмотрении спора от
имени объединения, пользуется правами и несет обязанности
соответствующей стороны. ( Пункт 1 доповнено абзацом згідно з
Постановою Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 17
( v0017400-87 ) від 10.09.87 ) В третейском суде рассматриваются споры, отнесенные к
компетенции арбитражных органов, независимо от подчиненности и
местонахождения спорящих сторон. ( Абзац пункту 1 із змінами,
внесеними згідно з Постановою Держарбітражу при Раді Міністрів
СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 ) Споры могут передаваться на рассмотрение третейского суда
лишь после принятия сторонами мер к непосредственному их
урегулированию. В случае непредставления доказательств принятия
таких мер исковое заявление к рассмотрению не принимается и
возвращается истцу. Настоящее Положение регулирует порядок рассмотрения
хозяйственных споров третейским судом, создаваемым для
рассмотрения конкретного дела, и порядок исполнения решений
постоянно действующих третейских судов (кроме третейских судов,
порядок деятельности которых установлен законодательством СССР и
республик). ( Пункт 1 доповнено абзацом згідно з Постановою
Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від
28.06.91 )
2. Третейский суд избирается руководителями объединений,
предприятий, организаций и учреждений, выступающих сторонами по
делу, из числа директоров объединений, предприятий, руководителей
организаций, учреждений, инженерно-технических работников,
работников научно-исследовательских учреждений, общественных
организаций и других лиц, компетентных в разрешении возникшего
спора. 3. Третейский суд избирается в составе одного или любого
нечетного числа судей. В случае, когда третейский суд состоит из
трех или более членов, последние избирают председателя. 4. Сторона, признавшая необходимым рассмотрение спора в
третейском суде, сообщает об этом другой стороне ценным или
заказным письмом и указывает лицо или лиц, избираемых ею в
качестве третейских судей. На избрание третейских судей требуется
их согласие. Сторона, получившая предложение рассмотреть спор в третейском
суде, должна в десятидневный срок со дня поступления такого
предложения дать письменный ответ о своем согласии с этим
предложением или сообщить об отклонении его. В случае отклонения
указанного предложения либо неполучения ответа в установленный
срок спор передается на рассмотрение арбитража по установленной
подведомственности. 5. При достижении соглашения о рассмотрении спора в
третейском суде и составе суда заинтересованная сторона обязана
изложить свои требования в форме письменного заявления, которое
передается одному из третейских судей. В заявлении должно быть указано: а) дата и номер искового заявления; б) наименование сторон, их подчиненность, почтовые адреса и
индексы; в) цена иска, если иск подлежит оценке; г) обстоятельства, являющиеся основанием иска; ссылки на
соответствующие нормативные акты и указание на доказательства,
подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства; обоснованный
расчет исковых требований; д) получен ли ответ на претензию; е) мотивы, по которым истец отклоняет доводы ответчика,
изложенные в ответе на претензию, протоколе разногласий или в
других документах, полученных от ответчика; ж) требование истца в отношении каждого из ответчиков, если
их несколько; з) перечень прилагаемых к заявлению документов. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие: 1) исковые требования; 2) принятие истцом мер к урегулированию спора непосредственно
с каждым из ответчиков (копия претензии, доказательства отсылки ее
заказным или ценным письмом либо вручения под расписку, если иное
не предусмотрено установленными правилами; копия ответа на
претензию, если ответ получен). К заявлениям по спорам,
возникающим при заключении, изменении и расторжении договоров,
прилагаются договор или проект договора, основания его заключения
(наряд, заменяющие его документы, извещение о прикреплении и
другие), протокол разногласий, документы, подтверждающие дату его
получения и рассмотрения в установленном порядке, предложения
одной стороны и ответ другой стороны, если он получен, и др.; 3) отсылку ответчику (ответчикам) копии заявления (почтовой
квитанции, описи ценного письма, выписки из реестра почтовых
отправлений и т.п.). Ответчики обязаны представить третейскому суду и истцу
объяснения о причинах отклонения исковых требований и документы,
на которые они ссылаются в обоснование своих возражений. 6. Предъявление в установленном порядке иска в третейский суд
прерывает течение срока исковой давности. Заявление считается поданным в третейский суд в день передачи
его третейскому судье. При пересылке заявления по почте днем
подачи заявления считается день сдачи его на почту. 7. Споры рассматриваются в месте нахождения одной из сторон
или по усмотрению третейского суда в ином месте, где суд признает
целесообразным рассмотрение спора, исходя из интересов дела. О дне, часе и месте рассмотрения спора третейский суд
извещает стороны. Спор подлежит рассмотрению в третейском суде в срок не более
месяца, исчисляемый со дня передачи искового заявления третейскому
судье. Третейский суд вправе истребовать от объединений,
предприятий, организаций и учреждений, участвующих в деле,
необходимые для разрешения спора материалы, обязать стороны
произвести выверку расчетов, назначить экспертизу. Если третейский суд признает необходимым получить материалы
от организации, не участвующей в деле, такие материалы должны быть
истребованы соответствующей стороной и представлены суду с
соблюдением установленного порядка. 8. При разрешении хозяйственных споров третейский суд
руководствуется законами СССР, союзных и автономных республик,
указами Президиума Верховного Совета СССР, указами Президиумов
Верховных Советов союзных и автономных республик, постановлениями
и распоряжениями Совета Министров СССР, Советов Министров союзных
и автономных республик, другими нормативными актами, относящимися
