open
  • PDF
  • DOC
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
Чинний
                             
                             
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
N 226/2/17-0310 від 23.06.99

м.Київ
vd990623 vn226/2/17-0310

О применении Закона Украины от 23.03.99 г. N 539

"О внесении изменении в некоторые

законодательные акты Украины"

Законом Украины от 23.03.99 г. 539-XIV ( 539-14 ) "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Украины", который
вступил в силу 3 июня 1999 года, внесены изменения, в частности, в
Декрет Кабинета Министров Украины от 21.01.9З г. N 7-93
государственной пошлине" и Декрет Кабинета Министров от 26.12.92
г. N 1З-92 "О подоходном налоге с граждан", что вызывает
необходимость предоставления официального разъяснения применения
этого Закона. Государственная налоговая администрация Украины просит
рассмотреть некоторые вопросы, возникшие в связи с
несогласованностью принятого Закона с другими действующими
законодательными актами Украины, а также по поводу возможности
неоднозначного толкования положений Закона. 1. Министерством юстиции Украины и Государственной налоговой
администрацией Украины готовится проект совместного письма
управлениям юстиции и государственным налоговым администрациям в
Автономной Республике Крым, областях. г.Киеве и Севастополе по
вопросу применения пп.2 пункта 2 раздела II Закона Украины от
23.03.99 г. N 539-XIV "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Украины". В процессе подготовки настоящего письма возникли проблемы с
определением порядка применения ставок государственной пошлины за
удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества
(земельных участков), находящихся в собственности
гражданина-продавца. При заключении договоров купли-продажи в мены недвижимого
имущества (земельных участков), с учетом изменений, внесенных
вышеуказанным Законом, однозначно применяются ставки пп."а" пункта
3 статьи 3 (для земельных участков пп."б" пункта 3 статьи 3
Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. "О
государственной пошлине", то есть 1 процент суммы договора, но не
меньше одного необлагаемого минимума доходов граждан. Но при заключении договоров дарения, пожизненного содержания
и других договоров отчуждения недвижимого имущества (земельных
участков), по мнению Министерства юстиции Украины, которое
ссылается на статьи 227, 242, 244, 426 Гражданского кодекса
Украины ( 1540-06 ), возможно применение ставок, определенных в
пп."д" пункта 3 статьи 3 Декрета (5 процентов суммы договора, но
не меньше 0,05 необлагаемого минимума доходов граждан), как за
удостоверение других договоров, подлежащих оценке. Возникает вопрос, какими законодательными актами
руководствоваться при распределении договоров отчуждения
недвижимого имущества, по какому принципу применять ставки
государственной пошлины при заключении гражданско-правовых
договоров, в которых невозможно определить категорию
гражданина-продавца. 2. До принятия Закона Украины "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Украины" подпунктом "а" пункта 3
статьи 3 Декрета Кабинета Министров Украины "О государственной
пошлине" регулировались отношения по отчуждению недвижимого
имущества как юридических, так и физических лиц (граждан), после
внесения изменений этим пунктом определяются ставки
государственной пошлины только для отчуждения имущества
гражданина-продавца. Каков порядок уплаты государственной пошлины при отчуждении
недвижимого имущества юридических лиц, а также при отчуждении
имущества физического лица, которое непосредственно не является
продавцом, а через уполномоченное лицо (по поручению)? Возможно ли
в этом случае также применение ставок по подпункту "д" пункта 3
статьи 3 Декрета? 3. Для надлежащего выполнения требования Закона Украины "О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины"
требуют определения положения пункта 2 раздела II данного Закона
относительно распространения его действий на правоотношения,
которые возникли со дня вступления в силу Декрета Кабинета
Министров "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ). В частности, возникает ли необходимость возврата подоходного
налога гражданам - продавцам имущества, акций и других
корпоративных прав, которые уплачивали его до принятия
вышеуказанного Закона. Если такая необходимость существует, то
каковы сроки возврата подоходного налога, источники
финансирования, перечень подтверждающих документов, которые
предоставляют право пользоваться предоставленной льготой данным
категория граждан. Кроме того, необходимо отметить, что статьей 71 Гражданского
кодекса Украины ( 1540-06 ) установлен общий срок исковой давности
3 года. Также статьей 20 Декрета Кабинета Министров Украины "О
подоходном налоге с граждан" предусматривается, что в случае
несвоевременного привлечения граждан к уплате налога или
неправильного налогообложения их доходов взыскание или возврат
соответствующей суммы налога допускается не более чем за три года
до выявления факта неправильного налогообложения. В связи с этим,
как рассматривать распространение действия Закона, принятого 23
марта 1999 года, на правоотношения, которые возникли со дня
вступления в силу Декрета Кабинета Министров "О подоходном налоге
с граждан", то есть с 1993 года. 4. Законом Украины "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Украины" (пп.1 пункта 1 раздела I)
предусматривается распространение льгот по уплате подоходного
налога на доходы по облигациям именных сберегательных
сертификатов. Однако в соответствии с Законом Украины "О ценных
бумагах и фондовой бирже" ( 1201-12 ) выпуск сберегательных
(депозитных) сертификатов является одной из форм депонирования
свободных средств граждан. Именные сертификаты отличаются от
сертификатов на предъявителя исключительно характером
распоряжения, не дающего оснований для введения разного режима
налогообложения доходов граждан, полученных от операций с
указанными сберегательными сертификатами. 5. Относительно пп.3 пункта 1 раздела I Закона Украины "О
внесении изменении в некоторые законодательные акты Украины":
изменения, внесенные в часть третью статьи 13 Декрета Кабинета
Министров "О подоходном налоге с граждан", вызывают трудности в
применении, поскольку некоторые статьи расходов не касаются
деятельности физических лиц - субъектов предпринимательской
деятельности. Например: в соответствии с пп.5.3.5 статьи 5 Закона
Украины от 22.05.97 г. N 283/97 "О налогообложении прибыли
предприятий" к валовым расходам физических лиц - субъектов
предпринимательской деятельности относятся расходы по содержанию
органов управлений, объединений налогоплательщиков, включая
содержание холдинговых компаний, которые являются юридическими
лицами. 6. Также требует определения термин "прибыль, полученная
гражданином от операций купли-продажи акций и других корпоративных
прав", поскольку в Декрете Кабинета Министров "О подоходном налоге
с граждан" данный термин по настоящего времени не использовался. Поскольку Государственная налоговая администрация Украины уже
получила значительное количества запросов относительно порядка
применения Закона Украины от 23.03.99 г. N 539-XIV ( 539-14 ) "О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины",
просим срочно предоставить разъяснения по вопросам, изложенным в
настоящем письме.
Первый заместитель Председателя Ф.Ярошенко
"Бизнес" N 29/99

  • Друкувати
  • PDF
  • DOC
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: