ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
П Р И К А З
N 616 от 19.09.90
Об утверждении положения о психологической службев системе народного образования
В целях развития психологической службы в системе народного
образования П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Утвердить Положение о психологической службе в системе
народного образования (Приложение).
2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на
главного психолога Гособразования СССР т. Асмолова А.Г.
Председатель Г.А.Ягодин
Приложениек Приказу Гособразования
СССР от 19 сентября
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1. Общие положения
1. Психологическая служба является необходимым компонентом
системы народного образования, обеспечивающим развитие
личностного, интеллектуального и профессионального потенциала
общества. Основные цели службы - содействие формированию
подрастающего поколения, становлению индивидуальности и
творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и
школьного детства; развитие способностей и склонностей детей,
изучение особенностей их психического развития, определение
психологических причин нарушения личности и интеллекта,
профилактика подобных нарушений. Центральная задача
психологической службы - формирование развивающего образа жизни
личности в различных учебно-воспитательных учреждений в системе
непрерывного образования.
2. Важнейшим условием эффективности работы службы является
правильное понимание психологом и педагогическими работниками
существа их профессионального взаимодействия в единой системе
образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и
педагога в подходе к ребенку, в решении проблем
учебно-воспитательного учреждения.
3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в
тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с
органами опеки и попечительства, инспекциями по делам
несовершеннолетних, представителями общественных организаций,
оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и
развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы
службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
4. Деятельность психологической службы в системе народного
образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее
учебное заведение по специальности "психология" или прошедшими
переподготовку и получившими квалификацию "практический психолог"
(диплом установленного Гособразованием образца).
Раздел 2. Структура психологической службыв системе народного образования
1. Научно-методический центр по практической психологии при
Министерстве народного образования. Центр создается при участии отделения Общества психологов
СССР.
2. Центр психологической помощи (Центр психологической помощи
и профориентации). Центр может создаваться при областном (городском, районном)
Управлении (отделе) народного образования или при местном Совете
народных депутатов в установленном порядке.
3. Методист по практической психологии в методическом
кабинете при районном (городском, областном) управлении (отделе)
народного образования.
Раздел 3. Направления деятельности психологическойслужбы в системе народного образования
Задачи психологической службы: формирование развивающего образа жизни личности в
учебно-воспитательном учреждении; обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и
профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; психолого-педагогическое изучение детей; профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и
личностном развитии; социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с
отклонениями в физическом или умственном развитии; оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в
экстремальных и критических ситуациях; консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по
вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного
микроклимата. Работа практического психолога осуществляется по следующим
основным направлениям: Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов,
детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической
культуры, желания использовать психологические знания в работе с
детьми или в интересах собственного развития; создание условий для
полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и
интеллекта. В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в
котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в
себя: адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или
лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный
период; обследование детей при переходе из старшей группы в
подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для
родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по
ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; определение психологической готовности к обучению в школе для
оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления
способностей, отклонений в развитии и их коррекции; подготовка совместно с учителем программы индивидуальной
работы с теми детьми, которые в этом нуждаются; проведение психологического обследования детей при
поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания
максимально благоприятных условий для развития детей и
социально-психологической реабилитации; предупреждение психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и
воспитания; создание благоприятного психологического микроклимата в
учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения
педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями,
консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем. Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое
исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства
и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития,
определение причин нарушения личности и интеллекта. Для реализации этих задач практический психолог проводит в
случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью
определения хода его психического развития, соответствия развития
возрастным нормам; проводит изучение психологических особенностей детей, их
интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики
одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому
ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении; диагносцирует психологические причины отклонений в
интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста,
причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми
навыками и умениями; проводит диагностику общения детей со взрослыми и
сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения. Развивающая и психокоррекционная работа - активное
воздействие практического психолога на процесс формирования
личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией
психологической службы на обеспечение соответствия развития
возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в
индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их
способностей, склонностей, становлении личности. Особое место в
данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в
развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы
практический психолог разрабатывает и осуществляет: программы, направленные на формирование личности с учетом
задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; программы коррекции, направленные на устранение отклонений в
психическом развитии; программы психологической помощи детям и подросткам,
оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают
психологическую и педагогическую части. Психологическая часть
планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть
разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или
лицами, их заменяющими, и выполняется последними с помощью
психолога. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в
процессе специальной работы практического психолога с отдельными
детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с
участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников
ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех
случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием
органического поражения центральной нервной системы или
психического заболевания. Консультативная работа - консультирование администрации,
педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и
воспитания детей; консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по
вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при
поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую; консультирование работников учреждений интернатного типа для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
вопросам социально-психологической реабилитации детей; проведение совместных консультаций работников
учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские
дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети,
представителей шефствующих организаций с целью обеспечения
преемственности в работе с детьми; проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по
проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального
самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
самовоспитания и др.; консультирование администрации учреждения при составлении
плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных
особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни,
обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
Раздел 4. Права и обязанности работникапсихологической службы
Работник психологической службы в системе народного
образования обязан: руководствоваться соответствующими директивными и
нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования
СССР, настоящим Положением, и другими документами,
регламентирующими деятельность службы; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах
своей профессиональной компетенции; знать новейшие достижения психологической науки, применять
современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической работы; препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной
и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой; в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка,
его полноценного развития; хранить профессиональную тайну, не распространять сведения,
полученные в результате диагностической или коррекционной работы,
если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его
окружающим; оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому
коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением
полноценного психического развития детей, индивидуального подхода
к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в
решении их индивидуальных проблем; работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим
коллективом учреждения; по запросам администрации подготавливать необходимые
материалы для психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей
(выбор формы устройства, передача на воспитание одному из
родителей и др.); выполнять распоряжения администрации учреждения образования,
управления (отдела) образования, если эти распоряжения не
находятся в противоречии с психологической наукой и если их
выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных знаний. Работник психологической службы имеет право: определять приоритетные направления работы с учетом
конкретных условий учебно-воспитательного учреждения; формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ; отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам
его работы, определенным настоящим Положением; знакомиться с документацией учебно-воспитательного
учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения; участвовать с правом совещательного голоса в работе различных
органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с
принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести
свое мнение; участвовать в разработке новых методов психодиагностики,
психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности,
проводить в учебно-воспитательном учреждении групповые и
индивидуальные психологические исследования и эксперименты для
исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы
в научных и научно-популярных журналах и пр.; обращаться в случае необходимости через руководство с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным
с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или
лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т.п.); обращаться в центры психологической помощи и профориентации
по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим
вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.