к данному спору. 9. Третейский суд рассматривает споры с участием
руководителей или других уполномоченных ими работников
объединений, предприятий, организаций и учреждений, выступающих
сторонами по делу. 10. Если для правильного разрешения спора к делу должен быть
привлечен другой ответчик, третейский суд привлекает этого
ответчика при его согласии на рассмотрение спора в третейском
суде. В случаях, когда без привлечения к делу другого ответчика
спор не может быть рассмотрен по существу, а этот ответчик не дал
согласия на рассмотрение спора в третейском суде, дело
производством прекращается, а спор передается истцом на
рассмотрение соответствующего арбитражного органа. ( Абзац пункту
10 із змінами, внесеними згідно з Постановою Держарбітражу при
Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 ) 11. Решение по спору выносится третейским судом по
исследовании всех обстоятельств дела. Когда суд состоит из трех или более судей, решение выносится
по большинству голосов. 12. Решение третейского суда излагается в письменной форме и
подписывается всем составом суда. В решении третейского суда должны быть указаны: а) дата вынесения решения, состава третейского суда, место
рассмотрения спора; б) наименование участников спора, фамилии и должности их
представителей; в) сущность спора, заявления и объяснения участвующих в
рассмотрении спора лиц; г) обстоятельства дела и мотивы, послужившие основанием для
решения; д) сущность принятого решения, на какую сторону и в каком
размере относятся расходы, связанные с командировкой третейских
судей, проведением экспертизы, другие расходы, которые третейский
суд признает целесообразным отнести на стороны; е) срок и порядок исполнения принятого решения. Решение должно быть объявлено в заседании суда и разослано
сторонам в пятидневный срок. 13. Третейский суд при вынесении решения по хозяйственному
спору вправе взыскивать с объединений, предприятий, организаций и
учреждений, допустивших нарушения установленных сроков
предъявления и рассмотрения претензий, и обращать в доход союзного
бюджета 2% суммы иска, но не менее 10 руб. и не свыше 1000 руб. 14. Решения третейского суда по хозяйственным спорам являются
окончательными и обязательны к исполнению всеми государственными,
кооперативными и иными общественными объединениями, предприятиями,
организациями и учреждениями в срок, установленный в решении. 15. Дело, рассмотренное третейским судом, в пятидневный срок
после вынесения решения сдается для хранения в арбитражный орган
союзной или автономной республики, края, области, города,
автономной области, автономного округа по месту рассмотрения дела
с учетом установленной законодательством подведомственности
хозяйственных споров. ( Пункт 15 в редакції Постанови
Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 17 ( v0017400-87 ) від
10.09.87, із змінами, внесеними згідно з Постановою Держарбітражу
при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 ) 16. В случае неисполнения ответчиком решения в установленный
третейским судом срок истец вправе обратиться в арбитражный орган,
в котором хранится данное дело, с заявлением о выдаче приказа на
принудительное исполнение решения. В случае неисполнения ответчиком решения постоянно
действующего третейского суда ответчик подает заявление о выдаче
приказа на принудительное исполнение решения в этот суд.
Третейский суд заявление вместе с делом высылает в арбитражный
орган, которому был бы подведомствен данный хозяйственный спор. Приказ на принудительное исполнение решения выдается
арбитражным органом в том же порядке, в котором выдаются приказы
на исполнение решений арбитражного органа. Приказ может быть предъявлен к исполнению в течение 3 месяцев
со дня окончания срока, установленного в решении третейского суда.
( Пункт 16 із змінами, внесеними згідно з Постановою Держарбітражу
при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 ) 17. Сторона, считающая, что вынесенное третейским судом
решение противоречит закону, вправе в месячный срок со дня
вынесения решения обратиться в арбитражный орган, в котором
хранится данное дело, с заявлением о проверке правильности решения
третейского суда. ( Абзац перший пункту 17 із змінами, внесеними
згідно з Постановою Держарбітражу при Раді Міністрів СРСР N 10
( v0010400-91 ) від 28.06.91 ) Заявление подписывается руководителем или заместителем
руководителя объединения, предприятия, организации и учреждения.
Копия этого заявления направляется другой стороне, участвующей в
деле. 18. Если при рассмотрении заявления о проверке правильности
решения либо заявления о выдаче приказа арбитрыжный орган признает
решение третейского суда противоречащим закону, он выносит
мотивированное постановление об отмене данного решения. После
этого спор может быть передан истцом, а в необходимых случаях
арбитражным органом в соответствующий арбитражный орган по
установленной подведомственности. Переданное в арбитражный орган дело назначается к слушанию и
рассматривается на общих основаниях.( Пункт 18 із змінами, внесеними згідно з Постановою Держарбітражу
при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 ) 19. В тех случаях, когда при рассмотрении споров третейский
суд выявляет серьезные недостатки в работе объединений,
предприятий, организаций и учреждений, третейский суд указывает об
этом в решении либо выносит специальное определение, которое
направляется руководителям соответствующих объединений,
предприятий, организаций и учреждений для принятия надлежащих мер. Руководители объединений, предприятий, организаций и
учреждений обязаны принимать меры к устранению недостатков,
выявленных третейскими судами, и в месячный срок сообщать
арбитражному органу, в котором хранится дело, о принятых мерах.
( Пункт 19 із змінами, внесеними згідно з Постановою Держарбітражу
при Раді Міністрів СРСР N 10 ( v0010400-91 ) від 28.06.91 )
20. По делам, рассматриваемым в третейских судах,
государственная пошлина не взимается.
Джерело:Офіційний портал ВРУ