open Про систему
  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі
Чинна
                             
                             
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
27.10.2008 N 10484/6/23-4016/463
Совету предпринимателей

при Кабинете Министров

Украины

Относительно рассмотрения

предложений и замечаний к законопроекту

Государственная налоговая администрация Украины получила
предоставленные Советом предпринимателей при Кабинете Министров
Украины в письме от 25.09.2008 г. N 148 замечания и предложения к
проекту Закона Украины [от 20.02.2003 г. N 550-IV ( 550-15 )] "О
внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами" и некоторые другие законы
Украины" и выражает благодарность за высказанные предложения к
нему.
В соответствии со статьями 4 и 10 Закона Украины от 11
сентября 2003 года N 1160-IV ( 1160-15 ) "Об основах
государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной
деятельности" ГНАУ рассмотрела предоставленные замечания и
предложения и отмечает следующее.
Данный законопроект разработан ГНАУ во исполнение Программы
деятельности Кабинета Министров Украины "Украинский прорыв: для
людей, а не политиков", утвержденной постановлением Кабинета
Министров Украины от 16 января 2008 года N 14 ( 14-2008-п ), в
части осуществления налоговой реформы относительно упорядочения
правил и процедур проведения налоговых проверок. Кроме того, в
данном проекте учтены предоставленные в рабочем порядке
предложения Совета предпринимателей при Кабинете Министров
Украины, направленные на максимальный учет в данном проекте норм
Закона Украины [от 05.04.2007 г. N 877-V ( 877-16 )] "Об основных
принципах государственного надзора (контроля) в сфере
хозяйственной деятельности", которые улучшают формы и методы
государственного контроля и содействуют налаживанию партнерских
отношений с плательщиками налогов.
Однако некоторые замечания и предложения, выраженные в письме
от 26.09.2008 г. N 148, не могут быть учтены в данном
законопроекте, в частности:
1. В отношении пункта 1 письма касательно согласования
предусмотренной в законопроекте нормы относительно прав
контролирующих органов проводить обследование территорий,
помещений и других активов, используемых для осуществления
хозяйственной деятельности, которые являются объектами
налогообложения или используются для получения доходов (прибыли)
либо связаны с объектами налогообложения, с положениями части 10
статьи 4 Закона Украины "Об основных принципах государственного
надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" ( 877-16 )
отмечаем следующее. Частью 10 статьи 4 вышеназванного Закона ( 877-16 )
установлено, что должностные лица органа государственного надзора
(контроля) с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для
полноты проведения мероприятия, осуществляют в пределах
полномочий, предусмотренных законом, осмотр территорий или
помещений, используемых для осуществления хозяйственной
деятельности, если это предусмотрено законом. Однако обязанность плательщиков налогов и сборов
(обязательных платежей) допускать должностных лиц государственных
налоговых органов к обследованию помещений, используемых для
получения доходов или связанных с содержанием объектов
налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и
уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) предусмотрена
статьей 9 Закона Украины от 25 июня 1991 года N 1251-XII
( 1251-12 ) "О системе налогообложения". Поэтому вышеприведенные положения законопроекта не
противоречат действующему законодательству, регулирующему права и
обязанности плательщиков налогов, а замечания Совета
предпринимателей при Кабинете Министров Украины, изложенные в
пункте 1 предложений к проекту Закона Украины, законодательно не
обоснованы.
2. В отношении пунктов 2 и 3 письма касательно пересмотра
предложенных в проекте Закона оснований для проведения органами
государственной налоговой службы внеплановых документальных
проверок плательщиков налогов отмечаем следующее. Законопроектом предусмотрено проведение внеплановой выездной
проверки в случаях выявления недостоверности данных, ошибок в
налоговых декларациях (расчетах или отчетах), которые представлены
плательщиком налогов в налоговый орган и представление которых
предусмотрено законом, и/или имеются противоречия или
несоответствия между данными, указанными в них. В письме Совета
предпринимателей при Кабинете Министров Украины предложено
дополнить данное основание ограничением относительно возможности
проведения такой проверки только в случае, если плательщик налогов
не представит пояснения и их документальное подтверждение на
обязательный письменный запрос органа налоговой службы. Однако такое ограничение является нецелесообразным, поскольку
в соответствии со статьей 3 Закона Украины от 25 июня 1991 года
N 1251-XII ( 1251-12 ) "О системе налогообложения" принципами
построения системы налогообложения являются, в частности,
обязательность, которая предусматривает введение норм относительно
уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на
основании достоверных данных об объектах налогообложения за
отчетный период, и установление ответственности плательщиков
налогов за нарушение налогового законодательства. В связи с этим
наличие недостоверных данных и ошибок в налоговых декларациях
(расчетах или отчетах), которые представлены плательщиком налогов
в налоговый орган и представление которых предусмотрено законом,
и/или имеются противоречия или несоответствия между данными,
указанными в них, является нарушением налогового законодательства
в части порядка ведения налогового учета и представления налоговых
деклараций и достаточным риском (основанием) для проведения
внеплановой проверки такого плательщика налогов. При этом
представление плательщиком налогов в орган государственной
налоговой службы пояснений и их документального подтверждения не
исключает проведения такой внеплановой документальной проверки в
помещении налогового органа, то есть невыездной внеплановой
проверки. Относительно исключения из законопроекта оснований для
проведения проверки в случаях, когда плательщиком налогов в
соответствии с законом заявлен к возмещению налог на добавленную
стоимость; представлена декларация с отрицательным значением по
налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс.
грн., а также если в отношении плательщика налога подана жалоба о
непредоставлении таким плательщиком налоговой накладной покупателю
или нарушении правил заполнения налоговой накладной, в связи с тем
что такие нормы, по мнению Совета предпринимателей при Кабинете
Министров Украины, приведут к зарегулированности
предпринимательской деятельности и являются непонятными, указываем
следующее. Указанные основания для проведения проверок не являются
новыми и уже предусмотрены действующим законодательством, в
частности пунктами 7.2.6 и 7.7.5 Закона Украины от 3 апреля 1997
года N 168/97 ( 168/97-ВР ) "О налоге на добавленную стоимость", а
также пунктом 9 части шестой статьи 11-1 Закона Украины от 4
декабря 1990 года N 509-XII ( 509-12 ) "О государственной
налоговой службе в Украине". Введение их в редакцию предложенного
законопроекта обусловлено только необходимостью приведения в
соответствие норм действующего законодательства и упорядочения
правил и процедур проведения налоговых проверок в едином
законодательном акте.
3. В отношении высказанных в пункте 5 письма замечаний
касательно несоответствия положений абзаца 59 пункта 5 части
первой статьи 1 проекта нормам части седьмой статьи 11-1 Закона
Украины от 4 декабря 1990 года N 509-XII ( 509-12 ) "О
государственной налоговой службе [в Украине]", в соответствии с
которой внеплановая выездная проверка может осуществляться только
на основании решения суда, указываем следующее. В соответствии с
частью седьмой статьи 11-1 вышеприведенного Закона ( 509-12 ) в
редакции Закона Украины от 25 марта 2005 года N 2505-IV
( 2505-15 ), внеплановая выездная проверка осуществляется на
основании возникновения обстоятельств, изложенных в данной статье,
по решению руководителя налогового органа, которое оформляется
приказом. В связи с этим нормы предложенного законопроекта не
противоречат положениям Закона Украины от 4 декабря 1990 года
N 509-XII ( 509-12 ) "О государственной налоговой службе в
Украине".
4. Относительно изложенных в пункте 6 письма замечаний
касательно необходимости согласования положений абзаца 70 пункта 5
части первой статьи 1 законопроекта нормам статьи 11-1 Закона
Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 )
указываем следующее. Предложенной редакцией законопроекта "О внесении изменений в
Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков
налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и
некоторые другие законы Украины" действительно определяются сроки
осуществления плановых и внеплановых выездных проверок органами
государственной налоговой службы, которые несколько увеличены по
сравнению с действующими нормами, предусмотренными статьей 11-2
Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине"
( 509-12 ). Это даст возможность органам государственной налоговой
службы на законодательном уровне разрешить проблему недостаточной
их продолжительности, определенной в Законе Украины "О
государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ). В проекте учтены рекомендации Мирового банка относительно
установления временных рамок для проведения проверок плательщиков
налогов по степеням их сложности (в том числе предусмотрения
возможности расширения временных рамок для крупных плательщиков
налогов) путем определения дифференцированных сроков проведения
проверок и возможности их продления для крупных плательщиков
налогов, субъектов малого предпринимательства, а также всех других
плательщиков налогов. При этом наибольшие сроки проведения проверок и возможность
их продления установлены именно для крупных плательщиков налогов,
составляющих незначительную часть от общего их количества,
состоящего на учете в органах государственной налоговой службы,
однако именно эти плательщики налогов декларируют преобладающую
сумму полученных валовых доходов. Что касается увеличения сроков проведения проверок субъектов
малого предпринимательства, то следует отметить, что из года в год
увеличивается количество физических лиц - предпринимателей,
декларирующих значительные суммы валового дохода от осуществления
хозяйственной деятельности. У отдельных из них сумма валового
дохода превышает 1 млрд. гривен. В своей деятельности указанная
категория плательщиков налогов использует труд наемных лиц, их
деятельность сопровождается крупными объемами документооборота и
количества контрагентов, с которыми они имеют тесные
финансовохозяйственные отношения, и в целом мало чем отличается от
деятельности субъектов хозяйствования - юридических лиц.
5. Относительно высказанных в пункте 4 письма замечаний
касательно исключения абзаца 47 пункта 5 части первой статьи 1
проекта Закона, в соответствии с которой одним из оснований для
проведения внеплановой оперативной проверки является получение в
установленном порядке информации о нарушении требований
законодательства в части производства, учета, хранения,
транспортировки и/или реализации спирта, марок акцизного сбора,
виноматериалов, алкогольных напитков, табачных изделий,
парфюмерно-косметической и спиртосодержащей продукции, нецелевого
использования спирта и марок акцизного сбора субъектами
хозяйствования, в том числе производителями (поставщиками) или
покупателями данной продукции, указываем следующее. Статьей 16 "Органы контроля за производством и торговлей
спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым
ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным
плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым,
алкогольными напитками и табачными изделиями" Закона Украины от 19
декабря 1995 года N 481/95-ВР ( 481/95-ВР ) "О государственном
регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного
и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" определено,
что контроль за соблюдением норм данного Закона ( 481/95-ВР )
осуществляют органы, выдающие лицензии, а также другие органы в
пределах компетенции, определенной законами Украины. Указом Президента Украины от 11.07.2001 г. N 510 ( 510/2001 )
"Об усилении государственного контроля за производством и оборотом
спирта, алкогольных напитков и табачных изделий" функция
обеспечения реализации государственной политики в сфере контроля
за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и
табачных изделий, осуществления межотраслевой координации в данной
сфере возложена на Государственную налоговую администрацию
Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.08.2001 г.
N 940 ( 940-2001-п ) "О мерах по усилению государственного
контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков
и табачных изделий и взиманием акцизного сбора" на Департамент
контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков
и табачных изделий ГНА Украины возложена функция осуществления
контроля за производством и оборотом спирта, виноматериалов,
алкогольных напитков, табачных изделий и сырья, соблюдением норм
потерь и выхода спирта, алкогольных напитков субъектами
предпринимательской деятельности, производящими, импортирующими,
экспортирующими, хранящими, транспортирующими и реализующими такую
продукцию, а также соблюдением стандартов, технических условий,
рецептур, регламентов и технологических инструкций на производство
спирта, виноматериалов, алкогольных напитков и табачных изделий. Кроме этого, утверждение на законодательном уровне порядка
получения информации о выявленных нарушениях требований
действующего законодательства относительно производства и оборота
спирта, алкогольных напитков и табачных изделий считаем
нецелесообразным, поскольку Законом Украины "О государственной
налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) определен порядок
оформления материалов проверок субъектов хозяйствования. Вместе с тем Государственная налоговая администрация Украины
выражает благодарность за участие Совета предпринимателей при
Кабинете Министров Украины в работе над законопроектом. Создание четкого, однозначного для восприятия
законодательства разрешит имеющуюся правовую коллизию в
законодательстве и позволит избежать конфликтных ситуаций между
плательщиками налогов и органами государственной налоговой службы
в части нарушения прав, обязанностей и ответственности субъектов
хозяйствования, являющихся плательщиками налогов и сборов
(обязательных платежей) во время выполнения органами
государственной налоговой службы возложенных на них заданий и
функций.
Заместитель Председателя Н.Рубан

  • Друкувати
  • PDF
  • DOCX
  • Копіювати скопійовано
  • Надіслати
  • Шукати у документі

Навчальні відео: Як користуватись системою

скопійовано Копіювати
Шукати у розділу
Шукати у документі

Пошук по тексту

Знайдено: