ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
П Р И К А З
N 55/40 от 31.01.91
( Приказ не применяется на территории Украины на основанииПриказов Министерства здравоохранения
N 112 ( v0112282-94 ) от 28.06.94 N 81 ( v0081282-96 ) от 18.04.96 )
N 112 ( v0112282-94 ) от 28.06.94 N 81 ( v0081282-96 ) от 18.04.96 )
О введении в действие Инструктивно-методическихрекомендаций по вопросам усыновления (удочерения)
несовершеннолетних и применении их в практической
деятельности органов народного образования
и здравоохранения
Анализ материалов, поступающих с мест, о работе, проводимой
органами народного образования и здравоохранения по охране
детства, свидетельствует о стойкой тенденции передачи детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Приоритетной формой устройства является усыновление (удочерение).
Усыновители с большой ответственностью выполняют добровольно
принятые на себя обязанности родителей, заменяя осиротевшим детям
родную семью. Усыновленные дети получают должное воспитание,
подготовлены к труду и самостоятельной жизни. Однако развитие такой формы семейного воспитания детей,
лишившихся родительского попечения, как усыновление (удочерение),
осложнялось наличием ограничений в отношении детей, подлежащих
усыновлению (удочерению), требований о представлении
многочисленных документов и справок от лиц, изъявивших желание
усыновить (удочерить) ребенка, необходимостью розыска родителей,
уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей, не
проявляющих заботы о своих детях. В целях развития семейного воспитания детей, лишившихся
попечения родителей, совершенствования совместной работы органов
народного образования и здравоохранения по передаче этих детей на
усыновление (удочерение) П Р И К А З Ы В А Е М:
1. Ввести в действие Инструктивно-методические рекомендации
по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних
(Приложение).
2. Органам управления народным образованием и
здравоохранением: 2.1. Принять к руководству и исполнению
Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления
(удочерения) несовершеннолетних и довести их содержание до
сведения руководителей детских домов, школ-интернатов, школ,
дошкольных учреждений, родильных домов (отделений), домов ребенка,
детских больниц и поликлиник. 2.2. Обеспечить особое хранение документации по усыновлению,
создать необходимые условия, исключающие разглашение тайны
усыновления. 2.3. В течение первого полугодия 1991 года провести с
работниками отделов (управлений) народного образования и
здравоохранения семинары - совещания по ознакомлению с
требованиями Инструктивно-методических рекомендаций по вопросам
усыновления (удочерения) несовершеннолетних и применением их в
практической работе. 2.4. Включить вопросы по охране детства в учебные планы
высших и средних специальных педагогических учебных заведений,
институтов усовершенствования учителей (повышения квалификации
инженерно-педагогических кадров). 3. Считать утратившим силу Приказ Министерства просвещения
СССР и Министерства здравоохранения СССР от 14.01.86 N 12/71 "О
мерах по совершенствованию работы органов народного образования и
здравоохранения по передаче детей и подростков на усыновление, под
опеку (попечительство)".
Первый заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по народному образованию В.Д.Шадриков
Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР А.А.Баранов
Приложениек Приказу
Госкомобразования СССР
и Минздрава СССР
от 31 января 1991 г. N 55/40
Инструктивно-методические рекомендациипо вопросам усыновления (удочерения)
несовершеннолетних
I. Общие положения
Основной социальной целью усыновления (удочерения) (*)
является забота о детях, лишившихся попечения родителей, создание
им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в семье.
______________
______________
(*) В дальнейшем будет говориться "усыновление", имея в виду
и "удочерение".
Усыновление - наиболее предпочтительная форма устройства
детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в
правовом отношении полностью приравнивается к родным детям,
приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью. Усыновление детей способствует созданию полной семьи,
предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить
присущее людям чувство родительской любви. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту
обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним
во всех отношениях и наделены теми же правами. Условия и порядок усыновления, права и обязанности,
возникающие в результате усыновления, отмена и признание его
недействительным регламентируются Основами законодательства Союза
ССР и союзных республик о браке и семье, кодексами о браке и семье
( 2006-07 ) союзных республик. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних и
только в их интересах. Усыновление производится решением исполнительного комитета
районного, городского, районного в городе Совета народных
депутатов. Исполкому поселкового или сельского Совета народных
депутатов это право не предоставлено. Подготовку вопроса для рассмотрения исполкомом Совета
народных депутатов проводит районный, городской, районный в городе
отдел народного образования (*) независимо от возраста
усыновляемого ребенка (с его рождения и до 18 лет). Представление
исполкому материалов на усыновление не входит в компетенцию
органов здравоохранения.
______________
______________
(*) В дальнейшем будет упоминаться "отдел народного
образования", имея в виду "районный, городской, районный в городе
отдел (управление) народного образования".
II. Учет детей, подлежащих усыновлению,и кандидатов в усыновители
Учет детей, подлежащих усыновлению, ведется только в
районном, городском, районном в городе отделе народного
образования независимо от возраста ребенка (с его рождения до 18
лет). Руководители родильных домов (отделений), лечебных
учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов,
домов-интернатов и др. обязаны в трехдневный срок сообщать о
каждом родившемся или поступившем ребенке, подлежащем усыновлению,
в отдел народного образования по своему месту нахождения. Не допускается сообщение администрацией указанных учреждений
сведений о наличии в них детей, подлежащих усыновлению, и данных о
них отдельным гражданам, учреждениям, общественным организациям и
др. За несвоевременное, неполное или недостоверное сообщение
отделу народного образования сведений о детях, подлежащих
усыновлению, состоянии их здоровья администрация указанных
учреждений несет дисциплинарную ответственность. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли,
лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими,
недееспособными, уклоняются от воспитания или содержания своих
детей, не проявляют в отношении их родительской заботы и внимания,
дали предварительное согласие на усыновление своего ребенка, а
также дети, оставленные матерью в родильном или лечебном
учреждении, подкинутые (брошенные). Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются с этой просьбой
в отдел народного образования по месту жительства (или нахождения)
ребенка либо по месту своего жительства. Как правило, наиболее
полное выяснение всех необходимых для усыновления обстоятельств
возможно по месту нахождения ребенка. Отдел народного образования берет на учет тех лиц, которые
изъявляют желание усыновить ребенка из детского интернатного
учреждения. Если обращаются об усыновлении конкретного ребенка
(например, пасынка, падчерицы, внука, ребенка умерших
родственников и т.д.), то эти лица не берутся на учет. Инспектор школ по охране детства отдела народного образования
в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них
требуемых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие
возможности обеспечения ими должного содержания и воспитания
ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления. Выясняются
также данные, которые учитываются при принятии решения об
усыновлении: возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда
усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица
предпенсионного, пенсионного возраста), способность к воспитанию
ребенка и уходу за ним лиц, имеющих инвалидность по зрению,
глухонемых, ограниченных в передвижении (паралич конечностей);
наличие в семье психически больных, страдающих в настоящее время
другими заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на
здоровье и воспитании ребенка. Усыновителями не могут быть несовершеннолетние, лица,
лишенные родительских прав, признанные в установленном законом
порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, и кроме
того - отнесенные отдельными республиканскими кодексами о браке и
семье ( 2006-07 ) к категории лиц, не имеющих права быть
усыновителями. Кроме вышеназванных противопоказаний к выполнению
обязанностей усыновителей, ребенок не может быть передан на
усыновление лицам, имеющим психические заболевания (шизофрения,
маниакально-депрессивный психоз, психопатия), а также лицам,
страдающим в настоящее время алкоголизмом, наркоманией,
токсикоманией, венерическим заболеванием, ВИЧ-инфекцией, открытой
формой туберкулеза, заболеваниями внутренних органов в стадии
декомпенсации. Кандидатам в усыновители разъясняется, что наличие указанных
противопоказаний для воспитания ребенка может служить основанием
для отказа в усыновлении и, в связи с этим сбор, и подготовка
документов нецелесообразны. В случаях, когда кандидаты в усыновители настаивают, их
документы принимаются и вносятся на рассмотрение исполкома.
III. Документы, необходимые для оформления усыновления
От кандидатов в усыновители требуются: 1. Заявление (при усыновлении обоими супругами их совместное
заявление, а если усыновляет только один из них, дополнительно
письменное согласие другого супруга (*), в котором должны быть
указаны фамилия, имя, отчество заявителя (заявителей); адрес;
состоит ли в браке; наличие и возраст детей, совместно или
раздельно проживающих; указывается, что кандидат в усыновители не
лишался родительских прав; какого возраста и пола ребенка желает
усыновить.
______________
______________
(*) По законодательству отдельных союзных республик не
требуется согласия другого супруга, если он по суду признан
недееспособным или когда супруги прекратили совместное проживание
более года и местожительство другого супруга неизвестно.
2. Справка с места работы о занимаемой должности и заработке. 3. Копия финансового лицевого счета. (*)
______________
______________
(*) Жители сельской местности представляют выписку из
похозяйственной книги.
4. Медицинское заключение лечебно-профилактического
учреждения, на обслуживании которого состоит кандидат в
усыновители, отражающее состояние его здоровья и отсутствие
противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию
ребенка. При усыновлении ребенка лицом, совместно с ним проживающим и
осуществляющим его воспитание и содержание не менее двух лет, не
требуется представление вышеназванных документов (кроме
заявления). В тех случаях, когда кандидат в усыновители проживает не по
месту нахождения усыновляемого, то, наряду с перечисленными
документами, должно быть представлено заключение отдела народного
образования по месту его жительства о возможности передачи ему на
усыновление ребенка. При отсутствии такого заключения отдел
народного образования, который берет на учет кандидата в
усыновители, запрашивает его. На усыновляемого ребенка необходимо представить следующие
документы: 1. Свидетельство о рождении. 2. Свидетельство о смерти его родителей или копию решения
суда о лишении их родительских прав, признании недееспособными или
безвестно отсутствующими. 3. Документы, подтверждающие уклонение родителей от
воспитания и содержания детей; о розыске родителей; акты,
составленные работниками органов внутренних дел о подкидывании,
обнаружении ребенка (оставлении его в родильном доме (отделении),
лечебно-профилактическом учреждении и др.). 4. Письменное согласие родителя (родителей) ребенка на
усыновление, заверенное нотариально или соответствующими
правомочными органами (администрацией детского учреждения, где
воспитывается или находится ребенок). 5. Заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном
развитии ребенка, заверенное руководителем детского учреждения.
IV. Подготовка материала об усыновлении ребенкана рассмотрение исполкома
Подготовка документов на ребенка, передаваемого на
усыновление из дома ребенка, лечебно-профилактического,
учебно-воспитательного учреждения, проводится администрацией
названных учреждений для последующей передачи на рассмотрение
отдела народного образования (по месту нахождения учреждения). На усыновление могут быть переданы как здоровые, так и
больные дети, но при условии, что последние по характеру (течению)
заболевания не нуждаются в постоянном пребывании и лечении в
специальном лечебно-воспитательном учреждении. На каждого ребенка, передаваемого на усыновление из дома
ребенка, лечебно-профилактического, детского интернатного
учреждения, составляется заключение о состоянии его здоровья,
физическом и умственном развитии на основании данных осмотров
врачей: педиатра, невропатолога, хирурга (ортопеда-травматолога),
офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а для детей от трех лет и
старше - учителя-дефектолога. По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами.
Это заключение заверяется руководителем учреждения, где ребенок
содержится. На детей, подкинутых, брошенных матерью (отцом) в
лечебно-профилактическом учреждении, работниками органов
внутренних дел составляется соответствующий акт, на основании
которого администрация этого учреждения производит регистрацию
рождения ребенка в органах ЗАГСа и направляет ребенка в
соответствующее учреждение со следующими документами: - актом о подкидывании (*); - свидетельством о рождении; - медицинским заключением о состоянии здоровья.
______________
______________
(*) Подкинутые, оставленные дети могут быть переданы на
усыновление по истечении шести месяцев со времени составления об
этом соответствующего акта.
По окончании лечения эти дети в трехдневный срок переводятся
в дом ребенка, детский дом, школу-интернат, расположенные в том же
районе или городе. Эти учреждения обязаны принять ребенка с
последующим оформлением в трехдневный срок путевки в отделе
здравоохранения, народного образования. При отсутствии в районе, городе детского интернатного
учреждения в некоторых случаях эти дети, в зависимости от
возраста, направляются в карантин-распределитель или
приемник-распределитель (срок пребывания в которых не должен
превышать одного месяца) для последующего перевода в
соответствующее детское интернатное учреждение. Администрация детского учреждения при поступлении ребенка,
имеющего родителя (мать или отца), не изъявляющего желания лично
осуществлять его воспитание и содержание, должна получить согласие
на усыновление ребенка. Следует при этом предупреждать, что согласие родителя на
усыновление не имеет "срока давности", т.е. оно действительно
независимо от того, сколько времени прошло с момента выдачи такого
согласия, и усыновление ребенка может быть произведено без
дополнительного его уведомления. Согласие матери (отца) на усыновление ребенка, находящегося в
детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении,
данное непосредственно в этих учреждениях, оформляется в
письменной форме. Указываются паспортные данные, подпись родителя
удостоверяется руководителем учреждения и заверяется печатью. Родитель (мать, отец) ребенка предупреждается также и о том,
что согласно действующему законодательству, если он в течение
шести месяцев не будет принимать участия в жизни ребенка, посещать
его, вести переписку, систематически проявлять родительское
внимание и заботу и при улучшении своих материально-бытовых
условий не изъявит желания взять ребенка на дальнейшее воспитание
в свою семью, - передача ребенка на усыновление может быть
произведена без его согласия. При получении от одинокой матери согласия на усыновление ее
ребенка, оставленного в родильном доме (отделении), находящегося в
детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении,
следует разъяснить ей последствия усыновления, выяснить
обстоятельства, послужившие основанием для дачи такого согласия,
возможность осуществления ею личного воспитания ребенка и в
зависимости от полученных данных решать вопрос о передаче ребенка
на усыновление. Особого подхода требует вопрос о передаче на усыновление
детей одиноких несовершеннолетних матерей. Необходимо выявить
осознанность матерью своих действий, требующуюся ей
социально-правовую помощь и оказать содействие в создании условий
для осуществления ею личного воспитания ребенка. При разногласиях,
возникающих между несовершеннолетней одинокой матерью и ее
законными представителями (родителями, усыновителями, опекуном,
попечителем) о передаче ребенка на усыновление, вопрос должен
решаться органом опеки и попечительства с учетом интересов
ребенка. При рассмотрении вопроса о передаче из детских
лечебно-профилактических и интернатных учреждений на усыновление
детей, имеющих братьев и сестер, необходимо учитывать ряд
обстоятельств. Не следует разобщать несовершеннолетних,
находящихся в родственных отношениях, лишившихся попечения
родителей, воспитывающихся в одном детском учреждении, проживавших
совместно до их устройства в государственные учреждения,
осведомленных друг о друге и своем родстве. Разобщение в этих
случаях может допускаться в интересах несовершеннолетних, когда
усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и
обязуются не препятствовать общению усыновленных с братьями и
сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении,
если кто-либо из них подлежит содержанию в специальном
лечебно-воспитательном учреждении, а также, в порядке исключения,
в тех случаях, когда дети, состоящие в родстве, одновременно
передаются на усыновление, но в разные семьи, где они приобретают
родителей и семью. Нередко дети, имеющие одну мать, отца, совместно не
воспитывались в семье, находятся в разных детских учреждениях,
значатся под разными фамилиями и об их родственных связях знает
лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы.
В таких случаях допускается передача детей на усыновление в разные
семьи. В случае, когда у ребенка, лишившегося родительского
попечения и находящегося в государственном учреждении, имеются
другие близкие родственники (дедушка, бабушка, тетя, дядя,
совершеннолетние братья и сестры), следует установить их участие в
его жизни, воспитании, целесообразность общения, возможность
передачи в их семьи. И хотя не требуется их согласия на
усыновление, в интересах несовершеннолетнего необходимо уточнить
все обстоятельства дела. Для усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста,
требуется его согласие (*). Ему в доступной форме объясняются
сущность усыновления и вытекающие из этого последствия: об
изменении фамилии, отчества, данных о родителях, правоотношениях,
возникающих между ним и усыновителями, их родственниками, об
утрате правоотношений с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и
дедушкой). Такие разъяснения могут быть даны и ребенку, не
достигшему 10 лет, с учетом степени его интеллектуального
развития.
______________
______________
(*) Согласие может быть выражено в любой письменной форме.
Действующее законодательство предусматривает возможность
усыновления ребенка старше 10 лет и без его согласия в тех
случаях, когда он длительное время живет и воспитывается в семье
усыновителей и не осведомлен о том, что они не кровные родители,
считает себя их сыном (дочерью), был записан под их фамилией в
учебно-воспитательном учреждении. Отношение усыновляемого к усыновителям как к своим кровным
родителям выявляется инспектором школ по охране детства в беседе с
ним, что отражается в акте обследования. Такая запись заменяет
письменное согласие ребенка на усыновление. Помимо согласия родителя (родителей) на усыновление своего
ребенка, находящегося в детском лечебно-профилактическом или
интернатном учреждении, самого усыновляемого, достигшего
десятилетнего возраста, должно быть также письменное согласие на
усыновление администрации этих учреждений. Такое согласие
основывается на детальном ознакомлении с личностью и документами
усыновляемого, отражает отсутствие противопоказаний к усыновлению. Если ребенок находится под опекой (попечительством), то на
усыновление требуется согласие его опекуна (попечителя), что не
освобождает от необходимости получения согласия родителей, когда
по закону оно требуется. При отказе опекуна (попечителя) дать
согласие необходимо выяснить, чем вызваны его возражения. Когда,
по мнению отдела народного образования, отказ не обоснован и
противоречит интересам ребенка, следует ставить перед исполкомом
вопрос об отстранении опекуна (попечителя) от выполнения своих
обязанностей. Ознакомление отдела народного образования с личностью
кандидатов в усыновители, документами, их характеризующими, и
данными об усыновляемом не исключает проведение детального
обследования условий жизни заявителя и его семьи. В целях обеспечения тайны усыновления обследование должно
производиться только инспектором школ по охране детства. Особое внимание должно быть обращено на сложившиеся в семье
взаимоотношения между всеми ее членами, их отношение к передаче в
семью ребенка из детского учреждения. В том случае, когда супруги
состоят в браке, но оформить усыновление ребенка изъявляет желание
один из них, следует выяснить мотивы отказа другого супруга от
усыновления, как это может отразиться на воспитании и жизни
усыновляемого. Следует проводить тщательное обследование в тех случаях,
когда усыновляют ребенка, страдающего недугом, требующим
специального ухода, длительного лечения, создания особых условий
для воспитания и содержания. Заявителям должны быть разъяснены
требования, предъявляемые к усыновителю, правовые последствия
усыновления и недопустимость отмены усыновления по мотивам
состояния здоровья ребенка, если о его недуге они были
предупреждены и несмотря на это выразили желание усыновить
больного ребенка. При усыновлении ребенка одинокой женщиной также необходимо
установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в
неполную семью, сможет ли она по своему возрасту, состоянию
здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание
и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия. Однако не
следует отказывать в усыновлении ребенка одинокой женщине, если до
оформления усыновления она проявляла заботу о ребенке и между ними
возникли родственные отношения, привязанность друг к другу. Действующее законодательство предусматривает право
усыновления детей, имеющих родителей, лицами, состоящими с ними в
родстве, - отчимами, мачехами, дедушками, бабушками, братьями,
сестрами и др., если такое усыновление органы опеки и
попечительства сочтут отвечающим интересам несовершеннолетнего. Но
при обследовании отдел народного образования должен выяснить
мотивы усыновления детей, имеющих родителей, причину согласия
родителей на это и целесообразность передачи на воспитание ребенка
престарелым (дедушке, бабушке), семьям, имеющим своих детей,
родственникам, ранее не осуществлявшим воспитание и содержание
усыновляемого, не проявлявшим заботы о нем. Необходимо выяснить условия жизни усыновителей и родителей,
установить целесообразность передачи ребенка от родителей в другую
семью, выяснить, улучшаются ли при этом условия жизни и воспитания
усыновляемого; целесообразность прекращения правоотношений
усыновленного не только с родителями, но и с братьями, сестрами,
другими родственниками по восходящей и нисходящей линии. Особо
детально нужно выяснить причину передачи родителями в другую семью
детей-подростков. При этом необходимо установить, является ли
усыновление подростка желанием восполнить отсутствующую родную
семью, а не стремлением закрепить за ним те или иные льготы,
предусмотренные законом для усыновленных: право на жилое помещение
усыновителей, последующее получение пенсии, наследства и т.п. Особенно внимательно надо рассматривать просьбы об
усыновлении юношей, девушек 15 - 17 лет лицами, ранее не
участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о
них заботы и внимания. Усыновление в таких случаях не может
рассматриваться как "соответствующее интересам усыновляемого",
поскольку усыновление налагает обязанности не только на
усыновителей, но и на усыновленных, достигших совершеннолетия. В
результате усыновленные 15 - 17-летние юноши и девушки,
находившиеся на воспитании и содержании усыновителей
непродолжительное время (1 - 3 года), в дальнейшем будут обязаны
осуществлять содержание и уход за усыновителями и проявлять заботу
о них. Оформление усыновления таких подростков может производиться
в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и
содержание лицами, желающими усыновить, или наличие между ними
контактов и отношений, свидетельствующих о проявляемой заботе,
взаимной привязанности, желании юридически оформить ранее
сложившиеся взаимоотношения. Следует учесть, что согласие родителей на усыновление их
детей не является обязательным условием для такого усыновления.
Органы опеки и попечительства вправе отказать в его оформлении,
если установят, что усыновление не соответствует интересам
усыновляемого. При усыновлении ребенка отчимом, мачехой, родственниками
(бабушкой, дедушкой, сестрой, дядей, тетей), которые уже
занимаются его воспитанием, проведение обследования не
обязательно. Подбор ребенка в соответствующем детском учреждении
производится кандидатом в усыновители только при наличии у него
направления районного, городского отдела народного образования (по
месту нахождения ребенка). Кандидат в усыновители должен быть
ознакомлен со всеми документами об усыновляемом ребенке, а также с
медицинским заключением о состоянии его здоровья. При наличии у
ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном
развитии администрация учреждения предупреждает об этом кандидатов
в усыновители под расписку. Разъяснение о характере заболевания ребенка, его возможных
последствиях проводится главным врачом родильного дома
(отделения), дома ребенка, лечебного стационара, директором
детского дома, школы-интерната совместно с врачом-педиатром. В личном деле ребенка отмечается, что усыновитель
предупрежден о недуге ребенка и его последствиях. Если у кандидата в усыновители возникает сомнение в
правильности ранее установленного диагноза усыновляемого, он
вправе обратиться за консультацией в медицинское учреждение
органов здравоохранения по своему выбору, куда ребенок
направляется в сопровождении общественного инспектора по охране
детства отдела народного образования и кандидата в усыновители. Ребенок передается усыновителям только по предъявлении
решения исполкома Совета народных депутатов о его усыновлении.
Женщины-усыновительницы (в том числе иногородние), имитирующие
беременность и роды, по разрешению главного врача
госпитализируются в родильный дом (отделение) за 1 - 2 дня до
предполагаемого срока родов только при наличии решения исполкома
Совета народных депутатов об усыновлении конкретного ребенка. На усыновительницу заводится история родов (форма N 096у), в
которой указываются дата и номер решения исполкома Совета народных
депутатов об усыновлении ребенка. Выписка усыновительницы из
родильного дома (отделения) производится так же, как при
нормальных физиологических родах. Женщина, усыновившая ребенка в возрасте до трех месяцев (со
дня его фактического рождения), имеет право на получение
больничного листа и пособия по родам независимо от места
пребывания усыновленного ребенка - родильный дом (отделение),
детский стационар, дом ребенка. Больничный лист выдается родильным
домом (отделением) по предъявлении документа об усыновлении на 56
календарных дней со дня рождения ребенка, указанного в
свидетельстве о рождении. В журнале записей приема детей в дом ребенка, в книге учета
воспитанников детского дома, школы-интерната и других документах,
где зарегистрирован ребенок, переданный на усыновление, отмечается
только факт передачи его на усыновление без указания фамилии
усыновителей, их адреса. Документация, оставшаяся в учреждении на
усыновленного ребенка (история родов, развития новорожденного,
медицинские документы ребенка, личное дело воспитанника, дата и
номер решения исполкома Совета народных депутатов и др.), хранится
в сейфе в отдельном запечатанном конверте и не подлежит оглашению.
При смене руководства учреждения указанные данные об усыновленном
ребенке передаются при приеме документов по акту. Никакие справки
или иные сведения о произведенном усыновлении не могут быть выданы
иначе, как по запросу самих усыновителей, органов опеки и
попечительства, прокуратуры, следствия, суда. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли
усыновителей, могут быть привлечены в соответствии с действующим
законодательством к уголовной ответственности.
V. Оформление усыновления. Обеспечение тайны усыновления
Тайна усыновления охраняется законом. Рассмотрение вопроса об
усыновлении на исполкоме (с вызовом усыновителей) следует
проводить в закрытом заседании, не допуская присутствия на нем
лиц, не обязанных принимать участия в рассмотрении данного
вопроса, в том числе и должностных лиц отделов исполкома. В тех
случаях, когда нет возможности оформить усыновление в закрытом
заседании (чтобы другие лица не принимали участия в решении
вопроса и не были бы об этом осведомлены), следует всех этих лиц
предупредить о необходимости хранить тайну усыновления и об
установленной по закону уголовной ответственности за ее
разглашение (ст. 124.1 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующие
статьи УК ( 2001-05, 2002-05 ) других союзных республик). Усыновители вправе просить, чтобы усыновляемому была
присвоена фамилия усыновителя и отчество по его имени, а также
изменение имени усыновляемого. Но исполком вправе отказать в
изменении имени, если это противоречит интересам ребенка,
например, если ребенок привык к своему имени и изменение может его
травмировать. Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге
записей о рождении ребенка в качестве родителей усыновленного. Но,
в отдельных случаях, исполком может отказать усыновителям в этой
просьбе, если против такой записи возражает усыновляемый,
достигший десятилетнего возраста, желающий сохранить память о
родителях, или когда о записи в качестве родителя усыновляемого
просит усыновитель, состоящий в кровном родстве с его отцом или
матерью. Например, если о такой записи просит дедушка - отец
матери, сохраняющей свое право матери, или бабушка, являющаяся
одновременно матерью отца усыновляемого, сестра усыновляемого при
сохранении данных об отце, который одновременно и ее отец; отец
усыновляемого, если мать ребенка - мать и усыновителя, т.е. не
следует принимать решения о записи в качестве родителя
усыновителей - дедушку, бабушку, брата, сестру - при сохранении
данных об одном из родителей усыновляемого. Принимая решение о записи усыновителя (усыновителей) в
качестве родителей усыновленного, исполком должен учитывать
возраст усыновителя и усыновляемого. Нельзя допускать запись
родителем усыновленного лица, когда разница в их возрасте
незначительна (менее 16 - 18 лет). Если ребенка усыновляет одинокая женщина и связь с отцом
ребенка не сохраняется, запись об отце ребенка по ее просьбе может
быть произведена в порядке, предусмотренном соответствующей
статьей КоБС ( 2006-07 ) союзной республики, т.е. фамилия отца
указывается по фамилии матери, а имя, отчество и национальность
отца - по ее выбору. При оформлении усыновления можно сохранить усыновляемому
(т.е. оставить без изменения) фамилию родителей, отчество по имени
отца, данные о родителях, если органы опеки и попечительства
сочтут это целесообразным, отвечающим интересам усыновляемого.
Правовое положение усыновленного при этом не отличается от прав
усыновленного, которому присвоена фамилия усыновителя, изменено
отчество, и усыновители записаны в качестве родителей. Допускается законом изменение места рождения усыновленного, а
в исключительных случаях, в целях обеспечения тайны усыновления, и
дата рождения усыновленного, но на срок не более шести месяцев (в
случае имитации усыновительницей беременности, при наличии в семье
ребенка, возраст которого отличается от возраста усыновленного
менее чем на 9 - 10 месяцев, при желании сохранить дату рождения
умершего кровного ребенка и др.).
VI. Последствия усыновления
В результате усыновления усыновленные и их потомство по
отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их
родственники по отношению к усыновленному во всех личных и
имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам
по происхождению. Усыновленные утрачивают все права и обязанности по отношению
к своим родственникам по происхождению. Но несовершеннолетние,
имеющие к моменту усыновления право на пенсию или пособие,
полагающиеся им по случаю потери кормильца (т.е. по случаю смерти
матери или отца), сохраняют это право и после усыновления. Если же
родители умерли после усыновления ребенка, то он не имеет права на
получение за них пенсии, пособия, наследования имущества,
принадлежавшего родителям. Когда ребенок усыновляется не обоими супругами, а одним из
них, или отчимом, мачехой, одинокой женщиной, то по желанию
родителя - матери, если усыновляет мужчина, или отца - при
усыновлении женщиной, за ним могут быть сохранены права и
обязанности матери, отца, как в отношении его, так и в отношении
его родственников. Законодательством ряда союзных республик предусмотрена
возможность по просьбе деда и бабушки ребенка - родителей умершей
матери или отца - сохранить с ним связь, если против этого не
возражает усыновитель. При этом условии правовые отношения с
родственниками усыновителя (родителями усыновителя) по восходящей
линии не возникают. Но нередки случаи, когда ребенок усыновляется
отчимом, мачехой, которые возражают против сохранения
правоотношений с дедушкой, бабушкой (родителями умершего отца,
матери), участвовавшими в воспитании внука, проживавшими
совместно. Разрыв, прекращение этих отношений не всегда
соответствуют интересам усыновляемого, может нанести ему травму,
создать неблагоприятные условия для его воспитания. Следует в
таких случаях выяснять взаимоотношения усыновляемого с
родственниками со стороны умершего родителя, обоснованность
нежелания и отказа усыновителя в сохранении правоотношений ребенка
с близкими ему лицами и, исходя из обстоятельств, в каждом
конкретном случае или отказывать в усыновлении, или отсрочить его
оформление, руководствуясь при этом интересами ребенка. О сохранении правоотношений с одним из родителей или с
родственниками умершего родителя, а также об изменении фамилии,
отчества, имени, даты рождения усыновляемого, записи усыновителей
его родителями обязательно должно быть указано в решении об
усыновлении.
VII. Регистрация усыновления
Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах
записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по месту вынесения
решения об усыновлении, несмотря на то, что права и обязанности
между усыновителем, его родственниками и ребенком возникают с
момента вынесения решения об усыновлении, а не с момента
регистрации в органах ЗАГСа. Регистрация усыновления имеет важное значение для охраны прав
и интересов усыновленного - она подтверждает факт усыновления.
Производится оформление нового свидетельства о рождении ребенка,
где данные об усыновленном и его родителях указываются именно в
соответствии с решением исполкома, что способствует обеспечению
тайны усыновления. Усыновителям разъясняется, что регистрация усыновления в
органах ЗАГСа необходима и производится лично по месту вынесения
решения исполкомом, поскольку требуется при этом получение
сведений о них. Им выдается на руки копия решения об усыновлении.
Но если в отдел народного образования не предъявлены усыновителями
данные о регистрации усыновления, то отдел народного образования
обязан не позднее месячного срока со дня вынесения решения
исполкомом направить копию в ЗАГСа для производства регистрации.
VIII. Отмена усыновления, признание усыновлениянедействительным
Отмена усыновления или признание его недействительным
допускается только в судебном порядке и лишь по основаниям,
исчерпывающе перечисленным в законе. Как правило, отмена усыновления может иметь место лишь по
требованию органа опеки и попечительства или прокурора.
Государственные и общественные организации, а также отдельные
граждане (в том числе и сами усыновители) не вправе обращаться с
таким требованием. Они могут просить орган опеки и попечительства
о предъявлении иска об отмене усыновления или прокурора, от
которых зависит решение вопроса об обращении в суд. Родителями
усыновленного может быть предъявлен иск об отмене усыновления лишь
в тех случаях, когда усыновление, вопреки закону, было произведено
без их согласия. Иск об отмене усыновления предъявляется к усыновителям по
месту их жительства, но когда иск предъявлен родителями
усыновленного на том основании, что от них не было получено
согласие на усыновление, а данные об усыновителях им неизвестны,
иск предъявляется к органу опеки и попечительства, вынесшему
решение об усыновлении, по месту нахождения этого органа.
Последний обязан известить об этом усыновителя, который может не
принимать непосредственного участия в деле (в целях обеспечения
тайны усыновления), и поручить свою защиту органам опеки и
попечительства. По законодательству отдельных союзных республик
суд вправе привлечь усыновителя к участию в деле независимо от его
желания. Вопрос об участии усыновителя в деле решается в
соответствии с нормой республиканского кодекса о браке и семье
( 2006-07 ). Отмена усыновления, как правило, допускается только в
отношении несовершеннолетних. Лишь в одном случае может быть
рассмотрен судом иск об отмене усыновления совершеннолетнего,
когда с просьбой об отмене усыновления обращаются родители
усыновленного и на отмену его согласны усыновители и
совершеннолетний усыновленный. Усыновленный, не достигший 18 лет, не может сам обратиться в
суд с требованием об отмене усыновления, т.к. не обладает
гражданской процессуальной дееспособностью. Поскольку его законные
представители - усыновители также не вправе обращаться с иском об
отмене усыновления, то о своем желании отменить усыновление
усыновленный может сам сообщить органам опеки и попечительства или
прокурору. При повторном усыновлении ребенка требуется отмена
предыдущего усыновления по решению суда, поскольку отмена
усыновления допускается законом только в судебном порядке. Поэтому
и при согласии усыновителей на отмену усыновления не исключается
необходимость предъявления иска в суд, т.к. усыновление не может
быть отменено решением исполкома.
Основания для отмены усыновления
Усыновление может быть отменено, если этого требуют интересы
несовершеннолетнего. Поэтому при нарушении требования о получении
согласия на усыновление от родителей усыновляемого или согласия
супруга усыновителя, самого усыновленного отмена усыновления по
этим основаниям может иметь место только при том условии, что это
не противоречит интересам усыновленного. В тех случаях, когда в
интересах ребенка желательно сохранить создавшиеся в результате
усыновления отношения, такие нарушения не могут служить основанием
для отмены усыновления. Основания для отмены усыновления в ряде республик различны,
однако при рассмотрении исков об отмене усыновления в
законодательстве всех союзных республик предусмотрена защита
интересов усыновленных. В тех случаях, когда усыновители взяли на воспитание
здорового ребенка, а впоследствии у усыновленного было обнаружено
врожденное или наследственно-обусловленное заболевание, орган
опеки и попечительства (отдел народного образования) обязан по
просьбе усыновителей обратиться с иском в суд об отмене
усыновления. Если недуг у ребенка наступил после оформления его
усыновления, то это не является основанием для предъявления иска в
суд. Нередко с просьбой об отмене усыновления обращаются лица,
усыновившие детей своего супруга (пасынков, падчериц), расторгшие
брак с матерью (отцом) усыновленного ребенка. Изменение отношений
усыновителя с родителем ребенка не может являться основанием для
отмены усыновления, поскольку усыновитель принимает на себя
обязанности перед усыновленным ребенком, а не перед его матерью
или отцом. Лишь в отдельных случаях возможна отмена усыновления
ребенка отчимом, мачехой - когда мать (отец) ребенка препятствует
участию усыновителя в воспитании ребенка, общению с ним, ссылаясь
при этом на повторное вступление в брак, желание сохранить
усыновление лишь в целях получения алиментов и т.п., т.е. если
сохранение отношений по усыновлению противоречит интересам
ребенка. Отмена усыновления ребенка, достигшего 10 лет, возможна лишь
с его согласия. Но если усыновленный не был осведомлен о своем
усыновлении, то раскрытие тайны усыновления может тяжело
отразиться на его психическом состоянии, испрашивать его согласия
следует лишь в тех случаях, когда установлены такие
обстоятельства, которые дают основание для отмены усыновления.
Если иск должен быть отклонен (например, родители страдают
хроническим алкоголизмом, ведут аморальный образ жизни, не могут
создать условий для надлежащего воспитания ребенка и т.п.), от
выяснения мнения усыновленного следует воздержаться. Если при обследовании условий жизни и воспитания
усыновленного (для представления заключения в суд) будет выявлено,
что в семье не сложились взаимоотношения между ребенком и
усыновителем в результате объективных причин (ребенок помнит своих
родителей, родных, агрессивно относится к членам семьи
усыновителя, имеются отклонения в поведении, развитии и др.), но
усыновление желательно сохранить, необходимо принять меры к
налаживанию взаимоотношений (обеспечить лечение ребенка, проводить
беседы и т.п.) и в зависимости от результатов наблюдений,
посещений решать вопрос об отмене или сохранении усыновления. При
обращении усыновителей об отмене усыновления в связи с тем, что
ребенок страдает заболеванием, препятствующим нормальному
воспитанию в семье, следует детально выяснить причину заболевания,
было ли известно усыновителю о недуге ребенка, как обеспечивали
усыновители его лечение, и по результатам проверки решить вопрос о
предъявлении иска об отмене усыновления или помещении ребенка в
специальное лечебное или воспитательное учреждение без отмены его
усыновления. Если установлено виновное поведение усыновителей (уклонение
от выполнения обязанностей по воспитанию или злоупотребление
своими правами, жестокое обращение с ребенком, аморальное или
антиобщественное поведение, оказывающее вредное влияние на
ребенка, хронический алкоголизм или злоупотребление наркотиками и
др.), не следует откладывать предъявление иска об отмене
усыновления и отобрании ребенка. Законодательством многих союзных республик предусмотрено, что
и при отмене усыновления с усыновителей могут быть взысканы
алименты на содержание ребенка в детском интернатном учреждении.
Последствия отмены усыновления
Действующее законодательство предусматривает при отмене
усыновления право на сохранение за ребенком фамилии, имени,
отчества, присвоенных ему при усыновлении. Отдел опеки и
попечительства (отдел народного образования при предъявлении иска
об отмене усыновления или представления заключения при
предъявлении иска другими лицами) должен детально выяснить,
соответствует ли интересам усыновленного сохранение этих данных,
каково мнение и желание самого усыновленного и, исходя из
интересов несовершеннолетнего, изложить суду свое мнение. Особенно внимательно к решению этих вопросов следует
подходить, когда отменяется усыновление подростка, привыкшего к
своему имени, фамилии, под которой он значится в учебном
заведении. В заключении, представляемом суду, должно быть указано
возвращается ли усыновленный к родителям, в детское интернатное
учреждение, как будет решен вопрос о его дальнейшем воспитании
(передан под опеку, попечительство, на усыновление). При отмене усыновления восстанавливаются все права и
обязанности несовершеннолетнего в отношении его родителей и их
родственников. Права, возникающие в связи с усыновлением,
считаются прекращенными на будущее время.
Признание усыновления недействительным
Усыновление может быть признано недействительным, когда
решение об усыновлении основывалось на подложных документах
(подложное свидетельство о смерти родителей, подложное заявление
от имени супруга и т.п.) или было фиктивным, т.е. произведенным
для достижения каких-либо иных целей, без намерения воспитывать
ребенка и принять его в свою семью, как, например, для получения
или расширения жилой площади, преимуществ, установленных для
семей, имеющих детей, а также, когда усыновителем было лицо, не
имеющее право усыновлять (недееспособный, несовершеннолетний,
лишенный родительских прав и т.п.). В ряде союзных республик есть некоторые другие основания для
признания усыновления недействительным, но закон не обязывает суд
при их наличии во всех случаях удовлетворять иск. Если признание
усыновления недействительным, по мнению органа опеки и
попечительства, будет противоречить интересам усыновленного,
следует просить суд отказать в удовлетворении иска. По законодательству большинства союзных республик требования
о признании усыновления недействительным могут быть предъявлены не
только органом опеки и попечительства и прокурором, но и любым
лицом, права которого нарушены данным усыновлением. Требования о признании усыновления недействительным
предъявляются к усыновителям, а если истцом выступает усыновитель,
то - к органу опеки и попечительства (отделу народного
образования). Усыновление, признанное недействительным, считается
недействительным с момента вынесения решения об усыновлении, т.е.
признается, что никаких прав и обязанностей между усыновителем,
его родственниками и усыновленным вообще не возникало, и
восстанавливаются все права и обязанности ребенка в отношении его
родителей и их родственников. При признании усыновления
недействительным ребенку возвращаются имя, отчество и фамилия,
данные ему при регистрации его рождения. При вступлении в силу решения суда об отмене усыновления или
признании его недействительным копия решения должна быть выслана
судом в исполком Совета народных депутатов, принявший решение об
усыновлении, и в орган ЗАГС, в котором была произведена
регистрация усыновления.
IX. Порядок хранения личных дел усыновленных
Личные дела усыновленных должны храниться отделом народного
образования, оформлявшим документы об усыновлении, в течение 75
лет (*) и не пересылаться по новому месту жительства усыновителя и
усыновленного.
______________
______________
(*) Перечень документов со сроками хранения Министерства
просвещения СССР, органов, учреждений, организаций и предприятий
системы просвещения (Приказ Минпроса СССР от 30 декабря 1980 г.
N 176).
Отдел народного образования, оформлявший документы по
усыновлению, поддерживает связь с усыновителями в течение первых
двух лет со времени оформления усыновления для оказания помощи в
воспитании усыновленного, при необходимости содействует в
установлении взаимоотношений с усыновленным, оказывает
социально-правовую помощь.
X. Усыновление детей иностранными гражданами
Вопросы усыновления детей иностранными гражданами подробно
регламентируются Основами законодательства Союза ССР и союзных
республик о браке и семье (статья 34) и республиканскими
кодексами, а также они отражены в Консульском уставе СССР. При
этом допускается несколько возможных вариантов оформления
усыновления: - усыновление советских детей советскими гражданами,
проживающими за границей, производится в советских посольствах и
консульствах по советским законам; - усыновление советских детей, находящихся вне пределов СССР,
иностранными гражданами производится в советских посольствах и
консульствах по советским законам с разрешения Министерства
народного образования (образования, просвещения) той союзной
республики, гражданином которой является усыновляемый, или на
территории которой он родился или проживал до выезда за границу.
Допускается оформление усыновления советских детей, находящихся за
границей, иностранными гражданами в соответствующих органах
государства, на территории которого проживает ребенок, по законам
этого государства, но при условии предварительного получения
разрешения на такое усыновление от Министерства народного
образования (образования, просвещения) союзной республики; - усыновление советских детей иностранными гражданами,
проживающими в СССР, производится на общих основаниях, т.е. по
советским законам, но при условии получения в каждом отдельном
случае разрешения на то исполкома областного, краевого Совета
народных депутатов, Совета Министров автономной республики. Такое разрешение испрашивает исполком районного, городского
Совета народных депутатов, рассматривающий вопрос об усыновлении
конкретного советского ребенка, если он полагает, что это
усыновление целесообразно и отвечает интересам
несовершеннолетнего. Только по получении разрешения исполком
принимает решение об усыновлении на общих основаниях в
соответствии с действующим законодательством. Следует учитывать, что между СССР и некоторыми государствами
заключен Международный договор о правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам, в котором определены правила и порядок
оформления усыновления советских детей иностранными гражданами. В
этих договорах предусмотрено, что оформление усыновления детей,
являющихся гражданами СССР, лицом другого государства производится
по законам и компетентными органами того государства, гражданином
которого является усыновитель. Законодательством СССР определено,
что если имеется международный договор, то действуют правила
договора, а не нормы советского права. Следовательно, в СССР
нельзя оформлять усыновление гражданами государств, с которыми
заключен договор (см. перечень таких государств). Процедура усыновления иностранных детей советскими гражданами
на территории СССР специально не урегулирована законом, что
позволяет производить такое усыновление на общих основаниях (т.е.
по советским законам) после предварительного согласования с
соответствующими органами иностранного государства. Порядок
усыновления иностранных детей советскими гражданами, проживающими
за границей, также специально не урегулирован законом, но такое
усыновление не исключается ни Основами, ни республиканскими
кодексами о браке и семье ( 2006-07 ), а потому может
производиться по правилам того государства, где оно оформляется. Если усыновитель и усыновленный - иностранные граждане одной
страны и проживают в СССР, то оформление усыновления производится
в посольстве их страны; если же они - граждане разных государств
(один из них - гражданин СССР), то усыновление может быть
оформлено в советских органах и по советским законам. В законе о гражданстве СССР предусмотрено, что при
усыновлении советского ребенка иностранными гражданами у
усыновленного ребенка сохраняется гражданство СССР. Изменение гражданства усыновленному в возрасте от 14 лет
может последовать в установленном порядке только с его согласия,
выраженного в письменной форме. Государства, с которыми заключены СССР договоры об оказании
правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам:
Народная Республика Албания - ст. 33 Республика Болгария - ст. 26 Венгерская Республика - ст. 30 - 32 Социалистическая Республика Вьетнам - ст. 28Республика Куба - ст. 26 Монгольская Республика - ст. 33 Польская Республика - ст. 34 Румынская Республика - ст. 34 Республика Куба - ст. 26 Монгольская Республика - ст. 33 Польская Республика - ст. 34 Румынская Республика - ст. 34 Чехо-Словацкая Федеративная Республика - ст. 35 Федеративная Народная Республика Югославия - ст. 29.
Первый заместитель Председателя
Гособразования СССР В.Д.Шадриков
Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР А.А.Баранов
Джерело:Офіційний портал ВРУ