ПРЕЗИДИУМ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ
УТВЕРЖДЕНОрешением президиума
Торгово-промышленной палаты
Украины
25.08.1994
протокол N 107 (2)
Р Е Г Л А М Е Н ТМорской арбитражной комиссии
при Торгово-промышленной палате Украины
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате
Украины является самостоятельным постоянно действующим арбитражным
учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в
соответствии с Законом Украины "О международном коммерческом
арбитраже" ( 4002-12 ) от 24 февраля 1994 года, Положением о
Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины и настоящим
Регламентом.
I. Компетенция Морской арбитражной комиссии
1.1. Морская арбитражная комиссия разрешает споры из
договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при
осуществлении торгового мореплавания независимо от того, являются
сторонами таких отношений субъекты украинского или иностранного
либо только украинского, или только иностранного права. В
частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры,
вытекающие из отношений: 1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также
перевозке грузов в смешанном плавании (река - море); 2) по морской буксировке судов и иных плавучих средств; 3) по морскому страхованию и перестрахованию; 4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских
судов и иных плавучих объектов; 5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному
обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания,
поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов
по морским путям; 6) связанных с использованием судов для осуществления научных
исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных
работ; 7) по спасанию морских судов или морским судном судна
внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном
внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания; 8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного
имущества; 9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и
судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских
водах, а также с причинением судном повреждений портовым
сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам; 10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и
другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при
осуществлении морского рыбного промысла. Морская арбитражная комиссия разрешает также споры,
возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего
плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей
статье, а также споры, связанные с осуществлением судами
внутреннего плавания заграничных перевозок.
1.2. Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению
споры при наличии письменного соглашения (договоренности) между
сторонами о передаче ей всех или определенных споров, которые
возникают или могут возникнуть между сторонами в связи с
какими-либо конкретными правоотношениями, независимо от того,
носят ли они договорный характер или нет. Арбитражное соглашение
может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в
виде отдельного соглашения.
1.3. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.
Соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе,
подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами,
сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных
средств связи, которые обеспечивают фиксацию такого соглашения, а
также путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в котором
одна из сторон утверждает о наличии арбитражного соглашения, а
другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ,
содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением
при условии, если договор заключен в письменной форме и данная
ссылка такова, что делает упомянутую арбитражную оговорку частью
договора.
1.4. Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, должна
трактоваться как соглашение, не зависящее от иных условий
договора. Вынесение Морской арбитражной комиссией решения о
недействительности договора не влечет за собой в силу закона
недействительности арбитражной оговорки.
1.5. Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению
также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в
силу международных договоров и соглашений.
1.6. Вопрос о компетенции Морской арбитражной комиссии по
каждому конкретному делу решает председатель Морской арбитражной
комиссии.
1.7. Заявление об отсутствии у Морской арбитражной комиссии
компетенции может быть сделано не позднее представления возражений
по иску. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении
арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление
о том, что Морская арбитражная комиссия превышает пределы своей
компетенции, должно быть сделано сразу же, как только вопрос,
который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет
поставлен в ходе арбитражного рассмотрения. Морская арбитражная
комиссия может в любом из этих случаев принять заявление,
сделанное позже, если признает задержку оправданной.
1.8. Морская арбитражная комиссия может вынести постановление
по заявлению, указанному в ст. 1.7 настоящего Регламента, или как
по вопросу предварительного характера, либо в решении по существу
спора. Если Морская арбитражная комиссия вынесет постановление как
по вопросу предварительного характера, что она имеет компетенцию,
любая сторона может в течение 30 дней после получения этого
постановления оспорить его путем обращения с ходатайством о его
отмене в Киевский городской суд, решение которого по этому вопросу
не подлежит обжалованию; пока такая просьба ждет своего решения,
Морская арбитражная комиссия может продолжить рассмотрение и
принять арбитражное решение.
1.9. Если стороны не договорились об ином, Морская
арбитражная комиссия может по просьбе любой стороны распорядиться
о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в
отношении предмета спора, какие она считает необходимыми. Морская
арбитражная комиссия может потребовать от любой стороны
предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. По делам, подлежащим рассмотрению Морской арбитражной
комиссией, председатель комиссии может по просьбе стороны
установить размер и форму обеспечения требования и, в частности,
принять постановление о наложении ареста на судно или груз иной
стороны, которые находятся в украинском порту.
II. Организация Морской арбитражной комиссии
2.1. Морская арбитражная комиссия состоит из председателя,
двух его заместителей, арбитров и ответственного секретаря.
2.2. Морская арбитражная комиссия имеет президиум, членами
которого являются председатель Морской арбитражной комиссии и его
заместители. Председатель Морской арбитражной комиссии является
одновременно и председателем президиума. Два члена президиума составляют кворум. Решения президиума
принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов
голос председателя президиума является решающим.
2.3. Председатель Морской арбитражной комиссии и его
заместители назначаются президиумом Торгово-промышленной палаты
Украины сроком на 4 года. Председатель Морской арбитражной комиссии организует
деятельность комиссии, исполняет функции, предусмотренные
настоящим Регламентом, представляет Морскую арбитражную комиссию в
ее отношениях в Украине и за рубежом. В период отсутствия председателя Морской арбитражной комиссии
его функции выполняет по назначению председателя Морской
арбитражной комиссии один из его заместителей. Функции заместителей председателя Морской арбитражной
комиссии определяются председателем Морской арбитражной комиссии.
2.4. Арбитрами могут являться лица, назначенные сторонами при
соблюдении условий настоящего Регламента, либо лица, назначенные
Президентом Торгово-промышленной палаты Украины. Президиум Торгово-промышленной палаты Украины утверждает
Рекомендательный список арбитров, в который могут входить как
граждане Украины, так и граждане других государств и лица без
гражданства. В списке указываются имя и фамилия арбитра, его гражданство и
постоянное место жительства, образование, специальность, ученая
степень (звание), должность и другие сведения - по решению
президиума Морской арбитражной комиссии.
2.5. Арбитры независимы, объективны и беспристрастны при
исполнении своих обязанностей. Они не могут быть представителями
сторон.
2.6. Ответственный секретарь Морской арбитражной комиссии
назначается Президентом Торгово-промышленной палаты Украины по
представлению президиума Морской арбитражной комиссии. Ответственный секретарь организует деловодство и исполняет
иные предусмотренные Регламентом функции.
2.7. Арбитры, президиум и ответственный секретарь Морской
арбитражной комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность в
отношении споров, рассматриваемых в Морской арбитражной комиссии.
2.8. Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной
палате Украины имеет печать со своим наименованием на украинском и
английском языках с изображением якоря и весов правосудия.
III. Состав Морской арбитражной комиссии,рассматривающий дело
3.1. Стороны могут по своему усмотрению определять число
арбитров, в том числе одного. Если нет соглашения сторон о
количестве арбитров, то назначаются три арбитра. Арбитр или
арбитры, которые рассматривают дело, независимо от их числа,
именуются в период рассмотрения дела составом Морской арбитражной
комиссии.
3.2. Ни одно лицо не может быть лишено права выступать
арбитром из-за его гражданства, если стороны не договорились об
ином.
3.3. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру
назначения арбитра или арбитров при условии соблюдения положений
настоящего Регламента. В случае отсутствия такого соглашения: - при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона назначает
одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра назначают
третьего арбитра - председателя состава Морской арбитражной
комиссии по данному делу; если сторона не назначит арбитра в
течение 30 дней после получения уведомления об этом Морской
арбитражной комиссии или если два арбитра в течение 30 дней с
момента их назначения не договорятся о назначении третьего
арбитра, арбитр в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины "О
международном коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ) назначается
Президентом Торгово-промышленной палаты Украины; - при арбитраже с единоличным арбитром, если стороны не
договорились о назначении арбитра, арбитр в соответствии с п. 3
ст. 11 Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже"
( 4002-12 ) назначается Президентом Торгово-промышленной палаты
Украины.
3.4. Если во время процедуры назначения, согласованной
сторонами: - одна из сторон не соблюдает такой процедуры; или - стороны или два арбитра не могут достичь согласия согласно
такой процедуре; или - третье лицо, включая учреждение, не выполняет какой-либо
функции, возложенной на него согласно такой процедуре, любая
сторона может просить Президента Торгово-промышленной палаты
Украины принять необходимые меры, если только соглашение о
процедуре назначения не предусматривает других способов
обеспечения назначения.
3.5. При назначении арбитра Президентом Торгово-промышленной
палаты Украины учитываются любые требования, предъявляемые к
квалификации арбитра соглашением сторон, и такие соображения,
которые могут обеспечить назначение независимого и
беспристрастного арбитра, а в случае назначения единоличного
арбитра или председателя состава Морской арбитражной комиссии
принимается также во внимание желательность назначения арбитром
лица иного гражданства, нежели гражданство, к которому принадлежат
стороны.
3.6. Постановления Президента Торгово-промышленной палаты
Украины, принимаемые в соответствии со ст. ст. 3.3, 3.5 настоящего
Регламента, обжалованию не подлежат.
3.7. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его
возможным назначением в качестве арбитра это лицо должно сообщить
о любых обстоятельствах, могущих вызвать обоснованные сомнения
относительно его беспристрастности или независимости. Арбитр с
момента его назначения и в течение всего арбитражного рассмотрения
должен без промедления сообщить сторонам о таких обстоятельствам,
если он не сообщил им об этих обстоятельствах ранее.
3.8. Отвод арбитру может быть заявлен только в том случае,
если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения
относительно его беспристрастности или независимости, либо если он
не обладает квалификацией, обусловленной соглашением сторон.
Сторона может заявить отвод арбитру, которого она назначила или в
назначении которого она принимала участие, лишь по причинам,
ставшим ей известными после его назначения.
3.9. Стороны могут по своему усмотрению договориться о
процедуре отвода арбитра, при условии соблюдения положений пунктов
10 и 11 настоящей статьи.
3.10. При отсутствии такой договоренности сторона, которая
решила заявить отвод арбитру, должна в течение 15 дней после того,
как ей стал известен состав Морской арбитражной комиссии или любые
обстоятельства, указанные в ст. 4.2 настоящего Регламента, в
письменной форме уведомить Морскую арбитражную комиссию путем
направления ей мотивированного заявления. Если арбитр, которому заявлен отвод, сам не откажется от
участия в рассмотрении дела или другая сторона не дает согласия на
отвод арбитра, вопрос об отводе решается президиумом Морской
арбитражной комиссии.
3.11. Если заявление об отводе при применении любой
процедуры, согласованной сторонами, или процедуры, предусмотренной
ст. 3.10 настоящего Регламента, не удовлетворено, сторона,
заявляющая отвод, может в течение 30 дней после получения
уведомления о решении об отклонении отвода просить Президента
Торгово-промышленной палаты Украины принять постановление об
отводе, которое не подлежит обжалованию. Пока просьба стороны
ожидает своего разрешения, Морская арбитражная комиссия, включая
арбитра, которому заявлен отвод, может продолжать арбитражное
рассмотрение и вынести арбитражное решение.
3.12. В случае, когда арбитр юридически или фактически
оказывается неспособным выполнять свои функции или необоснованно
долго не осуществляет их по другим причинам, его мандат прекращает
действие, если арбитр берет самоотвод или стороны договариваются о
прекращении мандата. В иных случаях, если сохраняются разногласия относительно
какоголибо из этих оснований, любая сторона может обратиться к
Президенту Торгово-промышленной палаты Украины с просьбой решить
вопрос о прекращении действия мандата, постановление которого не
подлежит обжалованию.
3.13. Самоотвод арбитра или согласие стороны на прекращение
его мандата в соответствии со ст. 3.10 или ст. 3.12 настоящего
Регламента не означают признания любого из оснований, указанных в
ст. 3.10 или ст. 3.12 настоящего Регламента.
3.14. Если мандат арбитра прекращает действие на основании
ст. 3.10 или ст. 3.12 настоящего Регламента или если вследствие
самоотвода арбитра по любой иной причине либо ввиду отмены его
мандата соглашением сторон, а равно во всяком другом случае
прекращения действия мандата арбитра, новый арбитр назначается в
соответствии с правилами, которые были применены при назначении
заменяемого арбитра.
IV. Арбитражное производство
а) Общие положения
4.1. К сторонам должно быть равное отношение и каждой стороне
должны быть предоставлены все возможности для изложения своей
позиции.
4.2. При условии соблюдения положений Закона Украины "О
международном коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ) стороны могут по
своему усмотрению договориться о процедуре рассмотрения дела
Морской арбитражной комиссией. В случае отсутствия такого соглашения Морская арбитражная
комиссия может с соблюдением положений Закона Украины
"О международном коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ) вести
арбитражное рассмотрение так, как она считает должным. Полномочия,
предоставленные Морской арбитражной комиссии, включают полномочия
на определение допустимости и относимости любого доказательства.
4.3. Местонахождением Морской арбитражной комиссии и местом
проведения ее заседаний по рассмотрению дел является город Киев.
4.4. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте
арбитража. В случае отсутствия такой договоренности место
арбитража определяется Морской арбитражной комиссией с учетом
обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
4.5. Несмотря на положения п. 4 настоящей статьи, Морская
арбитражная комиссия может, если стороны не договорились об ином,
собраться в ином месте, которое она считает надлежащим для
проведения консультаций между арбитрами, заслушивания свидетелей,
экспертов или представителей сторон либо для осмотра судов,
другого имущества или документов.
4.6. Арбитражное рассмотрение ведется на украинском или
русском языке.
4.7. Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке
или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного
разбирательства. В случае отсутствия такой договоренности Морская арбитражная
комиссия определяет язык или языки, которые должны быть
использованы при рассмотрении дела. Такого рода договоренность или
определение, если в них не оговорено иное, относится к любому
письменному заявлению стороны, любому рассмотрению дела, ко всем
решениям, постановлениям и иным уведомлениям Морской арбитражной
комиссии.
4.8. Морская арбитражная комиссия может распорядиться о том,
чтобы любые заявления и документальные доказательства
сопровождались переводом на язык или языки, о которых договорились
стороны или которые определены Морской арбитражной комиссией.
4.9. Срок арбитражного рассмотрения дела не должен превышать
6 месяцев со дня получения Морской арбитражной комиссией
надлежащим образом оформленного иска и суммы арбитражного сбора. Президиум по мотивированному обращению состава Морской
арбитражной комиссии или одной из сторон имеет право продлить этот
срок.
4.10. Все документы, относящиеся к арбитражному рассмотрению,
должны быть представлены сторонами в таком количестве экземпляров,
чтобы каждая из них имела по одному экземпляру, а Морская
арбитражная комиссия не менее одного экземпляра.
4.11. Секретариат Морской арбитражной комиссии обеспечивает
своевременное направление сторонам всех документов по делу. Они
направляются по адресу, указанному сторонами.
4.12. Если стороны не договорились об ином, любое письменное
сообщение считается полученным, если оно доставлено адресату лично
или на его коммерческое предприятие, по его постоянному
местожительству или почтовому адресу; когда таковые не могут быть
установлены путем разумного наведения справок, письменное
сообщение считается полученным, если оно направлено по последнему
известному местонахождению коммерческого предприятия, постоянному
местожительству или почтовому адресу адресата заказным письмом или
любым иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки
этого сообщения. Сообщение считается полученным в день такой доставки.
4.13. Исковое заявление, отзыв на иск, повестка, арбитражное
решение, постановление и определение направляются стороне только
заказным письмом или вручаются лично под расписку. Все остальные документы и сообщения могут направляться
обычным письмом, по телефаксу, телеграфу.
4.14. Порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров
арбитров и других расходов Морской арбитражной комиссии утверждает
Торгово-промышленная палата Украины.
4.15. Определение и распределение арбитражного сбора и
возмещения расходов Морской арбитражной комиссии осуществляются в
соответствии с Положением об арбитражных сборах и расходах,
являющимся составной частью настоящего Регламента (приложение).
4.16. Нарушение порядка и срока уплаты арбитражного сбора и
возмещения расходов Морской арбитражной комиссии может привести к
приостановлению или прекращению арбитражного рассмотрения. Постановление о приостановлении или прекращении арбитражного
рассмотрения по делу в таких случаях выносится председателем
президиума Морской арбитражной комиссии.
б) Возбуждение арбитражного производства по делу
5.1. Производство по делу возбуждается подачей надлежащим
образом оформленного искового заявления в Морскую арбитражную
комиссию. Днем подачи иска в Морскую арбитражную комиссию считается
день его вручения Морской арбитражной комиссии, а при отправке по
почте - дата штемпеля на конверте почтового ведомства места
отправления.
5.2. Исковое заявление должно содержать: - наименование Морской арбитражной комиссии; - наименования сторон и их почтовые адреса; - указание цены иска; - требования истца; - обоснование компетенции Морской арбитражной комиссии; - изложение обстоятельств, на которых основаны исковые
требования; указание на доказательства, которые подтверждают иск;
обоснованный расчет сумм, которые взыскиваются или оспариваются;
законодательство, на основе которого подается иск; - перечень документов и иных доказательств, прилагаемых к
заявлению; - подпись истца, если только стороны не договорились об ином в отношении
необходимых реквизитов заявления.
5.3. К исковому заявлению прилагаются: - копии искового заявления и прилагаемых к нему документов
для ответчика; - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых
основываются исковые требования; - доказательства уплаты регистрационного сбора. Стороны могут сослаться на документы или иные обстоятельства,
которые они представят в дальнейшем.
5.4. Получив исковое заявление, ответственный секретарь
направляет истцу Регламент, Рекомендательный список арбитров и
сообщает сумму арбитражного сбора, которую истец должен уплатить
на счет Торгово-промышленной палаты Украины. Если иск подан без соблюдения требований, предусмотренных в
п.п. 2 и 3 настоящей статьи, ответственный секретарь Морской
арбитражной комиссии предлагает истцу устранить обнаруженные
недостатки в течение 30 дней с момента получения предложения. До устранения недостатков дело остается без движения, а при
неисполнении предложения арбитражное рассмотрение прекращается.
5.5. Одновременно ответственный секретарь уведомляет истца о
необходимости в соответствии со ст. 3 Регламента направить
заявление о количественном составе Морской арбитражной комиссии,
назначенного истцом арбитра, указав его имя и фамилию, представить
доказательства об уплате арбитражного сбора.
5.6. Если истец в течение 30 дней со дня получения
уведомления не направит заявление о количественном составе Морской
арбитражной комиссии и не укажет имя и фамилию назначенного им
арбитра, в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины
"О международном коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ), арбитра за
истца назначает Президент Торгово-промышленной палаты Украины. Неисполнение истцом требований о представлении доказательств
уплаты арбитражного сбора в 30-дневный срок со дня получения
уведомления дает основания для прекращения арбитражного
рассмотрения.
5.7. Если очевидно, что Морская арбитражная комиссия не
компетентна рассматривать дело, она отказывает в принятии искового
заявления и возвращает его истцу в течение 10 дней.
5.8. По получении надлежащим образом оформленного искового
заявления ответственный секретарь Морской арбитражной комиссии в
течение десяти дней уведомляет об этом ответчика и направляет ему
копии искового заявления и приложенных к нему документов, а также
Регламент и Рекомендательный список арбитров.
5.9. Одновременно ответственный секретарь предлагает
ответчику в 30-дневный срок с момента получения им исковых
материалов представить в Морскую арбитражную комиссию свои
письменные объяснения (отзыв на исковое заявление) и все
документы, подтверждающие возражения против иска, заявление о
зачете или встречных требованиях, если таковые имеются, с
соответствующими обоснованиями, если только стороны не
договорились об ином в отношении необходимых реквизитов отзыва, а
также в соответствии со ст. 3 Регламента сообщить Морской
арбитражной комиссии имя и фамилию назначенного ответчиком
арбитра. По просьбе ответчика указанный срок представления
дополнительных документов может быть продлен, но не более чем на
один месяц. Если ответчик не назначит в 30-дневный срок с момента
получения исковых материалов арбитра, то арбитра за ответчика, в
соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Украины "О международном
коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ), назначает Президент
Торгово-промышленной палаты Украины.
5.10. К встречному иску, который должен быть взаимосвязан с
первоначальным, предъявляются те же требования, что и к
первоначальному иску.
5.11. Если стороны не договорились об ином, в ходе
арбитражного рассмотрения любая сторона может изменить или
дополнить свои исковые требования или возражения по иску, если
только Морская арбитражная комиссия не признает нецелесообразными
такие изменения или дополнения с учетом задержки разрешения спора. Вышеизложенное в равной мере применяется к праву стороны
заявить требования о зачете или предъявить встречные требования.
в) Подготовка арбитражного рассмотрения дела
6.1. Предварительную подготовку дела к рассмотрению
осуществляет ответственный секретарь в соответствии со ст.ст. 4, 5
настоящего Регламента.
6.2. Состав Морской арбитражной комиссии проверяет состояние
подготовки дела к рассмотрению и, если сочтет необходимым,
принимает дополнительные меры по подготовке дела, в частности,
истребует от сторон письменные объяснения, доказательства и другие
дополнительные документы.
6.3. О времени и месте проведения заседания Морской
арбитражной комиссии и ее персональном составе стороны извещаются
ответственным секретарем за 30 дней до момента проведения такого
заседания. Этот срок по соглашению сторон может быть сокращен или
продлен.
г) Рассмотрение дела
7.1. При условии соблюдения любого иного соглашения сторон
состав Морской арбитражной комиссии принимает решение о том,
проводить ли устное слушание дела для представления доказательств
или для устных прений либо осуществлять рассмотрение только на
основе документов и других материалов. Однако, кроме того случая,
когда стороны договорились не проводить устного слушания, Морская
арбитражная комиссия должна провести такое слушание на
соответствующей стадии разбирательства, если об этом просит
какая-либо из сторон.
7.2. Сторонам заблаговременно должно быть направлено
уведомление о любом заседании состава Морской арбитражной
комиссии, проводимого с целью осмотра судна, портовых сооружений,
товаров, другого имущества или документов.
7.3. Все заявления, документы или другая информация,
представляемые одной из сторон составу Морской арбитражной
комиссии, должны быть переданы другой стороне. Сторонам должны
быть переданы также заключения экспертов или другие документы и
доказательства, на которых состав Морской арбитражной комиссии
может базироваться при принятии своего решения. Стороны могут вести свои дела в Морской арбитражной комиссии
и участвовать в арбитражном рассмотрении как непосредственно, так
и через должным образом уполномоченных представителей.
7.4. Если стороны не договорились об ином, в тех случаях,
когда без ссылки на уважительные причины: а) истец не представляет свое исковое заявление, как это
требуется в соответствии со ст.ст. 5.2, 5.3 настоящего Регламента,
- состав Морской арбитражной комиссии прекращает рассмотрение; б) ответчик не представляет своих возражений по иску в
соответствии с настоящим Регламентом, состав Морской арбитражной
комиссии продолжает рассмотрение дела, не считая такое
непредставление возражений признанием иска; в) любая сторона не является на рассмотрение дела или не
представляет документальные доказательства, состав Морской
арбитражной комиссии может продолжить рассмотрение и вынести
решение на основе имеющихся в деле материалов.
7.5. Морская арбитражная комиссия может отложить рассмотрение
дела: а) в случае необходимости истребовать новые доказательства; б) в связи с неявкой в заседание суда представителя ответчика
и отсутствием в деле уведомления о вручении ему извещения о дне
арбитражного рассмотрения дела; в) в случае отклонения ходатайства об отводе арбитра и
обращения стороны, заявившей такое ходатайство, к Президенту
Торгово-промышленной палаты Украины в соответствии со ст. 3.11
настоящего Регламента. Рассмотрение дела может быть отложено и при наличии иных
обстоятельств, препятствующих, по мнению состава Морской
арбитражной комиссии, разрешению спора в данном заседании. Откладывая рассмотрение дела, Морская арбитражная комиссия
выносит мотивированное определение.
7.6. Если стороны не договорились об ином, Морская
арбитражная комиссия: а) может назначить одного или нескольких экспертов для
разъяснения конкретных вопросов, которые определяются составом
Морской арбитражной комиссии; б) может потребовать от сторон представления эксперту любой
относящейся к делу информации или предъявления для осмотра или
предоставления возможности осмотра любых относящихся к делу
документов, товаров или другого имущества.
7.7. При отсутствии договоренности об ином эксперт, по
просьбе сторон или если состав Морской арбитражной комиссии
считает это необходимым, должен после представления своего устного
или письменного заключения принять участие в рассмотрении дела,
где сторонам предоставляется возможность задавать ему вопросы и
представлять свидетелей-экспертов для дачи показаний по спорным
вопросам.
д) Вынесение арбитражного решения и прекращение арбитражного
рассмотрения дела
8.1. Морская арбитражная комиссия разрешает спор в
соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в
качестве применимых к существу спора. Любое указание на право или
системы права какого-либо государства, если в нем не выражено иное
намерение, должно толковаться как непосредственно отсылающее к
материальному праву этого государства, а не к его коллизионным
нормам.
8.2. При отсутствии какого-либо указания сторон Морская
арбитражная комиссия применяет право, определенное в соответствии
с коллизионными нормами, которые она считает необходимым
применить.
8.3. Состав Морской арбитражной комиссии принимает решение
"по справедливости" или в качестве "дружеского посредника" лишь в
том случае, когда стороны прямо уполномочили его на это.
8.4. Во всех случаях состав Морской арбитражной комиссии
принимает решение в соответствии с условиями соглашения,
международных конвенций и с учетом торговых обычаев, касающихся
данного соглашения.
8.5. Арбитражное рассмотрение завершается окончательным
арбитражным решением или постановлением Морской арбитражной
комиссии о прекращении арбитражного рассмотрения.
8.6. При арбитражном рассмотрении дела коллегиальным составом
арбитров любое решение Морской арбитражной комиссии, если стороны
не договорились об ином, должно быть вынесено большинством
арбитров. Однако вопросы процедуры могут разрешаться председателем
состава Морской арбитражной комиссии, если его уполномочат на это
стороны или все члены состава Морской арбитражной комиссии.
8.7. Арбитражное решение должно быть вынесено в письменной
форме и подписано единоличным арбитром или арбитрами. При
коллегиальном арбитражном рассмотрении достаточно наличия подписей
большинства членов состава Морской арбитражной комиссии - при
условии указания причины отсутствия других подписей.
8.8. В арбитражном решении должны быть указаны мотивы, на
которых оно основано, вывод об удовлетворении или отклонении
исковых требований, сумма арбитражного сбора и расходов по делу,
их распределение между сторонами.
8.9. В арбитражном решении должны быть указаны его дата и
место заседания Морской арбитражной комиссии. В соответствии со
ст. 4 арбитражное решение считается вынесенным в этом месте.
8.10. Если в ходе арбитражного рассмотрения стороны
урегулируют спорные вопросы, состав Морской арбитражной комиссии
прекращает рассмотрение дела и, по просьбе сторон, при отсутствии
возражений с его стороны фиксирует это урегулирование в виде
арбитражного решения на согласованных условиях.
8.11. Арбитражное решение на согласованных условиях должно
быть вынесено в соответствии с п.п. 6-9 ст. 8 Регламента и должно
содержать указание на то, что оно является арбитражным решением.
Такое решение имеет ту же силу и подлежит исполнению так же, как и
любое другое арбитражное решение по существу спора.
8.12. Состав Морской арбитражной комиссии выносит
постановление о прекращении арбитражного рассмотрения в случаях,
когда: а) истец отказывается от своих требований; если только
ответчик не выдвинет возражений против прекращения рассмотрения и
Морская арбитражная комиссия не признает законный интерес
ответчика в окончательном урегулировании спора; б) стороны договариваются о прекращении рассмотрения; в) состав Морской арбитражной комиссии считает, что
продолжение рассмотрения стало по каким-либо причинам ненужным или
невозможным; в том числе в случае, когда истец нарушил порядок
уплаты внесения арбитражного сбора.
8.13. Принятое решение по существу спора или постановление о
прекращении рассмотрения оглашается в арбитражном заседании после
окончания рассмотрения дела. Состав Морской арбитражной комиссии
имеет право огласить только резолютивную часть решения. В связи с особой сложностью дела решение по нему может быть
принято в течение пяти дней, о чем объявляется в заседании.
8.14. В течение 10 дней с момента принятия решения сторонам
направляется в письменном виде мотивированное решение, подписанное
арбитрами в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
Председатель Морской арбитражной комиссии имеет право в
исключительных случаях, если это необходимо, продлить этот срок,
но не более чем на 10 дней.
8.15. Действие полномочий состава Морской арбитражной
комиссии прекращается одновременно с завершением арбитражного
рассмотрения дела, без ущерба, однако, для положений
ст.ст. 8.16-8.18 настоящего Регламента.
8.16. В течение 30 дней по получении решения, если стороны не
договорились об ином сроке: а) любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может
просить состав Морской арбитражной комиссии по делу исправить
любую допущенную ошибку в подсчетах, описку или опечатку или иные
ошибки аналогичного характера; б) при наличии соответствующей договоренности между сторонами
любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить
состав Морской арбитражной комиссии дать разъяснение какого-либо
конкретного пункта или части арбитражного решения. Состав Морской арбитражной комиссии, если он сочтет просьбу
оправданной, должен внести соответствующие исправления или дать
разъяснения в течение 30 дней по получении соответствующей
просьбы. Такое разъяснение становится составной частью
арбитражного решения.
8.17. Состав Морской арбитражной комиссии по своей инициативе
в течение 30 дней, считая с даты вынесения арбитражного решения,
может исправить любые ошибки, указанные в пункте 16 (а) настоящей
статьи.
8.18. Если стороны не договорились об ином, любая из сторон,
уведомив об этом другую сторону, может в течение 30 дней после
получения арбитражного решения просить состав Морской арбитражной
комиссии вынести дополнительное решение относительно требований,
которые были заявлены в ходе арбитражного рассмотрения дела,
однако не были включены в арбитражное решение. Если состав Морской
арбитражной комиссии придет к выводу, что просьба обоснована, он
должен в течение 60 дней со дня получения просьбы вынести
дополнительное решение.
8.19. Положения статьи 8 должны применяться в отношении
исправления, разъяснения арбитражного решения или в отношении
дополнительного решения.
V. Оспаривание арбитражного решения
9.1. Оспаривание арбитражного решения может быть произведено
только путем подачи ходатайства об отмене в соответствии с
п.п. 2, 3 ст. 9 настоящего Регламента.
9.2. Арбитражное решение, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона
Украины "О международном коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ) может
быть отменено Киевским городским судом лишь в случае, если: 1) сторона, заявляющая ходатайство об отмене, представит
доказательства того, что: - одна из сторон в арбитражном соглашении, предусмотренном в
ст. 1.2 Регламента, была в какой-либо мере недееспособна или это
соглашение недействительно по закону, которому стороны его
подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону Украины;
или - она не была должным образом уведомлена о назначении арбитра
или об арбитражном рассмотрении либо по другим уважительным
причинам не могла представить свои объяснения; или - решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным
соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит
постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного
соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам,
охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех,
которые не охватываются таким соглашением, может быть отменена
только та часть арбитражного решения, которая содержит
постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным
соглашением; или - состав Морской арбитражной комиссии или арбитражная
процедура не соответствовали соглашению сторон, если только такое
соглашение не противоречит Закону Украины "О международном
коммерческом арбитраже" ( 4002-12 ), либо не соответствовали ему
при отсутствии соглашения сторон; 2) суд определит, что: - объект спора не может быть предметом арбитражного
рассмотрения по закону Украины; - арбитражное решение противоречит публичному порядку
Украины.
9.3. Ходатайство об отмене не может быть заявлено по
истечении трех месяцев со дня получения стороной, его заявляющей,
арбитражного решения, а в случае, если была подана просьба в
соответствии со ст. ст. 8.16-8.18 настоящего Регламента, - со дня
вынесения Морской арбитражной комиссией решения по этой просьбе.
VI. Признание и приведение в исполнениеарбитражного решения
10.1. Решение Морской арбитражной комиссии является
окончательным. Оно исполняется сторонами добровольно в
установленный Морской арбитражной комиссией срок. Если срок исполнения решения не установлен, оно подлежит
немедленному исполнению.
10.2. Арбитражное решение признается обязательным и при
отказе от его добровольного исполнения приводится в исполнение в
принудительном порядке в зависимости от места нахождения должника. Если должник находится в Украине, решение Морской арбитражной
комиссии при Торгово-промышленной палате Украины по письменному
ходатайству заявителя приводится в исполнение в соответствии с
Законом Украины "О международном коммерческом арбитраже"
( 4002-12 ) и гражданским процессуальным законодательством Украины
путем обращения в компетентный суд по месту нахождения должника. Если должник находится за пределами Украины, письменное
ходатайство заявитель направляет компетентному суду в стране
нахождения должника и в соответствии со ст. III Нью-Йоркской
Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных
арбитражных решений ( 995_070 ) (1958 г.) или межгосударственным
договором государственный суд договаривающейся страны признает и
приводит в исполнение решения Морской арбитражной комиссии в
соответствии с процессуальным законодательством страны, где
испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений.
10.3. В компетентный государственный суд сторона,
основывающаяся на арбитражном решении и ходатайствующая о
признании и приведении его в исполнение, должна представить
должным образом заверенный оригинал арбитражного решения или
должным образом заверенную копию такового, а также оригинал
арбитражного соглашения, указанного в ст. 1.2 Регламента, либо
должным образом заверенную копию такового. Если ходатайство,
арбитражное решение или соглашение изложены не на официальном
языке той страны, где испрашивается признание и приведение в
исполнение данного решения, сторона, которая возбуждает
ходатайство, должна представить также должным образом заверенный
перевод этих документов на такой язык в двух экземплярах. Перевод
заверяется официальным переводчиком или дипломатическим или
консульским учреждением.
ПРИЛОЖЕНИЕк Регламенту Морской
арбитражной комиссии при
Торгово-промышленной палате
Украины (с изменениями и
дополнениями,
внесенными решением
президиума ТПП Украины
от 18 апреля 1995 г.,
об арбитражных сборах и расходах
I. Определение терминов
1. "Арбитражный сбор" - это сбор, взимаемый по каждому
принятому к рассмотрению в Морской арбитражной комиссии делу для
покрытия общих затрат, связанных с деятельностью Морской
арбитражной комиссии при ТПП Украины. Арбитражный сбор включает в себя арбитражный гонорар (гонорар
арбитров) за рассмотрение и разрешение экономического спора и
административный сбор для покрытия расходов на содержание Морской
арбитражной комиссии (вознаграждение юридических и технических
сотрудников, расходы на их командировки, техническое обслуживание,
установленные государством сборы и налоги и др.).
2. "Расходы арбитражного производства" - это специальные
расходы, которые возникают в связи с арбитражным рассмотрением
отдельных дел (расходы на проведение экспертизы и переводы; суммы,
подлежащие выплате экспертам, переводчикам и свидетелям;
командировочные расходы, связанные с рассмотрением дела, и др.).
3. "Расходы сторон" - это расходы, которые несет каждая
сторона отдельно в связи с защитой своих интересов через
представителей перед Морской арбитражной комиссией, их
командировки, гонорары адвокатов и др.
II. Арбитражный сбор
1. Арбитражный сбор взимается в валюте, в которой выражена
цена иска, или в свободно конвертируемой валюте, а стороной,
находящейся на территории Украины, может также уплачиваться
валютой, которая имеет официальное хождение в Украине, в пересчете
в доллары США по курсу покупки Национальным банком Украины
иностранной валюты, поступающей в свободную продажу на момент
уплаты арбитражного сбора. Если исковые требования предъявляются в разных валютах,
Морская арбитражная комиссия определяет единую валюту сбора.
2. Арбитражный сбор исчисляется в зависимости от цены иска в
соответствии со следующей таблицей:
------------------------------------------------------------------ Сумма иска в долларах | Арбитражный сбор в долларах США | США | | -------------------------+--------------------------------------| до 50000 |6 % от суммы иска, но не менее 600 | -------------------------+--------------------------------------| от 50001 до 100000 |3000 + 4 % от суммы иска свыше 50000 | -------------------------+--------------------------------------| от 100001 до 200000 |5000 + 3 % от суммы иска свыше 100000 | -------------------------+--------------------------------------| от 200001 до 500000 |8000 + 2 % от суммы иска свыше 200000 | -------------------------+--------------------------------------| от 500001 до 1000000 |14000 + 1 % от суммы иска свыше 500000| -------------------------+--------------------------------------| от 1000001 до 5000000 |19000 + 0,5 % от суммы иска свыше | |1000000 | -------------------------+--------------------------------------| свыше 5000001 |39000 + 0,3 % от суммы иска свыше | |5000000 | -----------------------------------------------------------------
Приведенный выше размер суммы арбитражного сбора уплачивается
в случаях, когда дело Морская арбитражная комиссия рассматривает
коллегиально в составе трех арбитров. В тех случаях, когда дело
рассматривается единолично одним арбитром, сумма арбитражного
гонорара уменьшается на 30 %. Если сторонами не решен вопрос о количественном составе
арбитров, который будет рассматривать дело, истец уплачивает
арбитражный гонорар авансом из расчета рассмотрения дела тремя
арбитрами. В этом случае, если стороны придут к соглашению о
рассмотрении дела одним арбитром, арбитражный гонорар, уплаченный
истцом для остальных (двух) арбитров, по постановлению
председателя Морской арбитражной комиссии возвращается истцу.
3. Для установления размера арбитражного сбора по каждому
делу сумма иска пересчитывается в доллары США по курсу,
существующему в стране, где валюта иска является законным
платежным средством на дату уплаты сбора. Этот же курс
используется при пересчете полученного размера арбитражного сбора
в валюту, которой вносится арбитражный сбор.
4. Арбитражный сбор считается уплаченным в день, когда сумма
сбора поступила на счет Торгово-промышленной палаты Украины
260020128332 в Укрэксимбанке г. Киева, МФО 322313. При оплате
сбора свободно конвертируемой валютой - валютный счет
260020128332/840 в этом же банке. Издержки по банковскому переводу сумм арбитражных сборов и
расходов, уплачиваемых Морской арбитражной комиссии, возлагается
на сторону, осуществляющую соответствующий платеж.
5. При предъявлении искового заявления истец должен уплатить
в Морскую арбитражную комиссию на вышеуказанный счет
Торгово-промышленной палаты Украины регистрационный сбор в
размере, соответственно, 200 долларов США. Этот сбор является
безвозвратным. Он засчитывается в покрытие арбитражного сбора.
Остальная часть арбитражного сбора подлежит уплате истцом не
позднее 30 дней после получения им соответствующего уведомления
Морской арбитражной комиссии о размере сбора, подлежащего уплате. До поступления арбитражного сбора в указанном в уведомлении
размере на счет Торгово-промышленной палаты Украины дело в Морской
арбитражной комиссии остается без движения.
6. Если производство по делу прекращается постановлением
председателя Морской арбитражной комиссии в соответствии со
статьями 5.4 и 5.6 Регламента, с истца взыскивается 10 % суммы
административного сбора.
III. Уменьшение размера и частичное возвращениеарбитражного сбора
1. Если истец отзывает иск до направления повестки о
назначении слушания дела, Морская арбитражная комиссия возвращает
ему 75 % суммы арбитражного сбора, за вычетом регистрационного
сбора.
2. Если истец отозвал иск после направления повестки, но до
дня первого слушания дела, в частности потому, что стороны
урегулировали спор мирным путем, а равно и в тех случаях, когда
Морская арбитражная комиссия получает заявление до указанного дня
о том, что стороны отказываются от рассмотрения дела в Морской
арбитражной комиссии, истцу возвращается 50 % арбитражного сбора,
за вычетом регистрационного сбора.
3. Если в силу обстоятельств, указанных в пункте 2 этого
раздела, производство по делу прекращается во время первого
заседания без вынесения решения по существу спора, истцу
возвращается 25 % арбитражного сбора, за вычетом регистрационного
сбора.
4. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3, указание о
частичном возврате арбитражного сбора должно содержаться в
решении, постановлении о прекращении производства по делу. В
случае, если производство по делу прекращается до формирования
состава Морской арбитражной комиссии, постановление о возврате
сбора принимается председателем Морской арбитражной комиссии.
IV. Арбитражный сбор при встречном иске
1. К встречному иску применяются такие же правила, как и к
первоначальному иску.
V. Распределение арбитражного сбора
1. Арбитражный сбор возлагается на сторону, против которой
состоялось решение, за исключением случаев, когда действуют иные
правила.
2. Если иск был удовлетворен частично, арбитражный сбор
возлагается на ответчика - пропорционально размеру удовлетворенных
исковых требований и на истца - пропорционально той части исковых
требований, в которой ему было отказано.
3. Стороны могут договориться между собой об ином, чем
предусмотрено пунктами 1 и 2, распределении арбитражного сбора.
VI. Расходы арбитражного производства
1. Расходы арбитражного производства оплачиваются сторонами
следующим образом. Если стороны договорились о рассмотрении дела не на
украинском или русском языке, расходы на услуги переводчика для
арбитражного производства они несут солидарно. Если по просьбе одной из сторон при производстве по делу
осуществляется перевод объяснений и указаний состава Морской
арбитражной комиссии на другой, чем украинский или русский, язык,
расходы по переводу оплачиваются указанной стороной. Такое же правило действует в отношении перевода решений
Морской арбитражной комиссии, а также случаев, указанных в
ст.ст. 4.7-4.8 Регламента.
2. В случае участия в разбирательстве назначенного стороной
арбитра, имеющего постоянное местопребывание вне места проведения
заседаний Морской арбитражной комиссии, эта сторона должна внести
аванс на оплату расходов по его участию в арбитражном
разбирательстве (по проезду, проживанию и т. п.). В случае
назначения такого арбитра Президентом Торгово-промышленной палаты
Украины или назначения его председательствующим состава Морской
арбитражной комиссии, указанный аванс должна внести в равных долях
каждая из сторон, а при невнесении ответчиком соответствующего
аванса в установленный срок уплата такого аванса возлагается на
истца.
3. Морская арбитражная комиссия может обязать истца внести
аванс для покрытия расходов по исполнению действий, необходимых
для производства по делу. Морская арбитражная комиссия также может
обязать сторону, которая заявила о необходимости выполнить
какое-либо действие, связанное с производством по делу, уплатить
аванс, если Морская арбитражная комиссия признает обоснованность
такого заявления.
4. Расходы арбитражного производства исчисляются в той
валюте, в которой они понесены. День оплаты расходов и уплаты
аванса на расходы определяется по правилам пункта 4 раздела II.
VII. Расходы сторон
1. Каждая из сторон должна оплатить свои расходы, указанные в
пункте 3 раздела I. Расходы, понесенные стороной, в пользу которой было вынесено
решение, в связи с защитой своих интересов перед Морской
арбитражной комиссией (командировочные расходы сторон, гонорары
адвокатов и т. д.) могут быть возложены на противоположную сторону
в той мере, в какой Морская арбитражная комиссия признает их
обоснованными и разумными.
2. Как исключение из правил, установленных в разделах V -
VII, Морская арбитражная комиссия может взыскать в пользу одной из
сторон с другой стороны излишние расходы, понесенные первой
вследствие нецелесообразных или недобросовестных действий другой
стороны. Под такими действиями имеются в виду, в частности,
действия, приведшие к неоправданной обстоятельствами дела задержке
процесса.
Джерело:Офіційний портал ВРУ